Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Агрессия против Франции. Поражение англо-французской коалиции



2020-03-17 201 Обсуждений (0)
Агрессия против Франции. Поражение англо-французской коалиции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Весной 1940 г. основные силы армий противоборствующих империалисти­ческих государств Европы находились на франко-германской границе, вдоль которой были построены оборонительные полосы: линия Мажино — французами и линия Зигфрида — немцами. Линия Мажино, возведенная на границе Франции с Германией, Люксембургом и частично Бельгией, представляла собой сплошную полосу долговременных фортификацион­ных сооружений. На северной части границы с Бельгией оборонительной системы не было, так как правительство Франции считало эту страну своим союзником, а ее укрепления на границе с Германией — продолже­нием линии Мажино. Линия Зигфрида, состоявшая из долговременных оборонительных сооружений, противотанковых препятствий и противо­пехотных заграждений, проходила от Ахена до Базеля.

Немецко-фашистское командование решило нанести мощный удар по центру расположения союзных армий, рассечь фронт союзников, прижать северную группировку противника к проливам Па-де-Кале, Ла-Манш и уничтожить ее. Главный удар намечалось нанести через Арденны к устью Соммы, т. е. севернее линии Мажино и южнее района развер­тывания франко-британских войск, предназначавшихся для выдвижения в Бельгию.

К началу мая 1940 г. вооруженные силы Германии на западном фронте полностью закончили стратегическое сосредоточение и разверты­вание. На северном его крыле, от побережья Северного моря до Ахена, развернулись две армии группы армий «Б» под командованием генерала Ф. Бока. При поддержке 2-го воздушного флота они должны были за­хватить Голландию, прорвать оборону противника на бельгийской грани­це и отбросить его за линию Антверпен, Намюр.

На главном направлении, в центре западного фронта, в 170-километ­ровой полосе от района южнее Ахена до стыка границ Германии, Люк­сембурга и Франции, заняла исходный район группа армий «А» под ко­мандованием генерала Г. Рундштедта. В ее состав входили три полевые армии и танковая группа П. Клейста. Войска этой группы армий полу­чили приказ при поддержке 3-го воздушного флота преодолеть Арденны и наступать через территорию Люксембурга и Южной Бельгии, форсиро­вать Маас между Динаном и Седаном и стремительно продвигаться к устью Соммы. На левом крыле фронта сосредоточивалась группа армий «Ц» под командованием генерала В. Лееба. Ее двум армиям предстояло демонстративными действиями сковать силы противника на линии Ма­жино. В резерве главного командования сухопутных сил вермахта оста­валось 42 дивизии, которые в основном предназначались для усиления поиск главного направления[8].

Надежды германского командования на достижение решающего успеха на западном фронте в одной быстротечной кампании основывались на том, что наступление крупных сил, в том числе танковых, в труднопроходимой местности явится полной неожиданностью для противника. Расчет был сделан на максимальное использование внезапности, создание решающего превосходства в силах на главном направлении и массированное применение танков и авиации. Учитывались и такие фак­торы, как внутренние противоречия в Англии, Франции, Бельгии и Голландии, довольно значительное влияние капитулянтских элементов в правящих кругах этих стран, консерватизм стратегического мышления союз­ного командования, шаблонность в подходе к оценке намерений противника и неспособность правильно определить их, а следовательно, невозможность своевременно осуществить контрмеры для организации эффективного противодействия врагу. Расчеты немецкого командования оправдались[9].

В начале мая 1940 г. союзные войска, сосредоточенные на восточной французской границе, включали три французские группы армий и британские экспедиционные силы, объединенные в Северо-Восточный фронт под командованием генерала Ж. Жоржа. 1-я группа армий под командо­ванием генерала П. Бийота состояла из четырех французских армий и британских экспедиционных сил. Всего в составе Северо-Восточного фронта насчитывалось 108 ди­визий, в том числе 17 дивизий резерва командующего фронтом; еще 7 дивизий оставались в распоряжении начальника французского генерально­го штаба. На вооружении войск имелось 3100 танков и более 12,5 тыс. ар­тиллерийских орудий калибра 75 мм и выше. В начале мая 1940 г. военно-воздушные силы Франции и Англии насчитывали около 3500 бое­вых самолетов первой линии. Из состава английской авиации 500 самолетов базировались на французские аэродромы. Вооруженные силы польского буржуазного эмигрантского правительства генерала Сикорского, сформированные во Франции, к июню 1940 г. имели 84,5 тыс. человек. Общая численность личного состава союзных сил достигала 3785 тыс. человек.

В планах вооруженной борьбы союзники отводили определенное место армиям Бельгии и Голландии. Однако реально рассчитывать на то, что они окажут сколько-нибудь серьезное противодействие вермахту, не было оснований. Правящие круги этих двух стран, испытывая страх перед Германией, неохотно шли на открытое сближение с Англией и Францией. К тому же внутренние распри в них, разжигавшиеся фашистскими и се­паратистскими группировками, и преследования коммунистов отрица­тельно сказывались на подготовке к отпору агрессору.

К моменту немецкого наступления союзникам так и не удалось до­стигнуть полной договоренности с Бельгией и Голландией о совместных действиях. Тем не менее армии этих стран в англо-французских планах учитывались в качестве сил, противостоящих германским войскам. Бель­гийская армия состояла из 22 дивизий; основные ее силы сосредоточива­лись на рубеже Льеж, Антверпен (по каналу Альберта) и Льеж, Намюр (по Маасу). Голландия, имевшая только 10 дивизий, естественно, не мог­ла противостоять вермахту, поэтому с началом агрессии они должны были отойти в северо-западную часть страны и там сдерживать натиск против­ника до подхода англо-французских войск. Военно-воздушные силы Бель­гии и Голландии располагали более чем 300 боевыми самолетами.

На рассвете 10 мая 1940 г. немецкая авиация совершила налеты на города, основные аэродромы и другие военно-стратегические объекты на территории Голландии, Бельгии и Франции. На фронте от Северного моря до линии Мажино перешли в наступление сухопутные войска вермахта. Вероломно нарушив суверенитет еще не участвовавших в войне Голлан­дии, Бельгии и Люксембурга, они вторглись на территорию этих госу­дарств.

Получив сведения о начале агрессии и просьбу правительств Бельгии иГолландии о помощи, союзное командование отдало распоряжение при­ступить к осуществлению плана «Диль», а 7-й французской армии — вы­двинуться в район голландского города Бреда. Наиболее боеспособные соединения союзников уходили в Бельгию, ослабляя направление, где намечался главный удар вермахта[10].

Стремительно развивались события и в Бельгии. 6-я немецкая армия быстро прорвала пограничные укрепления, к исходу 10 мая на ряде уча­стков форсировала Маас, а на следующий день завязала бои на канале Альберта. Одновременно воздушно-десантные подразделения, высадившие­ся на планерах и парашютным способом в тылу бельгийских войск, пол­ностью парализовали основной форт Льежского оборонительного райо­на — Эбен-Эмаэль и захватили переправы через канал Альберта у Маа­стрихта. За два дня боев они преодолели оборону бельгийцев на канале Альберта и обошли Льеж с севера. Бельгийские войска вынуждены были поспешно отходить на запад.

Прорыв крупных сил вермахта через Арденны и Маас поверг в па­нику французские войска. Под непрерывными ударами с фронта и тыла некоторые воинские части обратились в бегство, смешиваясь с огромны­ми толпами беженцев. Командование теряло управление войсками, отда­вало противоречивые, запоздалые приказы. Реальная угроза окружения англо-французских войск, выдвинутых в Бельгию, побудила союзное командование отдать своим войскам приказ прекратить оборону на рубеже р. Диль и отойти на рубеж Шельды. Преследуя отходившие союзные войска, немцы 17 мая заняли Брюссель, а на следующий день подошли к Камбре.

В последних числах мая англо-французские войска с боями отступили в район Дюнкерка. Отсюда союзное командование намеревалось эвакуи­ровать войска. Чтобы провести эту операцию с наименьшими потерями, оно сумело спешно организовать оборону плацдарма, воспользовавшись паузой в действиях противника. Были мобилизованы крупные силы воен­но-морского флота и авиации, собраны всевозможные плавсредства.

Рано утром 5 июня немецкая авиация подвергла массированной бом­бардировке французские позиции на Сомме. А затем в наступление пе­решли войска группы армий «Б». Французские части оказывали упорное сопротивление и на некоторых участках успешно отражали атаки про­тивника, нанося ему большие потери. Однако удержать столь широкий фронт обороны они оказались не в состоянии. Немецкие войска, особенно танковые и моторизованные, наступая компактными группировками при сильной поддержке авиации, обходили опорные пункты и прорывали рас­тянутую оборону французов. Возникла реальная угроза крушения фран­цузского фронта на Сомме.

Правильно оценив размеры опасности, нависшей над страной, Цент­ральный Комитет Французской коммунистической партии, находившейся в подполье, 6 июня предложил правительству организовать оборону Па­рижа силами вооруженного народа. В этом обращении говорилось: «Ком­мунистическая партия будет рассматривать сдачу Парижа фашистским захватчикам как измену. Она считает организацию обороны Парижа пер­востепенным национальным долгом». Однако правитель­ство П. Рейно, боявшееся своего народа больше, чем немецких захватчи­ков, скорее было готово капитулировать, нежели принять предложение коммунистов[11].

10 июня, когда англо-французская коалиция уже находилась на грани поражения, в войну вступила фашистская Италия. Объявив войну Анг­лии и Франции, итальянские правящие круги рассчитывали, таким обра­зом, принять участие в дележе добычи и обеспечить себе совместно с Гер­манией ведущее место в решении послевоенных вопросов.

Италия сосредоточила против Франции две армии, объединенные в. группу армий «Вест» («Запад»),— всего 22 дивизии. На франко-италь­янской границе им противостояла французская альпийская армия, состо­явшая всего из шести дивизий, но занимавшая выгодные, хорошо обо­рудованные в инженерном отношении позиции.

Французские армии по существу прекратили организованное сопро­тивление, беспорядочно отступая под натиском превосходящих сил про­тивника.

22 июня 1940 г. на станции Ретонд в Компьенском лесу, в доставлен­ном из музея вагоне, где 11 ноября 1918 г. был подписан акт о капи­туляции Германии в первой мировой войне, представители Франции под­писали продиктованное им гитлеровцами соглашение о перемирии. Фран­ция разделялась на две зоны: оккупированную и неоккупированную. Оккупация распространялась на северные, наиболее развитые и богатые районы страны, включая Парижский, и на Атлантическое побережье Франции; французские вооруженные силы подлежали демобилизации и разоружению. Правительство Петэна на территории неоккупированной зоны получило право иметь армию для поддержания внутреннего по­рядка.

Петэн и его окружение, обосновавшиеся в небольшом городке Вишиг установили в неоккупированной зоне диктаторский режим профашистско­го типа. Они верой и правдой служили фашистской Германии, пытаясь играть роль младших партнеров в деле установления «нового порядка» в Европе. Марионеточное правительство Виши усердно помогало захват­чикам в ограблении и закабалении Франции: только на содержание окку­пационных войск из французской казны ежедневно утекало 400 млн. франков.

24 июня французское правительство подписало соглашение о переми­рии с Италией. 25 июня в 1 час 16 мин. военные действия во Франции были официально прекращены.

Поражение Франции в 1940 г. явилось результатом ряда причин. Это были: антисоветский курс политики англо-французских правящих кру­гов; срыв ими переговоров о создании системы коллективной безопасно­сти с участием Советского Союза; политика постоянных уступок агрессо­ру, в том числе за счет Чехословакии и Польши; надежды на то, что Германия раньше направит свою агрессию против Советского Союза.

Причины поражения заключались также в непрочности англо-фран­цузской коалиции, вызванной межимпериалистическими противоречиями, порочной пассивно-выжидательной стратегии французского генерального штаба, ошибочной оценке им немецких планов ведения войны, неспособ­ности союзного командования быстро примениться к особенностям скла­дывавшейся обстановки.

Пагубное влияние на мобилизацию сил для отпора врагу оказала ре­акционная внутренняя политика правящих кругов Франции, направлен­ная на борьбу против прогрессивных антифашистских, демократических сил и на поддержку профашистских, капитулянтских группировок. Вид­ный деятель Французской коммунистической партии Э. Фажон отмечал, что «недостойные правители пожертвовали национальной обороной и кол­лективной безопасностью в угоду реакционной привилегированной и пора­женчески настроенной касте»[12].



2020-03-17 201 Обсуждений (0)
Агрессия против Франции. Поражение англо-французской коалиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Агрессия против Франции. Поражение англо-французской коалиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)