Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Асана, пранаяма, мудра



2015-11-10 677 Обсуждений (0)
Асана, пранаяма, мудра 0.00 из 5.00 0 оценок




Асаны описываются в йога-шастрах как особо разработанные формы выверенных упражнений, предназначенных для развития всех членов физического тела, благодаря которым функции многих мышц, тканей и органов берутся под волевой контроль, а тело излечивается от многих заболеваний, слабостей и загрязнений, избавляется от нарушений функционирования различных органов, и йог приобретает здоровье, силу, крепость, покой и терпение для сопротивления всем враждебным силам, которые воздействуют на него снаружи или изнутри. В трактатах по хатха-йоге упоминается 84 000 асан, из которых 84 считаются особенно полезными. В отдельных институтах физической культуры современные специалисты рекомендуют юношам и девушкам практиковать большинство из 84 асан как полезные физические упражнений, придающие здоровье и силу всему организму.

Для йога-садханы огромное значение имеют четыре асаны, а именно, Сиддхасана, Падмасана, Симхасана и Бхадрасана. Среди них Сиддхасана расценевается йогами как наилучшая. Считается, что она очищает все 72 000 нади и открывает двери освобождения. Подробное описание всех основных асан можно найти в классических трудах по хатха-йоге. Наиболее сложные асаны должны практиковатся под руководством компетентных учителей, а также без нарушения предписаных правил ямы и ниямы, иначе возможны нежелательные последствия. Систематическая практика соответствующих асан под руководством опытного наставника наряду с соблюдением диеты и моральных норм поведения, делает тело пригодным для практики пранаямы, мудры и других форм йоги. Нужно отметить, что многие асаны, пранаямы и мудры, так же как концентрация внимания, весьма существенны.

Пранаяма занимает самое важное положение в хатха-йоге. По существу, она позволяет покорить биологическую систему человека в целом, пробудить и накопить жизненую силу, поднять нерастраченную собранную витальную энергию вверх, направив ее к соединению с Высшим Духом. Хорошо спланированный и последовательно налаженный контроль дыхания – ключ к этому соединению. Дыхательная система связана со всеми внутренними органами тела. Нормальное функционирование тела напрямую зависит от дыхательных органов, которые обеспечивают регулярный приток чистого воздуха извне и вывод продуктов обмена веществ, растворяющихся в атмосфере.

Каждый полный дыхательный цикл состоит из трех этапов, а именно, вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки дыхания, состояния между вдохом и выдохом (кумбхака). При нормальном дыхании здорового человека весь цикл занимает приблизительно четыре секунды и состояние остановки дыхания едва заметно. Процесс протекает непрерывно в состоянии бодрствования и сна, и за сутки повторяется 21 600 дыхательных циклов. Практика пранаямы заключается в волевом удлинении, углублении и регулировании дыхания в строгом соответствии с предписанными методами. Например, медленно вдыхаем через одну ноздрю (левую) за две секунды, затем закрываем обе ноздри и останавливаем дыхание на восемь секунд, удерживая тело неподвижным, а внимание фиксированным, после чего делаем очень медленный выдох, выпуская воздух через другую ноздрю в течение четырех секунд. Затем этот процесс следует повторить в обратном порядке. Теперь нужно вдохнуть через другую ноздрю (правую), постепенно увеличивая задержку на более длительный период, а далее выдохнуть так же медленно, как и прежде, через противоположную ноздрю. Данный процесс волевого выполнения пураки, кумбхаки и речаки нужно практиковать неизменно и непрерывно в течение обозначенного периода в определенное время и при правильном положении тела – в подходящей асане. Во время практики не должно быть никакого напряжения в теле, беспокойства чувств или ума.

Эта практика, предназначенная для контроля дыхания без значительного напряжения и усилия, а также для развития и постепенного очищения дыхательной системы, со временем облегчает и углубляет дыхание. Пурака должна занимать все более длительный период, соответственно, кумбхаку и речаку тоже нужно увеличивать. Предписываются различные формы дыхательной техники. Вышеописанный вариант, когда кумбхака следует за пуракой с последующей речакой, называется антах-кумбхакой (задержка дыхания на вдохе). Другой вариант, когда кумбхака следует за речакой с последующей пуракой, то есть дыхание приостанавливается на выдохе, называется бахир-кумбхака. Иногда практикуется «чистая» кумбхака (кевала-кумбхака) без пураки и речаки. Продвинутый йог способен без малейшего усилия остановить дыхание на значительный период. С помощью таких практик йог приобретает необыкноенную власть над всеми жизненно важными органами своего тела и способен произвести полное преобразование физической системы. Кроме того, посредством систематической практики пранаямы в течение достаточно длительного периода под руководством опытного наставника можно пробудить многие мистические способности.

Практика пранаямы также известна как павана-абхьяса, то есть контроль над «жизненным ветром». Достижение мастерства в регулировании и гормонизации жизненной системы посредством предписанных форм дыхательных упражнений называется павана-виджаей, то есть «покорение ветра». Жизненная энергия понимается как «жизненный ветер», который понизывает все части физического организма, питает, оживляет и приводит в действие, поддерживает гармоничное взаимодействие различных функций. В обычной жизни эта витальная сила действует спонтанно как природный бальзам, как один из динамических факторов в организме. Человек, как нравственное и духовное существо, обладает врожденной способностью высшей природы завоевывать силы низшей природы, высвобождать жизненную силу из порабощения произволом, приводя ее под управление рациональной воли, преданной моральному и духовному идеалу человеческой жизни. Он должен использовать жизненную силу как самый могущественный инструмент для того, чтобы установить безмятежную радостную гармониию во всем теле и достичь полного господства над ним. Йоги утверждают, что человек, который достиг совершенного успеха (сиддхи) в обретении контроля над жизненной силой, очищении и трансформации всей физической системы посредством использования этой силы, может победить даже физическую смерть и обрести совершенную свободу и счастье на тот период, на который он пожелает остаться в этом мире. Действительно, павана-виджая позволяет достичь окончательной победы духа над материей и практической реализации истинной свободы в физической жизни.

Тщательная практика пранаямы, осуществляемая под руководством опытного наставника, есть средство для достижения названной цели. Существуют различные методы пранаямы, приведенные в йога-шастрах. В «Хатха-йога-прадипике» описывается восемь видов кумбхаки, такие как сурья-бхедана, уджджайи, ситкари, ситали, бхастрика, бхрамани, мурчха, плавини. Замечательные результаты, достижимые с помощью каждого из этих методов, также упомянуты в названной книге и других трактатах по практике йоги. Бесполезно пытаться объяснять сложные техники кумбхаки в этом ознакомительном тексте. Даже авторитетные источники содержат лишь общие указания по их выполнению, и авторы предостерегают учеников от приложения усилий к практике без руководства сведующего гуру. Процессы, происходящии при кумбхаке, базируются на глубоком понимании психофизиологии организма и идеала человеческой жизни, а без такого понимания и личного опыта прохождения всех ступеней этого процесса, никто не способен благополучно наставлять ученика в практике.

Когда ученик достигает достаточных успехов в практике определенных асан и пранаям, он получает посвящение в более сложные формы йогической дисциплины в той же самой линии передачи знания для дальнейшей реализации возможностей внутренней природы. Прогресс определяется по очевидной умиротворенности, легкости и радости, с которыми выполняются сложные действия. Названные внешние признаки показывают следующее: физический организм основательно очищен и преобразован; естественные препятствия на пути преодолены и ослаблены; внешние и внутренние порывы жизненных ветров, различные умственные построения и иные силы, оказывающие сопротивление изнутри психофизической системы, почти побеждены и подчинились силе воли; контроль над жизненными и умственными силами и их сосредоточение достаточно развиты. Когда достигнут успех (сиддхи) в практике любых видов асаны или кумбхаки, когда преодолены трудности на более ранних этапах садханы, тогда практика становится столь же легкой и привычной, как естественное положение членов тела и нормальное дыхание. Переживание счастья закономерно сопровождает гармонию внутри тела, а спокойное и умиротворенное состояние созерцания жизненной и психической энергии беспрепятственно царит во всем организме.

После практики асаны и пранаямы следует практиковать Маха-мудру. Некоторые мудры должны выполняться вместе с асанами и пранаямами, как неотъемлемая часть практики. Более сложные мудры (с бандхами и бедхами) предназначены для достижения более высоких целей, и в трактатах о хатха-йоге объясняется десять таких мудр. Их называют Маха-бандха, Маха-бедха, Кхечари, Уддияна, Мула-бандха, Джаландхара-бандха, Випарита-карани, Ваджроли (вместе с Сахаджоли и Амароли) и Шакти-чалана. Нет смысла обсуждать значение этих методов чисто теоретически. Каждый из них предельно практичен и постижим только на собственном опыте под прямым руководством компетентного гуру. Необходимо, чтобы каждый садхака практиковал все мудры. Успех в выполнении хотя бы одной из них приводит в восхитительное состояние. Они вызывают тонкие процессы, при которых пробуждается, активизируется и просветляется духовная сила, дремлющая в глубине психиофизической природы каждого человека. Жизненная энергия может быть собрана со всех направлений, сконцентрирована и поднята на все более и более высокие уровни по прямому внутреннему каналу Сушумна, пока не достигнет наивысшего духовного уровня блаженного единения Шивы и Шакти.

Многие люди, несмотря на искреннее намерение практиковать йогу, неспособны к практике асан, пранаям и мудр из-за нарушений физической конституции, болезней легких, сердца, печени, селезенки, желудка, кишечника или других органов, чрезмерного ожирения тела и прочих подобных причин. Преподаватели хатха-йоги рекомендуют исцеляющие методы, посредством которых они могут избавиться от этих трудностей. Их называют шат-карма, или шат-крийя (шесть видов действий). Обычно здесь перечисляют следующие практики: дхаути, васти, нети, тратака, наулика, капалабхати. Их описывают как «гхата-шодхана-пракрийя», то есть эффективные средства для очищения тела и развития тех свойств и способностей, которые необходимы для успешной практики сложных форм пранаямы и мудры. Даже человек, который не испытывает особо сильного стремления к йоге, может избавиться от многих болезней, систематически проходя курс подобных процедур под руководством опытного наставника. Здесь мы не намерены останавливаться на объяснении этих методов, а заинтересовашиеся ими могут получить рекомендации по выполнению шат-кармы, пообщавшись с преподавателем.



2015-11-10 677 Обсуждений (0)
Асана, пранаяма, мудра 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Асана, пранаяма, мудра

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)