Тема 7. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс
72. Образование как многоаспектная категория. Б.С. Гершунский предлагает рассматривать образование в разных аспектах: образование: l как ценность (государственная, общественная, личностная); l образование как система; l образование как процесс; l образование как результат (грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет). l Слово «образование» в русском языке — одно из самых многосмысленных и загадочных. Оно обозначает ценность, цель, средство, деятельность, истину и путь, результат. l Известно, что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел еще основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 г. В русском языке в том же значении применил Н.И.Новиков
73. Аксиологические основы образования. Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) -философское учение о ценностях. Педагогическая аксиология –область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования. Ценности –специфические образования в структуре индивидуального сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Педагогические ценности - это нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. l Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. l Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. l Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологические функции образования- это ценностные характеристики, свойства образования, отражающие стратегию его дальнейшего развития и оказывающие существенное влияние на совершенствование общественных и государственных процессов формирования личности
74. Принципы и критерии отбора содержания образования. Факторы, оказывающие влияние на набор структурных компонентов образования Структуру содержания образования в целом определяют: —факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени; — факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их градации на теоретическую и практическую части; — факторы содержания образования в общей школе; — факторы содержания образования в специальных учебных заведениях — профессионально-технических училищах, средних и высших специальных учебных заведениях; — факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов.
75. Система образования. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: l преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; l сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; l органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций
76. Документы, регламентирующие содержание образования. Основными носителями содержания образования являются: l Государственный образовательный стандарт. l Учебный план l Учебные программы. l Учебная литература
77. Образовательный стандарт. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Стандарт (от англ.standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев). Т.е. стандарт образования является документом, определяющим содержание основных образовательных программ, объём учебной нагрузки и требования к подготовке выпускников. Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим: — минимум содержания основных образовательных программ; — максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; — требования к уровню подготовки учеников.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |