Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского
Литература: 3 (с.72-76); 5 (с. 477-482); 6 (с.39-40), 160; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003. Концепция «кризиса культуры» О.Шпенглера Литература: 2 (с.368-372); 3 (с.146-148); 4 (с.35-36); 5 (с.482-492); 6 (с.40-41; с.160-161) Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991-1998. Т. 1-2. Концепция локальных цивилизаций А.Тойнби Литература: 2 (с.372-376); 3 (с.58-68);; 5 (с. 492-503); 6(с.41, 161); Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991. Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда Литература: 2 (с.295-298); 4 (с.41-42); 6 (с.42-43) Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван, 1991. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Т. 1-2. Концепция коллективного бессознательного К.Юнга Литература: 2 (с.299-303); 4 (с.42-43); 6 (с.42-43) Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1995. Символические концепции культуры Э.Кассирера и А.Ф.Лосева Литература: 1 (с.71-72); 2 (с.291-294); 4 (с.37) Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Игровая концепция культуры Й.Хейзинга Литература: 1 (с.72-77); 2 (с.448-455) Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. Концепция осевого времени К.Ясперса Литература: 1 (с.81-82); 4 (с.143-148); 6 (с.41-42) Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Концепция «идеальных типов» М.Вебера Литература: 4 (с.36-37) Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век.: Антология. –М., 1995. с.497-539 Семиотическая концепция культуры. Культура как текст в работах Ю. М. Лотмана. Литература: 2 (с.407-430); 4 (с.97-98) Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992-1993. Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры // Ученые записки Тартуского ун-та. Тарту, 1967. Вып. 198. С. 30-36. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999. Ч. 1 (раздел «Символ в системе культуры»). Концепция социологии культуры П.А.Сорокина Литература: 3 (с.63 – 72); 5 (с.503-516); 6 (с.112-114, 162-163) Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб, 2000.
3. Основные теории в мировой культурологи, основные культурологические школы XX в. и их представители (обобщение полученных знаний).
Задание для обобщения: «Мозговой штурм» (обобщение результатов семинара): на основе полученных знаний заполните таблицу, обосновав свое мнение.
Рекомендуемая литература 1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2007. 2. Волков В.Н. Основы культурологии: Учебное пособие. – Иваново: Иван.гос.ун-т, 2005. 3. Гуревич П.С. Культурология Учебник для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2007. 4. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2005. 5. Культурология / Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М., 2008 6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. – М., Ростов-на-Дону, 2006. Выступления с докладами оцениваются по 10-тибалльной шкале одногруппниками выступающего по приведенному ниже плану открытым голосованием. План анализа выступления: 1)Содержание (информативность, доступность изложения, новизна материала, умение выделять главное в докладе) 2)Использование наглядности (схемы, графики, портреты ученых и т.д.) 3)Манера изложения (громкость, четкость изложения).
Семинар 2. Генезис культуры. Культура первобытного общества. План семинарского занятия: I. Обсуждение вопросов семинара (в форме круглого стола): 1. Мифология и религия как первые формы отражения мира сознанием человека. 2. Синкретизм первобытной культуры. 3. Древнейшие культурные символы: древо, крест, круг, треугольник, квадрат.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие виды мифов вы знаете? Приведите примеры мифов различных видов. 2. Назовите основные функции мифологии и поясните их на примерах ритуалов. 3. В чем состоит проблема определения времени возникновения религии? 4. Чем отличается религия и мифология? 5. Раскройте синкретичность первобытной культуры на примерах наскальной живописи, архитектуры и скульптуры. 6. Присутствует ли миф в современной культуре и в современном сознании? 7. Приведите примеры и дайте анализ памятников культуры, в которой использованы базовые мифологические символы (сказки, легенды, скульптура, живопись, кинематограф и др.). 8. Если «загадка смерти» стала главной причиной возникновения религии, то означает ли это, что религия вечна? 9. Известно, что в эпоху палеолита почти одновременно появились в разных частях Земли живопись, скульптура, музыка, танец. К каким выводам приводит это обстоятельство? 10. Почему в первобытной живописи использовались только три цвета: красный, черный, белый?
II. Выступление с докладами (презентации) и групповое обсуждение. Тематика докладов: 1. Значение знаний о первобытной культуре в контексте современной цивилизации. 2. Теория «двух скачков». 3. Первобытные религиозные верования в системе современных локальных культур (анимизм, тотемизм, фетишизм). 4. «Неолитическая революция» как скачок от животности к человеческому.
III. Просмотр научно-популярного фильма «80 чудес света. В захватывающем кругосветном путешествии. Часть 1. От Перу до Бразилии. От Мексики до США». Составление студентами на основе просмотренного фильма вопросов по содержанию фильма.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |