Функции полномочий министерства по налогам и сборам РБ и его органов в сфере финансового контроля
12 Налоговый контроль призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах для своевременного и полного поступления налоговых платежей в бюджет государства. Он осуществляется уполномоченными государственными органами посредством проведения ими конкретных контрольных действий, определенных специальным законодательством. Органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями, представляющими собой совокупность соответствующих прав и обязанностей, которые закреплены в нормативных документах, регламентирующих их деятельность. Налоговые платежи Беларуси подразделяются на прямые налоги (на прибыль, подоходный, на недвижимость), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, офшорный сбор). В настоящее время продолжается процесс модификации и совершенствования налогового законодательства, целью которого является снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов. Основные положения о налогах и сборах определены Конституцией РБ и Налоговым кодексом РБ, общая часть которого введена в действие с 1 января 2004 г. Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в декретах, указах и распоряжениях Президента РБ, содержащих вопросы налогообложения, а также в постановлениях Правительства РБ и нормативных правовых актах республиканских органов государственного управления, местного управления и самоуправления. В законодательстве РБ определены общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях[5]. Указом Президента РБ от 17 октября 1994 г. № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов РБ была переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров РБ и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств. Указом Президента РБ от 11 января 1997 г. № 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров РБ была преобразована в Государственный налоговый комитет РБ, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ. Указом Президента РБ от 11 февраля 1998 г. № 71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета РБ, было преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований РБ. Указом Президента РБ от 3 августа 1999 г. № 456 при Государственном налоговом комитете РБ был создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий. Указом Президента РБ от 24 сентября 2001 г. № 516 Государственный налоговый комитет РБ преобразован в Министерство по налогам и сборам РБ. Этим же Указом Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете РБ реорганизован в Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам РБ без прав юридического лица. С 16 августа 2004 г. Департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами Главного управления организации контрольной деятельности [6]. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС РБ) является республиканским органом государственного управления, который осуществляет государственную политику и регулирование в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий и сырья, их рекламой. МНС РБ координирует деятельность в этой сфере и других республиканских государственных органов [3]. Налоговый контроль в республике также находится в ведении Комитета государственного контроля (КГК РБ), который следит за соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных фондов. За Министерством финансов РБ закреплена функция контроля за доходной частью бюджета. Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ занимается проведением дознания и предварительного следствия по делам о налоговых нарушениях. ДФР разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах. Государственный таможенный комитет (ГТК РБ) является еще одним органом, в компетенцию которого входит налоговый контроль. ГТК РБ реализует контрольные мероприятия по проверке правильности исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров на таможенную территорию республики и их вывозе за границу. МНС РБ является юридическим лицом, имеющим расчетный счет в банке, печать и фирменные бланки. Министерство и его структуры финансируются за счет средств республиканского бюджета. Деятельность МНС РБ регламентируется следующими нормативными актами: - Конституция РБ; - Закон РБ от 2 февраля 1994 г. "О Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь"; - Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета министров РБ от 31 октября 2001 г. № 1592; - Положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением МНС РБ от 28 декабря 2001 г. № 136 [6]. Основными задачами МНС РБ являются: ü осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечение правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов, иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды; ü осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий и сырья, их рекламой; ü учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ü разработка предложений по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства, его унификации в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации; ü осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции; ü подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы; ü принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет [3]. Основной функцией МНС РБ является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Налоговые инспекции МНС РБ ведут Государственный реестр плательщиков; Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими; Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Органы МНС РБ контролируют соблюдение установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, работ и услуг и ведут регистрацию кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей деятельности Национальным банком РБ), применяемых для приема наличных денежных средств. В пределах своей компетенции подразделения МНС РБ контролируют функции агентов валютного контроля. На инспекции МНС РБ возложены функции по учету изъятого, арестованного ими имущества, подлежащего обращению в доход государства, и контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, полученных от его реализации. Законодательство к функциям МНС РБ также относит контроль за: - игорным бизнесом и соблюдением законодательства в этой сфере; - целевым использованием иностранной безвозмездной помощи ее получателями, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи; - проведением рекламных игр; - целевым использованием денежных средств, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Инспекции МНС РБ обеспечивают соблюдение положений законодательства: - о расчетах между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; - о маркировке товаров контрольными знаками; - о ведении кассовых операций; - об обязательной продаже иностранной валюты; - об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров; - об обращении нефтяного жидкого топлива. Департаменты МНС РБ проводят разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств. Министерством издаются нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатываются и утверждаются формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов. Инспекции МНС РБ рассматривают в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от организаций и физических лиц. Министерством проводится анализ отчетных данных, результатов проверок, проводимых инспекциями, и разрабатываются предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС РБ. Министерство осуществляет процедуры внутреннего контроля и проводит проверки деятельности инспекций МНС РБ, принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС РБ об их деятельности, оказывает методическую и практическую помощь, изучает и распространяет положительный опыт работы. Министерство планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС РБ, контролирует их использование [3]. При проведении проверок финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц выявляется соблюдение ими установленного законодательством порядка: - обязательной продажи части валютной выручки; - выдачи лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение специального разрешения (лицензии); - расчетов между субъектами предпринимательской деятельности; - обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь; - правил ведения кассовых операций; - производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта; - производства и оборота табачного сырья и табачных изделий; - маркировки товаров контрольными знаками; - получения, предоставления и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи; - учета и использования бланков строгой отчетности [6]. Деятельность Министерства по налогам и сборам направлена на совершенствование налогового законодательства. Управлениями Министерства разрабатываются и выносятся на рассмотрение законотворческих органов предложения, устраняющие разночтения и неотработанные нормы налогового законодательства, упрощающие механизм налогообложения. Использование информационных технологий позволяет автоматизировать прием налоговых расчетов и увеличить процент камеральных проверок в числе контрольных мероприятий, что означает переход от механической контролирующей деятельности к аналитической работе. Таким образом, деятельность налоговых органов Республики Беларусь постепенно переходит от пополнения бюджета за счет санкций и штрафов к превенции возможных налоговых нарушений.
Список использованной литературы: 1. Конституция республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г.* и 17 октября 2004 г.) 2. Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь. 3. Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (в ред. Постановлений Совета Министров РБ от 12 ноября 2007 г. № 1498) 4. http://www.kgk.gov.by 5. http://www.belta.by 6. http://www.nalog.by
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |