Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции полномочий министерства по налогам и сборам РБ и его органов в сфере финансового контроля



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Функции полномочий министерства по налогам и сборам РБ и его органов в сфере финансового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоговый контроль призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах для своевременного и полного поступления налоговых платежей в бюджет государства. Он осуществляется уполномоченными государственными органами посредством проведения ими конкретных контрольных действий, определенных специальным законодательством.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями, представляющими собой совокупность соответствующих прав и обязанностей, которые закреплены в нормативных документах, регламентирующих их деятельность. Налоговые платежи Беларуси подразделяются на прямые налоги (на прибыль, подоходный, на недвижимость), косвенные (НДС, акцизы, платежи из выручки), смешанные (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды) и прочие налоги (ввозные, вывозные таможенные сборы и пошлины, офшорный сбор). В настоящее время продолжается процесс модификации и совершенствования налогового законодательства, целью которого является снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Налоговое законодательство РБ представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов. Основные положения о налогах и сборах определены Конституцией РБ и Налоговым кодексом РБ, общая часть которого введена в действие с 1 января 2004 г.

Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в декретах, указах и распоряжениях Президента РБ, содержащих вопросы налогообложения, а также в постановлениях Правительства РБ и нормативных правовых актах республиканских органов государственного управления, местного управления и самоуправления.

В законодательстве РБ определены общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях[5].

Указом Президента РБ от 17 октября 1994 г. № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов РБ была переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров РБ и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

Указом Президента РБ от 11 января 1997 г. № 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров РБ была преобразована в Государственный налоговый комитет РБ, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ.

Указом Президента РБ от 11 февраля 1998 г. № 71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета РБ, было преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований РБ.

Указом Президента РБ от 3 августа 1999 г. № 456 при Государственном налоговом комитете РБ был создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

Указом Президента РБ от 24 сентября 2001 г. № 516 Государственный налоговый комитет РБ преобразован в Министерство по налогам и сборам РБ. Этим же Указом Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете РБ реорганизован в Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам РБ без прав юридического лица. С 16 августа 2004 г. Департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами Главного управления организации контрольной деятельности [6].

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС РБ) является республиканским органом государственного управления, который осуществляет государственную политику и регулирование в сфере  налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий и сырья, их рекламой. МНС РБ координирует деятельность в этой сфере и других республиканских государственных органов [3].

Налоговый контроль в республике также находится в ведении Комитета государственного контроля (КГК РБ), который следит за соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных фондов.

За Министерством финансов РБ закреплена функция контроля за доходной частью бюджета.

Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ занимается проведением дознания и предварительного следствия по делам о налоговых нарушениях. ДФР разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах.

Государственный таможенный комитет (ГТК РБ) является еще одним органом, в компетенцию которого входит налоговый контроль. ГТК РБ реализует контрольные мероприятия по проверке правильности исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров на таможенную территорию республики и их вывозе за границу.

МНС РБ является юридическим лицом, имеющим расчетный счет в банке, печать и фирменные бланки. Министерство и его структуры финансируются за счет средств республиканского бюджета.

Деятельность МНС РБ регламентируется следующими нормативными актами:

- Конституция РБ;

- Закон РБ от 2 февраля 1994 г. "О Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь";

- Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета министров РБ от 31 октября 2001 г. № 1592;

- Положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением МНС РБ от 28 декабря 2001 г. № 136 [6].

Основными задачами МНС РБ являются:

ü осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечение правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов, иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

ü осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий и сырья, их рекламой;

ü учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

ü разработка предложений по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства, его унификации в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

ü осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

ü подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

ü принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет [3].

Основной функцией МНС РБ является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами.

Налоговые инспекции МНС РБ ведут Государственный реестр плательщиков; Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими; Государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.

Органы МНС РБ контролируют соблюдение установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, работ и услуг и ведут регистрацию кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей деятельности Национальным банком РБ), применяемых для приема наличных денежных средств.

В пределах своей компетенции подразделения МНС РБ контролируют функции агентов валютного контроля.

На инспекции МНС РБ возложены функции по учету изъятого, арестованного ими имущества, подлежащего обращению в доход государства, и контроль за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, полученных от его реализации.

Законодательство к функциям МНС РБ также относит контроль за:

- игорным бизнесом и соблюдением законодательства в этой сфере;

- целевым использованием иностранной безвозмездной помощи ее получателями, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи;

- проведением рекламных игр;

- целевым использованием денежных средств, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Инспекции МНС РБ обеспечивают соблюдение положений законодательства:

- о расчетах между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

- о маркировке товаров контрольными знаками;

- о ведении кассовых операций;

- об обязательной продаже иностранной валюты;

- об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров;

- об обращении нефтяного жидкого топлива.

Департаменты МНС РБ проводят разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств. Министерством издаются нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатываются и утверждаются формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов.

Инспекции МНС РБ рассматривают в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от организаций и физических лиц.

Министерством проводится анализ отчетных данных, результатов проверок, проводимых инспекциями, и разрабатываются предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС РБ.

Министерство осуществляет процедуры внутреннего контроля и проводит проверки деятельности инспекций МНС РБ, принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС РБ об их деятельности, оказывает методическую и практическую помощь, изучает и распространяет положительный опыт работы. Министерство планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС РБ, контролирует их использование [3].

При проведении проверок финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц выявляется соблюдение ими установленного законодательством порядка:

- обязательной продажи части валютной выручки;

- выдачи лицензий и осуществления деятельности, на которую требуется получение специального разрешения (лицензии);

- расчетов между субъектами предпринимательской деятельности;

- обращения нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь;

- правил ведения кассовых операций;

- производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

- производства и оборота табачного сырья и табачных изделий;

- маркировки товаров контрольными знаками;

- получения, предоставления и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи;

- учета и использования бланков строгой отчетности [6].

Деятельность Министерства по налогам и сборам направлена на совершенствование налогового законодательства. Управлениями Министерства разрабатываются и выносятся на рассмотрение законотворческих органов предложения, устраняющие разночтения и неотработанные нормы налогового законодательства, упрощающие механизм налогообложения. Использование информационных технологий позволяет автоматизировать прием налоговых расчетов и увеличить процент камеральных проверок в числе контрольных мероприятий, что означает переход от механической контролирующей деятельности к аналитической работе. Таким образом, деятельность налоговых органов Республики Беларусь постепенно переходит от пополнения бюджета за счет санкций и штрафов к превенции возможных налоговых нарушений.

 

Список использованной литературы:

1. Конституция республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г.* и 17 октября 2004 г.)

2. Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь.

3. Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (в ред. Постановлений Совета Министров РБ от 12 ноября 2007 г. № 1498)

4. http://www.kgk.gov.by

5. http://www.belta.by

6. http://www.nalog.by

 



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Функции полномочий министерства по налогам и сборам РБ и его органов в сфере финансового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции полномочий министерства по налогам и сборам РБ и его органов в сфере финансового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)