Методы ненаправленного синтеза решений
Методы ненаправленного синтеза решений – используют простейшие приемы ассоциативного мышления к ним относят следующие творческие приемы: e) Аналогия f) Инверсия g) Эмпатия h) Идеализация a) – используется подобные известные решения, подсказанное собственным опытом, подсмотренные в природе. Для применения необходима наблюдательность и способность к переносу опыта. b) – использует в решении задачи принципы перестановки, переворачивания, выворачивания на изнанку. Требуется гибкость мышления, отказ от стереотипов мышления, преодоление психологической инерции. с) – отождествление себя с разрабатываемой системой. Исследователь ставит себя на место товара, рекламы, организации и стремится ощутить все действия, которые могут при этом совершаться. d) – формирование представления об идеальной системе, полностью отвечающей поставленной цели. Идеальные решения очень полезны, даже если требуют фантазии, потому что могут подтолкнуть на новую идею. К этим методам с небольшой упорядоченностью относят мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод гирлянд и ассоциаций, метафор, синектику, морфологический анализ. В этих методах использованы различные активизаторы творческого мышления. Собственные стимуляторы: эвристические правила 24-х, 25-ти, 26-ти. 24-х – предполагает творческое отношение ко всем задачам, с которыми человек встречается на протяжении 24-х часов. Все возникающие идеи записываются и добавляются новыми. 25-ти – предполагает для решения проблемы использовать 25 идей. Т.к. такое количество идей сгенерировать трудно, то рекомендуется использовать личный опыт и использовать правило 26-ти. 26-ти – основывается на принципе подсказки: подумайте какое слово, начинающееся на А, Б… и т.д. может навести на решение проблемы. В этих методах используются особенности человеческой психики, хотя процедура напоминает детскую игру, позволяет преодолеть психологическую инерцию.
Методы направленного синтеза решений Методы направленного синтеза решений – используют алгоритм. – основаны на управлении мыслительной активностью. Для придания общей направленности процессу синтеза требуется четкая формулировка цели и сущности решаемой задачи. Целесообразно использовать для этого понятия противоречия и идеального конечного результата. Идеальный результат – гипотетическое решение, к которому следует стремиться, которое соответствует цели. Идеальный результат может служить критерием выбора решения, т.к. лучше будет тот вариант, который ближе к идеальному результату. Эвристические методы синтеза можно классифицировать по главному активизирующему эффекту. Существует 4 группы: 1. Методы с ведущей ролью коллективной творческой работой. Используется предпосылка о том, что коллективное мышление, организованное по правилам, оказывается эффективнее, чем сумма отдельных решений. Н: мозговой штурм, конференция идей, синектика. 2. Методы, основанные на анализе комплексных решений. Это модификация морфологического анализа, метод упорядоченных признаков, метод десятичных матриц поиска. 3. Методы с главной ролью ассоциативного мышления. В них используются аналогии, метафоры, семантические свойства, понятия. Н: метод фокальных объектов, метод гирлянд, случайности и ассоциаций. 4. Методы, в которых решение находится с помощью эвристических приемов. Алгоритм решения изобретательских задач Изобретательские задачи: 1) задачи, где решение не связано с устранением противоречий в системе 2) задачи с внутрисистемными противоречиями, легко решаемые с помощью известных способов 3) задачи, где противоречия и способы их преодоления принадлежат одной области знаний, причем 1 – 2 элементы системы могут быть изменены 4) Должна быть синтезирована новая система. Противоречия могут быть устранены средствами, выходящими за пределы предметной области, в которой система существует. Этапы решения изобретательных задач: Выбор задачи 1.1. определение конечной цели решения 1.2. проверка обходного пути; если задача принципиально не решается, надо определить, какую другую задачу надо решить, чтобы получить нужный результат. 1.3. Оценить, какое решение целесообразнее: прямой или обратной? 1.4. Определить необходимые количественные показатели 1.5. Увеличить эти показатели с учетом времени реализации системы 1.6. Уточнение требований для конкретных условий реализации системы 1.7. Проверка возможности решения задачи с помощью стандартных решений 1.8. Прим-е оператора РВС (размеры, время, стоимость): мысленно изм-ть р-ры системы от заданной величины 0 и до ; время и стоимость процесса до 0 и до . Затем просмотреть, как изменится решение.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1105)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |