Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Правовое регулирование прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации.



2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Правовое регулирование прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение

1. Понятие, сущность и содержание правовой основы регламентации военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации.

2. Правовое регулирование прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации.

3. Механизм организации и осуществления правового регулирования прохождения военной службы по контракту в России

Заключение.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие произошли существенные изменения в нашей стране. Образовано новое государство – Российская Федерация, внешняя и внутренняя политика которого значительно изменились. Неоднократно уточнялись предназначение и функции органов государственной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба, решающих задачи обороны и безопасности государства, составляющих ядро ее военной организации, которая в настоящее время реформируется. Однако реформирование военной организации Российской Федерации невозможно без значительной переработки действующего военного законодательства, регулирующего, в частности, и порядок прохождения военной службы.

С принятием в 1992-1993 годах Конституции Российской Федерации и пакета «военных законов» коренным образом был изменен порядок прохождения военной службы в Российской Федерации. Граждане России стали исполнять конституционный долг по защите Отечества путем прохождения военной службы в добровольном порядке, заключив контракт о прохождении военной службы. Конституцией Российской Федерации отныне предусмотрена возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой. Значительно расширены права и свободы, строго регламентированы обязанности и ответственность военнослужащих.

Пакет «военных законов» 1996-1998 годов, Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации 1999 года № 1237, еще более усовершенствовали порядок прохождения военной службы, устранили многие недостатки, пробелы. Однако при применении указанных нормативных правовых актов возникло множество вопросов, т.к. до настоящего времени продолжает действовать несколько сотен подзаконных нормативных актов, ориентированных на старое законодательство, большое количество бланкетных норм новых «военных законов» не подкреплено нормативно, судебная практика еще не наработана, военное законодательство недостаточно систематизировано.

Актуальность написания мной работы на заданную тему состоит в необходимости дальнейшей проработки и совершенствования вопросов, связанных с прохождением военной службы по контракту в Российской Федерации и обусловлена следующими факторами:

o произошли существенные политические, экономические и социальные изменения в Российской Федерации, обусловившие формирование новых взглядов во внутренней и внешней политике на роль и место в государстве Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба;

o изменились ценностные ориентации большинства населения страны, значительно понизился престиж военной службы;

o реформируется военная организация Российской Федерации. Подчас в результате отказа «от старого», без учета положительного многовекового опыта правового регулирования военной службы в России, появляются недостаточно продуманные правовые нормы, которые способны даже привести к утрате отдельными правовыми институтами своего первоначального назначения. Так, например, в современном законодательстве исключено важнейшее условие присвоения воинского звания – положительная аттестация. Воинское звание военнослужащему стало присваиваться в случае истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании и занятия им соответствующей должности. Тем самым, из пяти функций системы воинских званий (отражения заслуг, авторитета, военной и специальной квалификации военнослужащего, его служебного стажа и служебного положения) утрачены первые две и частично третья, и как следствие, система воинских званий перестала являться стимулом надлежащего исполнения военнослужащими своих обязанностей, что может отрицательно сказаться в дальнейшем на военной службе в целом;

o коренным образом изменилось законодательство Российской Федерации, в том числе и в военной области. Часто без изменения действующих принимаются новые нормативные правовые акты. В связи с этим появляется достаточное число пробелов и коллизий права, что привело к недостаточному совершенству действующего законодательства, в том числе и в вопросах прохождения военной службы по контракту.[1]

Актуальность исследуемых в работе вопросов подтверждается и тем, что в настоящее время в аппарате Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке к изданию проекта указа, утверждающего новую редакцию Положения о порядке прохождения военной службы, которое должно устранить ряд существующих недостатков и пробелов в указанной области.

 

Вопрос 1. Понятие, сущность и содержание правовой основы регламентации военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

 

Основной формой реализации гражданами Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества является военная служба. Эта форма имеет такое большое значение, что законодатель счел необходимым на конституционном уровне закрепить общеобязательный характер военной службы в качестве обязанности каждого российского гражданина.

Обязанность защищать страну – одна из основных конституционных обязанностей граждан в большинстве государств мира, а согласно конституций ряда стран – одновременно и право граждан.

Правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга по защите Отечества различны. Воинская обязанность является юридической обязанностью граждан Российской Федерации, установленной в целях реализации их обязанности по защите Отечества. Законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на добровольное исполнение долга по защите Отечества. В этих целях граждане могут проходить добровольную подготовку к военной службе, добровольно поступать на военную службу по контракту и проходить ее. Указанные действия не являются формами исполнения воинской обязанности[2].

Российская Федерация наряду с усиленной охраной прав и свобод граждан проводит политику, направленную на неуклонное обеспечение их основных, конституционных обязанностей. Такое усиленное внимание к основным обязанностям выражается в образовании специальных органов, призванных обеспечить их исполнение.

В настоящее время служба в Вооруженных Силах Российской Федерации стала не престижна. По сообщениям различного уровня учреждений и организаций Минобороны России многие молодые люди - граждане России – уклоняются от несения военной службы. Это явилось следствием современного состояния нестабильности в обществе, падением нравственных идеалов, общественных ценностей. А в итоге одна из основных конституционных обязанностей по защите Отечества утратила свою вторую моральную составляющую, а, следовательно, ослаблена, чем государственным интересам нанесен значительный ущерб.

Не редким явлением в Российской армии продолжает оставаться самовольное оставление военнослужащими своих воинских частей, дезертирство[3]. И в то же время полный отказ от военной службы по призыву вряд ли решит все проблемы и вряд ли обоснован. Даже в благополучных США законодатели начинают подумывать о возобновлении воинской повинности, так как Вооруженные Силы США испытывают большие трудности с комплектованием военнослужащими. К недостаткам добровольного способа комплектования вооруженных сил относятся:

недобор необходимого количества военнослужащих. Это происходит потому, что желающих поступить на военную службу тем меньше, чем лучше экономическая ситуация в стране;

незначительный запас военно-обученных людей, имеемый для армий, комплектующихся на добровольной основе;

худшее моральное состояние этих армий, из-за того, что главным стимулом для военнослужащих становится денежное содержание;

значительная дороговизна таких армий для государства, по сравнению с армиями, комплектуемыми на основе воинской обязанности[4]. А с учетом исторических традиций, культуры народа, военная служба на Руси всегда имела основной целью не обогащение, получение чинов и наград, а службу Отечеству.

Рассмотрев конституционную обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества перейдем к исследованию вопросов, связанных с военной службой как особым видом федеральной государственной службы, основной формой реализации обязанности граждан по защите Отечества.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в иных войсках и формированиях.

Государственная служба – это осуществление функций государства от его имени лицом, занимающим государственную должность государственной службы в государственных органах и их структурных подразделениях. Это выполнение обязанностей, основу которых составляют юридические действия или действия, непосредственно направленные на то, чтобы вызвать юридические последствия[5].

В современной юридической литературе нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Ряд авторов относит военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, пограничную и органы внутренних дел[6]. Бахрах Д.Н. называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, наряду с милицейской, военизированной (внутренней службой в системе МВД России, военизированной охраной МПС России, горноспасательной службой и др.)[7]. Старилов Ю.Н. указывает на принадлежность военной службы, без указания ее места в системе, к государственной службе[8]. Наиболее точно указывает место военной службы в системе государственной службы Манохин В.М., который считает военную службу разновидностью федеральной государственной службы[9].

При разрешении указанной проблемы, необходимо исходить из того, что военная служба осуществляется от имени и в интересах государства, на основании принципов и положений, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Только государство для реализации своих специфических функций правомочно создавать органы и организации, в которых предусматривается прохождение военной службы.

Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» военная служба по своей сути является особым видом трудовой деятельности. Эта деятельность государственных органов и организаций в целях решения специфических задач в сфере безопасности и обороны государства, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов, а также в соответствии с международными договорами[10].

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах безопасности, иных воинских формированиях и органах. В Вооруженных Силах Российской Федерации» – это и непосредственное участие в боевых действиях, и повседневная боевая подготовка, все другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, выполнение всех уставных требований, соблюдение воинской дисциплины и т.д.[11]

Итак, военная служба, являясь особым видом федеральной государственной службы, представляет собой деятельность граждан, наделенных законодательством особым статусом, заключающуюся в исполнении ими воинских полномочий в учрежденных государством организациях и органах, от его имени, в целях решения его специфических задач в сфере обороны и безопасности, а также решения иных задач, в том числе, не связанных непосредственно с деятельностью в указанных областях, но в то же время имеющих к ней прямое отношение.

Таким образом, военная служба – есть служба государственная со всеми присущими ей основными чертами и принципами государственной службы в России.

 

Вопрос 2. Правовое регулирование прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации.

 

Прохождение военной службы по контракту – процесс изменения служебно-правового положения военнослужащего в связи с наступлением определенных юридических фактов с момента поступления этого гражданина на военную службу по контракту и до ее окончания[12].

Содержание основных элементов прохождения военной службы по контракту, обусловленных наступлением юридических фактов, связано:

o с заключением новых контрактов военнослужащими;

o с определением должностного положения военнослужащих;

o с присвоением, лишением воинских званий, и восстановлением в воинских званиях военнослужащих;

o с военно-профессиональным обучением, подготовкой и переподготовкой (повышением квалификации) военнослужащих;

o с аттестацией военнослужащих;

o с увольнением военнослужащих с военной службы и восстановлением граждан на военной службе;

o а также с другими обстоятельствами (событиями), с которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы связано изменение служебно-правового положения военнослужащих [13].

Рассмотрим содержание конкретных юридических фактов, обуславливающих прохождение военной службы по контракту.

Первый из них связан с поступлением граждан на военную службу.

Согласно пункту 10 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба по контракту начинается со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы. В рамках указанного исследования целесообразно познакомиться с сущностью, особенностями контракта о прохождении военной службы, сравнить его с иными видами договоров. Рассмотреть вопросы, связанные с заключением (не заключением) нового контракта военнослужащими.

Впервые в отечественном законодательстве норма, закрепляющая право проходить военную службы по контракту появилась с принятием Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", хотя и ранее офицеры и военнослужащие некоторых составов Российской и Советской армий проходили военную службу на профессиональной основе (в кадрах). В вооруженных же силах иностранных государств контракты о прохождении военной службы давно и широко применяются. Так, подобный контракт заключают военнослужащие рядового и сержантского составов Вооруженных Сил США. Новизна и теоретическая непроработанность доселе неизвестного законодательству Российской Федерации о военной службе порядка вызвала массу теоретических и правоприменительных проблем в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц, непонимание со стороны военнослужащих его правовой природы и сущности.

В Законе Российской Федерации 1993 года "О воинской обязанности и военной службе" действительно закреплялось только самое общее описание контракта о прохождении военной службы, практически устанавливая лишь необходимость его заключения, письменную форму, порядок заключения и виды таких контрактов. Сама же юридическая сущность такого контракта осталась за рамками правового регулирования, что на практике послужило основанием судам применять к контракту о прохождении военной службы, в порядке аналогии закона, общие положения о гражданско-правовом договоре, что противоречило правовой природе воинских правоотношений.

Более последовательно к определению правовой сущности контракта о прохождении военной службы законодатель подошел в федеральных законах от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", за восемь прошедших лет существования контрактов о прохождении военной службы, была наработана практика применения к ним правовых норм.

До настоящего времени в юридической литературе высказываются самые разные мнения относительно правовой природы контракта о прохождении военной службы. Так, Вахидов А.Т. считает его самостоятельным договором, не являющимся разновидностью какого-либо из известных Российской юридической науке договоров[14]. Алексин Д.В. считает, что этот контракт относится к межотраслевой группе договоров и примыкает к трудовым договорам[15]. На административно-правовой характер контракта о прохождении военной службы указывает Бахрах Д.Н.[16]

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» посредством прохождения военной службы военнослужащие реализуют их конституционное право на труд посредством трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения – оборона и безопасность. Поскольку контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид трудовой деятельности, постольку указанное обстоятельство на практике может привести к неправомерному отождествлению контракта о прохождении военной службы с понятиями «трудовой договор» и «гражданско-правовой договор», и, как следствие, использование правового регулирования к нему не применимого. Таким образом, необходимо определить правовую природу контракта о прохождении военной службы.

Чем же отличается правовое оформление военной службы от оформления иных форм трудовой деятельности? В чем разница этих контрактов, договоров? В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовой договор является соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Основным принципом правового регулирования гражданско-правового договора является свобода договора, которая характеризуется: свободой волеизъявления и согласования договорных условий, диспозитивностью и формально-юридическим равноправием сторон[17]. На основании статьи 15 ТК Российской Федерации трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон[18]. Трудовой договор определяет правовое положение гражданина как участника определенной кооперации труда в качестве работника данного трудового коллектива.

Объектом гражданского правоотношения являются материальные и идеальные блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права[19]. Объектом трудовых правоотношений является трудовая деятельность в качестве работника конкретного трудового коллектива. Объектом военно-служебных отношений является публичный интерес в сфере обороны и безопасности государства, составляющий предмет деятельности военнослужащих.

Предметом гражданско-правового договора, как правило, служит овеществленный результат исполненного обязательства, а регулирование отношений сторон в процессе его исполнения носит вспомогательный характер, предметом трудового договора является личное выполнение трудовой функции, в то время как предметом контракта о прохождении военной службы является регулирование отношений в процессе прохождения военнослужащим военной службы.

Рассмотрим отличия содержания основных принципов правового регулирования указанных выше договоров.

Свобода волеизъявления, характеризующаяся добровольностью заключения договора, выбором его условий, имеет разное содержание при заключении гражданско-правового договора, трудового договора и контракта о прохождении военной службы. В первом случае она заключается как в добровольности заключения, согласовании вида, формы и содержания гражданско-правового договора[20], во втором случае – вида и содержания и, наконец, в третьем - только в добровольности заключения контракта о прохождении военной службы.

Диспозитивность (возможность участникам договора самостоятельно выбирать вариант поведения) и свобода согласования условий, характерные для гражданско-правового договора, применительно к контракту о прохождении военной службы практически не применимы за исключением случаев, прямо указанных в законе. Так, например, единственным условием контракта о прохождении военной службы, который может выбрать военнослужащий, является срок, на который заключает новый контракт, причем варианты выбора также установлены Законом. В то же время срок, на который заключается первый и некоторые другие виды контрактов, устанавливается императивными нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Указанный подход объясняется особой публично-правовой природой регулируемых контактом о прохождении военной службы отношений. Типовая форма контракта о прохождении военной службы[21] не предусматривает внесение каких-либо дополнительных условий за исключением конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обусловленных особенностями их военной службы, которые руководитель федерального органа исполнительной власти вправе в нем указать. При заключении трудового договора стороны вправе договориться о любых его условиях, которые не ухудшают положения работника по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством о труде.

После заключения контракта о прохождении военной службы возникают военно-служебные отношения, которые, являясь разновидностью административных, характеризуются неравенством сторон, т.е. дальнейшее правовое регулирование осуществляется на основе власти и подчинения. Отличаются неравенством сторон после заключения трудового договора и трудовые правоотношения, со строгим подчинением работника дисциплине, внутреннему трудовому распорядку и режиму труда, которые регламентирует работодатель. Как при трудовых, так и при воинских правоотношениях стороны после заключения договоров (подписания контрактов) становятся членами одного трудового (воинского) коллектива.

Нормативной основой гражданско-правового договора является Гражданский кодекс Российской Федерации, трудового договора – Трудовой кодекс Российской Федерации, а контракта о прохождении военной службы - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Положение о порядке прохождения военной службы, другие законодательные и иные нормативные правовые акты о порядке прохождения военной службе и статусе военнослужащих (п. 5 ст. 32 Федерального закона)[22]. Как уже говорилось выше, регулирование отношений сторон в процессе исполнения обязательства по гражданско-правовому договору носит вспомогательный характер.

Сторонами контракта о прохождении военной службы являются с одной стороны Министерство обороны Российской Федерации или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором Законом предусмотрена военная службы, с другой – гражданин, поступающий на военную службу в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический субъектный состав: только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие установленным Законом требованиям. Иностранные граждане, граждане с двойным гражданством, лица без гражданства не могут быть стороной контракта о прохождении военной службы и, как следствие, субъектами военно-служебных отношений.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора, либо трудового договора (контракта) и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств.

Контракт о прохождении военной службы имеет административно-правовую природу и является административно-правовым договором. Бахрах Д.Н., считающий контракт о прохождении военной службы разновидностью административного договора, выделяет следующие признаки последнего[23]:

Особый субъектный состав. Одной из сторон административного договора всегда выступает государство в лице своих органов власти. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации, другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Комплексный характер, т.е. он регулируется одновременно нормами нескольких отраслей права. Контракт о прохождении военной службы регулируется, в том числе, Конституцией Российской Федерации, законодательством об обороне, о военной службе, статусе военнослужащих, к которому относятся, законодательство об ответственности военнослужащих, законодательство о правах и льготах военнослужащих и т.д.

Свобода выбора условий не характерна для административного договора. Обычно жестко формально устанавливается когда, с кем и на каких условиях административный договор может быть заключен. Указанный признак также полностью присущ контракту о прохождении военной службы.

Целью административного договора является реализация какого-либо публичного интереса, достижение общественно-значимых результатов. Контрактом о прохождении военной службы опосредуется сфера военно-служебных отношений в целях обороны и безопасности государства.

Автономия воли сторон административного договора не носит характера абсолютного принципа, а уровень диспозитивности намного ниже, чем при заключении гражданских и трудовых договоров[24].

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора, либо трудового договора (контракта), а имеет административно-правовую природу и является административно-правовым договором, представляющим собой двусторонний акт между гражданином Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, с другой стороны, которым закрепляется добровольное поступление этого гражданина на военную службу и устанавливаются на определенный срок взаимные права и обязанности его участников в сфере обороны и безопасности государства.

Контракт о прохождении военной службы можно рассматривать в трех аспектах:

1. как юридический факт, то есть основание установления (изменения) правоотношений;

2. как правоотношение – наделение сторон правами и обязанностями;

3. как документ – форма опосредования правоотношений[25].

В отдельных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, установлены типовые формы контрактов о прохождении военной службы с некоторыми специфическими особенностями, которые, однако, не являются исключением из общих тенденций, описанных выше, развития формы контракта. Так, приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. № 576 «О контракте о прохождении военной службы»[26] в типовую форму контракта, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации 1999 года № 1237, внесены дополнения, касающиеся регламентации защиты государственной тайны.

Второй основной элемент прохождения военной службы по контракту связан с юридическими фактами, определяющими должностное положение военнослужащих.

Под «должностью» понимают служебную обязанность, служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей[27]. Это «служебное место» может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к лицу, «входящему в обязанность службы», устанавливает служебные права и обязанности служащего. Должность служит связующим звеном между государством, его органами управления и государственным служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия.

Сложность и многообразие полномочий, соединенных в должности, общий статус должности представляется возможным и необходимым разделить на три статуса:

социальный статус должности: отношение замещающего должность служащего с ниже-, равно- и вышестоящими лицами, включая сюда отношения с гражданами в процессе рассмотрения их обращений, охраны порядка и безопасности и т.д.;

организационный статус: должность организационно состоит в составе структурного подразделения соответствующего органа. С точки зрения построения и формирования аппарата управления должность составляет первичное звено, фундамент всего этого процесса создания организационных структур;

правовой статус: по каждой должности определяется круг, объем полномочий (общий для всех должностей и для каждой конкретной должности), основные формы и методы их реализации, ответственность за исполнение[28].

Большое разнообразие должностей в сфере службы, различный их правовой и организационный статус выдвигают потребность в разделении должностей на виды по определенным основаниям. Должности классифицируются:

по масштабам действия – на типовые (повторяющиеся, однородные, многочисленные, их большинство) и индивидуальные (утверждаются в единственном числе);

по способам их замещения. По этому основанию должности определяются как выборные, конкурсные, замещаемые по назначению, а также в порядке зачисления;

на замещенные конкретным лицом (занятые) и не замещенные (вакантные).

Включение должности в структуру государственного органа производится посредством штатного расписания, в котором содержится перечень структурных подразделений, должностей и количество последних как в целом по органу, так и по структурным подразделениям. Штат – это структурный элемент государственной службы, предусматривающий включение в него служащих, имеющих ранги и получивших право занимать должности. Наиболее четко данная идея реализована при организации военной службы. Так, штат воинской части – это документ, определяющий наименование, состав этой воинской части, ее организационную структуру, наименование структурных подразделений, численность личного состава, количество вооружения и техники. В штате воинской части по каждой должности указывается ее наименование, соответствующее ей воинское звание, военно-учетная (учетная) специальность, размеры должностного оклада (тарифного разряда) военнослужащих.

На протяжении веков было испробовано немало различных способов замещения должностей: передача по наследству, купля-продажа, по жребию, назначение, избрание, конкурс, дарение, были и проигрыши должности в азартных играх, «сажали» на должность и как принудительное отбывание повинности, замещение должности в порядке очередности и др. Каждое общество и государство избирало в каждый данный период своей жизни такие из перечисленных способов замещения должностей, которые наиболее соответствовали его социальному устройству и политике правящих структур. Многие из названных способов применялись и в истории России: известны избрание на престол, переход должности по наследованию, широко применялось назначение.

В условиях Советского государства законодательно были закреплены способы: зачисление, назначение, конкурс, избрание. В качестве основных эти способы остались и в Российской Федерации. Первые три из них применяются в России и при замещении должностей военнослужащими.

В порядке зачисления замещаются должности, стоящие на нижней ступени служебной лестницы, как правило, рядовые, первичные, специалистов, не имеющих в своем подчинении других лиц. Зачисление оформляется административным актом руководителя органа, обращенным к зачисляемому на службу и структурным подразделениям (кадровой службе, бухгалтерии и др.). В законодательстве Российской Федерации данный способ замещения должностей прямо не упоминается, а в случае зачисления оговаривается назначение на должность. Но это можно расценивать лишь как редакционную неточность. Так, при назначении младших служащих (секретаря, консультанта) в приказах, издаваемых при поступлении их на службу, говорится: принять на такую-то должность, зачислить.

При назначении на должность совершаются те же юридически значимые действия, что и при зачислении, но имеет особенность административный акт: он обращен помимо названных лиц и структурных подразделений, к тем лицам, которые войдут в подчинение назначаемого лица. Назначаются руководители, у назначаемого лица присутствуют распорядительные или контрольные полномочия. Как способ замещения должностей назначение имеет ряд преимуществ: подбор кандидата из неограниченного круга лиц, возможность перевода лиц из одного органа в другой и т.д. Есть у назначения и отрицательные стороны: зависимость назначенного лица от назначившего органа, от которого оно полностью зависимо.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса – возможность участия в нем неограниченного круга лиц, не менее двух, имеющих, естественно, объявленные данные для занятия данной должности, открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основе чего заключается контракт[29]. Из всех закрепленных в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119 - ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"[30] способов замещения должностей наибольшее внимание уделено конкурсу. Объясняется это тем, что предполагается ввести замещение государственных должностей государственной службы в основном посредством конкурса. В статье 22 указанного Федерального закона указывается, что конкурс проводится на вакантную должность.

Воинская должность есть учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, созданная для обеспечения выполнения задач и функций этой организации, органа, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего его лица. Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, иными нормативными правовыми актами (инструкциями, положениями и т.д.). Должностные же права, в отличие от должностных обязанностей, носят обеспечивающий характер, они призваны создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Воинской должностью определяются характер выполняемых военнослужащим служебных обязанностей по осуществлению задач и функций соответствующего органа в сфере обороны и безопасности, пр<



2020-03-17 241 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Правовое регулирование прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Правовое регулирование прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)