Глава III . Организационная структура и идеология карбонаризма.
Создателями и главными участниками карбонарских вент были представители буржуазии. Видное место среди них занимали судьи, адвокаты, врачи, литераторы. Но особенно широким в движение карбонариев было участие представителей армейской среды. В первую очередь, это касалось Неаполитанского королевства. Большинство младших офицеров были участниками тайных организаций, в армии создавались «филиалы» вент. Доля дворянства по сравнению с другими классами была невелика, гораздо больше представителей этого класса было в Северной Италии в либеральном движении, на котором мы подробно останавливались в ходе нашей работы. Роль духовенства была важна для распространения карбонаризма среди низших слоев – крестьянства и ремесленничества. Как правило, к карбонариям примыкали низшие чины церковной иерархии, работавшие непосредственно с людьми. Осознав необходимость работы с широкими массами населения, руководство стремилось адаптировать свои идеи для понимания простых людей. Широкое обращение к христианским доктринам имело большое влияние на религиозных жителей Папского государства и Южной Италии. Другой важной чертой был сравнительно легкий прием на низшую ступень карбонарской иерархии, при котором было совершенно не важно сословное происхождение человека. Однако все это привело к созданию т.н. «карбонарской толпы» - огромного количества простолюдинов, слабо понимавших цели движения. Их участие во многих случая ограничивалось лишь уплатой символических взносов и посещением собраний. Отчасти это объясняет провал революционного движения 1820-1821гг., о котором речь пойдет ниже. Этот период был кульминационным в развитии карбонаризма. К этому моменту за период Наполеоновского господства и эпоху Реставрации сформировались более-менее четкие принципы их идеологии, схожие для всех итальянских государств. Карбонарии использовали масонскую технику создания тайного общества, хотя их идеология не имела ничего общего с масонской. Важной чертой организации была иерархичность. Поначалу существовало две степени посвящения: ученик и мастер, позднее появилась степень Великого мастера. Однако после репрессий, которые постоянно обрушивались на карбонариев, эта третья степень была заменена семью, вероятно, для маскировки главных целей движения. Главным условиям вступления в общество было сохранение Тайны. Существовали специальные клятвы посвящения, которые приносили участники движения, переходя из ступени на ступень. Первой ячейкой карбонариев была вента (от «vendita» - «лавка» в средневековом значении – так называли лавчонки, где торговали углем). Несколько соседних вент подчинялись материнской (их должно было быть минимум три). Эти венты, в свою очередь, подчинялись великим вентам, находившимся в крупных городах (Неаполь, Салерно, Анкона и другие). Контакты между вентами различных уровней осуществлялись при помощи детальных шифров, паролей, специальных знаков. Все должностные лица в венте определялись большинством голосов. Заседанием руководили Великий мастер, два его ассистента и церемонимейстер. При вступлении каждому новому члену организации выдавался диплом с печатью венты (как правило, с аллегорическими изображениями). Особым символом карбонариев была лента из трех цветов: голубой, красный и черный, символизировавшие три основные стадии сжигания угля – дым, пламя и уголь. Вторым смыслом этих цветов для итальянских карбонариев были: для голубого – надежда, для красного – добродетель, для черного – вера. Средства венты складывались из взносов, которые по мере сил делали все участники. Еще одним способом пополнения «казны» были штрафы за те или иные дисциплинарные провинности (неявка, опоздание и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что карбонарии взяли организационные основы и внешние ритуалы у масонов: таинственность, сложная иерархия с разной степенью посвященности, ритуалы вступления в общество и другие. Идеологические же основы карбонаризма следует искать, прежде всего, у ордена баварских иллюминатов. Основной их идеей было создание общенародной конспирации путем привлечения на свою сторону представителей всех слоев населения с последующим созданием идеального государства на принципах равенства и естественной свободы. Для карбонариев не была чужда и идея морального очищения, также заимствованная у иллюминатов. Не случайно среди названий вент были такие, как «Добродетель», «Любовь к добродетели» и другие. Издатели подпольной карбонарской газеты «Illuminatore» основной своей целью видели в распространении идей добра. Но в этой идее морального очищения, подготовки низших слоев карбонариев и заключалась их пассивность – им не раскрывали истинных целей карбонаризма. Лишь тем, кто достиг высших ступеней, раскрывались и политические, и социальные цели движения. В идеологии большая ставка делалась на христианство как учение, знакомое всем без исключения: и крестьянам, и ремесленникам. Пропагандировалась мысль о том, что Иисус Христос был первым карбонарием, боровшимся за всеобъемлющую справедливость, первым тираноборцем. Существовали также и венты с чисто религиозными названиями: «Спаситель», «Крест», «Святой дух». В то же время критики карбонариев обвиняли их в атеизме, утверждая, что религия для них – лишь маска, под которой они строят свои заговоры. Это было особенно актуально для Папской области. Подпольные газеты, издававшиеся в этом государстве, сильнее всего критиковали папу, обвиняя его в излишней «политизированности». Естественно, все это вызывало ярость со стороны церкви и лишь провоцировало власти на жесточайшие репрессии по отношению к карбонариям. Еще одной важной идеей, находившей свое распространение на карбонарских манифестах, была идея объединения Италии и сплочения всей нации. В ходе революций во всех итальянских государствах распространялись листовки с призывом осознать себя единой нацией и воссоединиться. Постоянно поднимался вопрос об общей Родине, которую необходимо сделать единой для всех – и жителей Неаполя, и Милана, и Болоньи. Карбонарии видели объединенную Италию как федерацию уже существующих государств – идея сама по себе утопическая. Был создан «Проект органического устройства Италии», по которому было необходимо создать Соединенные Штаты Италии. Вторым проектом, появившимся в 1821 году, был «Пакт республики Авзонии». Согласно этой концепции, новое объединенное государство получало античное название Авзония, занимало весь Аппенинский полуостров, столицей назначался Рим. Верховная власть должна была принадлежать Национальной ассамблее, а исполнительная власть – двум королям, избиравшимся на 10 лет. Проект во многом напоминал древнегреческий опыт построения полисов. Также в этом пакте содержались идеи общей свободы и равенства, стремление максимально ослабить имущественное неравенство граждан. Также многие документы карбонариев были пропитаны духом тираноборчества. В прокламациях содержались призывы свергать тиранов и устанавливать порядок по принципу всеобщей справедливости. Следовательно, можно говорить о тои, что постепенно с течением времени призывы карбонариев становились все более революционными. Именно в революции, во всеобщем восстании они видели единственный способ достижения своих целей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |