Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономические последствия государственного долга.



2020-03-17 194 Обсуждений (0)
Социально-экономические последствия государственного долга. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.

В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что

1. Они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти.Формирование дополнительных финансовых ресурсов в рамках правительственных структур с помощью государственных заимствований не влечет увеличения совокупного спроса, а только меняет его структуру. Покупка физическими и юридическими лицами государственных ценных бумаг означает перенос спроса от этих субъектов к исполнительным органам государственной власти. Через бюджетные расходы спрос в том же объеме может быть предъявлен в другом месте и другими хозяйствующими субъектами и гражданами.

2. Правительственные структуры, предоставляя государственные кредиты перспективным предприятиям и гарантии по займам и кредитам, привлекаемым эффективным хозяйственникам, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

3. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс целесообразной систематизации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными. Поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

4. При разумной организации функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

5. Взаимные долговые обязательства разных стран ведут к укреплению международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что

1. При высоком уровне развития рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных бумаг (наряду с другими факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателя.

2.Слишком большой объём заемных операций способствует значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития. Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.

3. Если государство, пользующаяся заимствованиями, ставит приоритетным внешние займы , то возможно  попадание состояния отечественных финансов в  зависимость от состояния финансов международных, что может привести к потери политической независимости.

4. Наконец, привлекаемые с помощью государственных заимствований средства являются взятыми «вперед» налогами. Долги  не исчезают,а просто перетекают в другую форму: их надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения. Если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-эти­ческом аспектах антиципации налогов.

 

  

          Глава II .Особенности государственного долга в России

2.1.Структура и уровень государственного долга в современной России

Особенностью экономики современной России является усиление тенденции роста государственного долга. Изменения структуры внешнего и внутреннего долга произошли в результате резкого роста корпоративного долга. Основой устойчивости при управлении государственным долгом должно стать улучшение экономической ситуации в стране.

Государственные заимствования оказывают большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России. Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его структуры и динамики.

В мировой практики структура долга рассматривается, как правило на основе базового критерия – по субъектам предоставления. Однако в отличие от внешнего долга других государств российский долг структурирован еще по одному критерию - временному: унаследованные долги от бывшего СССР и долги РФ.

С 1 января 2000 года в долговые обязательства СССР не выделяются в структуре государственного внешнего долга. Однако именно эти обязательства изначально формировали внешний долг РФ.

В 1985-1991 годах абсолютная сумма задолженности  СССР увеличилась с  до 70,3 млрд. долларов США.

Главной причиной роста государственной внешней задолженности стала активно проводимая закупка импортного оборудования для модернизации промышленного производства с целью облегчения перехода от административно-командной системы хозяйствования к рыночной экономике. При этом возникли трудности с установкой и введением в эксплуатацию импортного оборудования, на прибыль от использования которого делалась основная ставка при возврате взятых в долг средств. Трудности, возникшие с погашением и обслуживанием государственного внешнего долга в конце 80-х гг., привели к необходимости ведения переговоров по отсрочке и переносу платежей по внешнему долгу СССР.

После распада СССР вопросы по урегулированию и распределению его долгов между государствами встал на первый план. Однако уже в 1992 году стало очевидно, что из всех государств участниц СНГ обслуживание своей части внешнего долга способна осуществлять лишь Россия. Это вызывало недовольство западных кредиторов. В 1992 году по соглашению с государствами, бывшими союзными республиками, Россия стала правопреемницей всех внешних долгов СССР. Этот шаг серьезно осложнил ситуацию в области погашения и обслуживания государственного внешнего долга РФ, так как долги  государств СНГ в основном состояли из среднесрочным и краткосрочных кредитов, и подлежала погашению в 1992-1995 годах. В связи и нехваткой, средств для погашения и обслуживания внешних долговых обязательств в соответствии с установленным графиком платежей РФ вынуждена была добиваться реструктуризации этого долга. Однако главной причиной увеличения государственного внешнего долга России стали высокие темпы роста долговых обязательств, накопленных РФ за период с 1992 г. по 1998 г., когда размер государственного внешнего долга РФ вырос в 4,7 раза. Главной составляющей государственного внешнего долга, накопленного РФ, являлись кредиты, полученные по линии МФО. Их доля в структуре внешних долговым обязательств РФ выросла с 1994 года почти вдвое , и в 1998 году составила 61,3%. Задолженность перед МФО представляла собой новый элемент структуры государственного внешнего долга РФ, появившийся после распада СССР и признания РФ, как члена мировой экономической системы. Другим элементом, обеспечившим стабильный прирост внешних долговых обязательств России, является межправительственная задолженность, на которую приходилось 29% внешнего долга РФ по состоянию на 01 января 1999 г.

   В числе должников Лондонского клуба Россия занимала одно из первых мест. Значительный размер задолженности вынудил РФ еще в 1992 году начать вести переговоры по ее реструктуризации. Россия не была единственной страной, чей долг был реструктурирован.

  Полноправным членом Парижского клуба Россия являлась с 1997 года. Пик роста этой части внешней задолженности РФ пришелся на начало 90-х гг. В процессе распада СССР кредитные линии, выделенные СССР, продолжали действовать в отличие от займов коммерческих банков. В период с 1992 по 1993 год России предоставлялись лишь краткосрочные отсрочки платежей по этой части долга, и только в 1994 году РФ впервые добилась реструктуризации части просроченных и текущих платежей на достаточно выгодных условиях. Уже в 1995 году встал вопрос о необходимости глобальной многолетней реструктуризации внешнего долга РФ вместо ежегодного предоставления отсрочек по платежам.

За ухудшением долговой ситуации к середине 1998 года последовал технического дефолт, вследствие чего Россия прекратила погашение и обслуживание задолженности Лондонскому клубу кредиторов, а также приостановила погашение основной суммы внешней задолженности перед Парижским клубом, однако продолжила обслуживание данной части внешнего долга РФ.  

В период с 1999 по 2001 гг. новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам приходилось платить. Но благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР сократился и составлял 78 млрд. долл. За период с 2002 по 2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания задолженности уменьшился на 54 млрд. долл., что составляло лишь 5 % от суммы общего долга бывшего СССР.

По состоянию на 1 января 2009 года задолженность  СССР в общей сумме внешнего долга России составляла менее 1 %. Новый долг России в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился и продолжает расти. На 01 января 2009 внешний долг России оценивается в 484,7 млрд. долл.

Общая динамика внешнего долга Российской Федерации за период с 1994 по 2009 годы показывает следующие. Общая сумма внешнего долга выросла в конечном итоге на 388,1 млрд. долл. с 96,6 млрд. долл. по 484,7 млрд. долл. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 90 млрд. долл., а их доля в общей сумме долга упала с 89 % до 1 %. Теперь особое внимание необходимо уделять проблеме нового российского долга, который вырос на 388,1 млрд. долл., т.е. более чем в 36 раз, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11% до 99%. Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего дога за это время существенно улучшились.

Однако увеличением валютных ресурсов в результате роста мировых цен на нефть по сравнению с запланированными, как источник ресурсов, направляемый на погашение и обслуживание государственного внешнего долга РФ, представляется крайне нестабильным в силу изменчивости цен на мировом рынке. Поэтому реальной основой устойчивости при управлении государственным долгом должно стать только существенное улучшение экономической ситуации в стране, усиление налогового администрирования и совершенствование структуры государственного долга РФ.

Преобладание долга в иностранной валюте в общем объеме долговых обязательств Российской Федерации является большим фактором риска, который ставит управление внешним долгом в жесткую зависимость как от внешних факторов, так и валютной политики государства и состояния платёжного баланса. В связи с этим, в целях оптимизации структуры государственного долга и уменьшения валютных рисков, начиная с 2002 года приоритет при осуществлении государственных заимствований был отдан внутренним заимствованиям. Объем государственного внутреннего долга представлен на рисунке 1[7]. По данным Министерства Финансов РФ на 10 августа 2009 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1 526 231,013 млн. рублей[1].

Рисунок 1 - Объем государственного внутреннего долга, млрд. руб.

 

 

Общий объем государственного долга РФ по состоянию на 1 января 2008 года оценивался в 14,034 трлн. рублей, что составляет 33,6% от ВВП. По сравнению с состоянием на 1 января 2001 года соотношение государственного долга к ВВП снизилось на 15,4 % (см. таблицу 1).

Несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России, одной из основных проблем в области государственного долга - отсутствие возможности устойчивого рефинансирования государственного внешнего долга на благоприятных условиях. Не последнюю роль в этом играет относительная структурная слабость экономики РФ, обусловленная ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители.

В 2008 году внешний долг Российской Федерации с учётом курсовой и рыночной переоценок увеличился 465,4 до 484,7 млрд.долларов США.[2] Ограничение возможностей по рефинансированию за рубежом взятых ранее обязательств, а также принятые меры по финансовой поддержке российских банков и предприятий способствовали снижению внешней задолженности частного сектора .К 1 января 2009 года долговые обязательства достигли 451,9 млрд. долларов США (93,2% совокупного внешнего долга Российской Федерации). В то же время задолженность органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования снизилась с 46,4 до 32,8 млрд. долларов США, а ее доля в структуре внешнего долга — с 10,0 до 6,8%.

Валютная структура внешнего долга российской экономики в 2008 году изменилась в сторону увеличения доли иностранной валюты до 83,1% (402,8 млрд. долларов США). Доля долговых обязательств, номинированных в российских рублях, снизилась до 16,9% (81,9 млрд. долларов США).

Важной особенностью экономики современной России является усиление тенденции роста совокупного национального долга (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний корпоративный долг и корпоративный долг перед нерезидентами.

Изменения структуры совокупного (государственного и корпоративного) внешнего и внутреннего долга произошли в результате резкого роста корпоративного долга. В 1998 году объем внешнего корпоративного долга составлял менее 30 млрд. долларов. На начало 2008 года он достиг 413,3 млрд. долларов. В 2003 - 2007 годах величина внешнего корпоративного долга по отношению к ВВП увеличилась почти в 2 раза и на начало 2008 года составила 32,5 % ВВП. Внешний корпоративный долг формируется небольшим числом крупнейших предприятий и банков. Внутренняя корпоративная задолженность по отношению к ВВП возросла в 2002-2008 годах более чем в 3 раза. За тот же период долг российских предприятий и банков нерезидентам увеличился более чем в 11,5 раза. В настоящее время совокупный корпоративный долг приближается к 80 % ВВП.

Таблица1.Объём государственного долга с 2001 по 2008 год[2]

Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
ВВП, млрд. руб. 7302 9040 10863 13258 15300 21625 26903 33111 41668
Государственный долг, млрд. руб. 4485 4425 4562 4207 4656 6930 8170 10652 14034
в % к ВВП 61,4 49,0 42,0 31,7 30,4 32 30,4 32,1 33,6
Внутренний долг, млрд. руб. 557,4 533,5 679,9 682,0 988,1 778,47 875,43 1064,8 1301
в % к ВВП 7,6 5,9 6,3 5,1 6,4 3,6 3,3 3,2 3,1
  Внешний долг, млрд. руб. 3928,3 3891,9 3882,8 3527,7 3668 6152 7295 9588 12733
в % к ВВП 53,8 43,1 35,7 26,6 24,0 28,4 27,1 28,9 30,5

 

    Проанализировав соотношение между отдельными составляющими совокупного национального долга РФ с точки зрения объема и структуры внешних и внутренних заимствований, необходимо отметить резкое увеличение корпоративного долга, а так как внешний корпоративный долг формируется небольшим числом крупнейших предприятий и банков, то в результате возможного краха пирамиды корпоративных еврооблигаций финансовое положение крупнейших заемщиков резко ухудшится. Если учесть, что эти заемщики являются и крупнейшими налогоплательщиками, то возможны существенные перебои в поступлении налогов в федеральный бюджет. Все это требует выработки четкой политики в области управления государственным долгом России, которая должна быть ориентирована на достижение максимальной эффективности заимствований и снижения долговой нагрузки на экономику страны что, в конечном итоге, должно привести к стабилизации и дальнейшему росту экономического развития Российской Федерации.

                                 

                                    

 

2.2.Управление государственным долгом в РФ

 Отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств, поэтому одним из основных направлений государства в сфере экономики является управление государственным долгом.

Под обслуживанием государственного  долга, согласно БК РФ, понимаются операции по выплате доходов по государственным  долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконты, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Цели управления внешним долгом:

1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы;

3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности;

4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга, несвоевременное осуществление платежей по нему создают серьезные трудности функционирования национальной экономики, подрывают возможность проведения независимой экономической политики.

Управление  долговыми обязательствами предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение.

 Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения не гарантированных кредитов частными фирмами. Прямое государственное управление привлеченным долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса, который определяет предельные размеры государственных заимствований и государственных гарантий на текущий бюджетный год.                                   

Необходимо подчеркнуть, что политика, проводимая в России, основывается на значительные внешние заимствования. Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом. Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

. финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики. Данный способ является наиболее прогрессивным видом использования внешнего долга. При этом крайне важен отбор конкурентных высокоэффективных инвестиционных проектов, которые обеспечили бы возврат полученных ресурсов;

. смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом.

. бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности. Этот способ использования привлекаемых с международного рынка ресурсов - наименее эффективный из существующих;

В российской практике большое распространение получил именно способ бюджетного использования - новые заимствования направляются на финансирование текущих расходов бюджета, включая и обеспечение существующего внешнего долга.

Погашение долга производится из 3 основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований. В российской практике существенную роль в обслуживании задолженности играют новые заимствования. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах.
Следует  отметить, что широко применяемые в международной практике методы погашения задолженности путем конвертации(замена ранее выпущенных гос. займов новыми с целью удлинения сроков погашения кредита и изменения (понижения или повышения) размера заемного процента)  ее в акции предприятий нашей стране практически не применялись.

 Необходимо отметить, что у России уже есть опыт аннулирования государственной задолженности перед иностранными кредиторами. Правительство РСФСР в 1918 году отказалась платить по всем обязательствам, внутренним и внешним, взятым на себя Россией.
Следствием этого стало непризнание молодого Правительства Советов, а также небывалое падение престижа страны и международная изоляция.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Она, безусловно, должна проходить при особых условиях. Для возможности оплаты внешнего долга наша страна должна добиваться тех условий, при которых возможен экономический рост, так как тяжелое бремя внешних долгов неразвитое, с кризисной экономикой государство едва ли вынесет. Термин "реструктуризация" означает составление нового,  приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений - такого графика, в котором предусматривается рыночный льготный период. Это значит, что в течение нескольких лет Россия будет платить только незначительные проценты, а погашение основных сумм перенесется на несколько лет. До сих пор РФ использовала инструмент реструктуризации долгов только в отношении старого долга СССР как его правопреемница.

С помощью реструктуризации необходимо добиться сокращения валютных трансфертных платежей, согласовав с западными кредиторами следующие основные моменты:

1. со стороны кредиторов желателен отказ от части долгов по кредитам, полученным СССР. Желательно также согласовать определенный пакет долгов, который может на длительный период обслуживаться Россией.

Необходимо избежать реструктуризации уже реструктурированных долгов, поскольку это означает неприемлемые затраты для кредиторов. Такой отказ от погашения долга может быть оправдан только тем исторически уникальным переходом от планового хозяйства к рыночному, который осуществляет сейчас Россия.

2. по мере необходимости следует включить в переговоры о реструктуризации долгов вопрос о задолженности, полученной после 1.01.91. Таким образом, речь будет впервые идти о соглашении по долгам РФ (без долгов СССР). При этом следует опираться на условия отсрочки погашения долгов, обычно применяемые Парижским и Лондонским клубами.

Однако реструктуризировать весь долг практически невозможно.

Главной задачей РФ в настоящий момент - восстановить доверие иностранных государств к российским рынкам. В их числе: совершенствование налоговой системы и налогового администрирования только на основе закона; обеспечение надежной работы банковской системы, что очень важно - защита прав кредиторов и инвесторов, так как привлечение инвестиций в национальную экономику уже давно объявлено приоритетным направлением деятельности российского
Правительства, "прозрачность" финансовой отчетности всех предприятий и организаций.

В ходе переговоров о реструктуризации внешней задолженности Россия с самого начала заняла позицию, позволяющую добиться комплексного решения проблемы государственного внешнего долга в увязке с восстановлением экономического роста и платежеспособности страны в условиях гражданского мира и относительного повышения благосостояния населения. Основные элементы запросной позиции:

- списание 100% внешнего долга бывшего СССР;

- частичная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации с полным выполнением обязательств только по евробондам при рефинансировании задолженности МВФ;

- по реструктурируемой части российского долга льготный период - 10 лет, общий срок погашения - не менее 30 лет.

На таком принципе строилась и вся переговорная политика при общении с Парижским и Лондонским клубом. Факты налицо: 10 – 11 февраля 2000 года во Франкурте на переговорах с Лондонским клубом было достигнуто соглашение о списании 36,5% основной суммы советского долга при его общей сумме в 31,8 миллиарда долларов. То есть Россия уменьшила свой долг на 10 миллиардов долларов, а на выплату остальной части предусмотрена рассрочка на 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет.

По приблизительным оценкам, только достижение договоренности на названных условиях позволит удержать расходы по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга в пределах 3 - 4 млрд. долл. в год. Не исключено, что страны-члены Парижского клуба отвергнут предложения РФ. Несмотря на негативные последствия, связанные с закрытием доступа на международные финансовые рынки на более длительный срок, необходимо все же пойти на такую реструктуризацию при сохранении оптимальных размеров выплат, о которых говорилось выше.

 Политика сокращения государственного долга путём недофинансирования бюджетной сферы сопряжена с неоправданно высокими социальными издержками.
С точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру процентных ставок. Рациональная стратегия удлинения сроков до погашения должна основываться на принципе целенаправленного формирования долговременной кривой доходности. Данная стратегия означает, что государство, используя свои возможности, репутацию, благоприятные условия, создают наиболее привлекательную временную структуру долга, беря за отправную точку облигации максимально возможной длительности. Например, если сложившаяся кривая доходности имеет отрицательный наклон, то можно выпустить небольшой по объему пакет облигаций со сроком до погашения 15-20 лет на внутреннем рынке и 25-30 на внешнем.

На практике Министерство финансов РФ занимает более пассивную позицию, следуя представлениям рынка об эффективности долгосрочных вложений.

Все вышесказанные позиции носят противоречивый характер и являются индивидуальными для конкретных ситуаций. Поиск универсального метода -одна из основных задач правительственных структур Российской Федерации в области экономики, так как эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях.

 

 

Заключение


Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.
Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой — в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
Такие макроэкономические деформации накапливаются и в переходной российской экономике, где величина долга на конец 1998 г. Превысила 150 млрд дол., в том числе внешний долг составлял 103 млрд. дол. Вместе с процентами внутренний и внешний долги России достигали 140 млрд дол. Сумма внешнего долга России на сегодняшний день составляет 105,6 млрд. долларов США. Надо заметить, что задолженность, доставшаяся в наследство от СССР, не только составляет подавляющую долю внешнего долга России (103 млрд. дол.), но и продолжает увеличиваться: Ее обслуживание является не только финансовым, но и моральным бременем российского правительства и налогоплательщиков, вынужденных расплачиваться по долгам уже не существующего государства.
С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.
Конверсия — изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация — изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
Таким образом, в результате проведенных исследований приходим к следующим выводам:
• понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;
• понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
• причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
• большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
• отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
• погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
• правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
• выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени.

России за 20 лет предстоит выплатить до $ 130 млрд. долга, при условии, что к новым заимствованиям мы прибегать не будем. Это значит, что государственный долг ещё долго будет острой проблемой для России. Что будет в будущем на рынке внешнег<



2020-03-17 194 Обсуждений (0)
Социально-экономические последствия государственного долга. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономические последствия государственного долга.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)