Билет Классно-урочная система обучения
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: – постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); – каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); – учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); – каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); – постоянное чередование уроков (расписание); – руководящая роль учителя (педагогическое управление); – применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: – при массовом охвате детей школьного возраста учебными занятиями данная система обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы учащихся и стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; – предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы школьников; – обеспечивает возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; – создает благоприятные предпосылки дня воспитания и развития учащихся; – экономична, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся. Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых – опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Коменский ввел: Форма урока Структура урока Домашнее задание Расписание Режим дня Перемены Каникулы 1 учитель на 1 класс. Класс одного возраста, приблизительно одного уровня развития Появляется учебный год Класс набирается в начале уч. года и он стабилен Проверка, контроль и итоговая аттестация Требование к уроку: урок посвящается только одной теме/проблеме. Темы собираются в блоки Появляются тетради и методические пособия Существует несколько форм организации обучения: 1) индивидуальная; 2) индивидуально-групповая; 3) коллективная; 4) классно-урочная. Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения. Индивидуально-групповая форма. Учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании. Дифференцированное обучение – разбивка по группам в зависимости от уровня подготовки. Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения (групповая форма), которая была впервые опробована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы: 1) главную основу системы представляет класс, (учащиеся одного возраста, постоянный состав); 2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету; 3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся. К структурным признакамклассно-урочной системы относятся: 1) учебный день; 2) учебная четверть; 3) учебный год; 4) учебные каникулы; 5) расписание уроков. Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса: 1) содержание урока; 2) цель урока; 3) методы и средства; 4) дидактические элементы урока; 5) деятельность учителя по организации учебной работы. Классно-урочнаясистема существует около трех столетий. За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороныданной системы: 1) экономичность обучения; 2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу; 3) четкую структуру урока; 4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения; 5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом; 6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие; 7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога. В классно-урочной системе существует и ряд недостатков: 1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса; 2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных. Билет
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1185)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |