Фирсов выделяет три формы по мощи:
- взаимопомощь между племенами;
- филантропическая помощь со стороны вождей и старейших рода нижестоящими соплеменниками;
- межличностная помощь.
В Месопотамии, по законам Хаммурапи, существовали представления о социальной справедливости:
- брачные отношения (муж не мог бросить больную проказой жену, но мог уйти от бездетной);
- усыновление (для помощи, для продления рода);
- институт оживления (принятие при помощи девушки и полное распоряжение её жизнью).
В Индии, по законам Ману, из числа посредников исключались больные люди, бедствующие, слабограмотные. Предназначением женщины было рождение детей, особенно мальчиков. Повторные браки вдов запрещены. Подаренные иди проданные в бездетные семьи сыновья могли получить право наследования в новых семьях.
В Китае, по законам Конфуция, важно было почитать старших. Важна была гармония между человеком и природой, при этом четко были определены границы вступления в брак:
Мужчины – 16-20лет
Девушки – 14-20 лет.
| До этого периода в Древней Греции идея филантропии проявилась в соответствующих гражданских традициях (граждане жертвовали деньги для общественных нужд – налоги, продовольствие и одежда добровольно выделялись для нуждающихся).
С 6 – 1 в.в. до н.э. в Древнем Риме своё распространение получила идея филантропии через распределение среди бедных хлеба и денег. Первый лозунг социальных работников: «Хлеба и зрелищ!» в Риме были введены специальные должности чиновников, отвечающих за организацию общественных работ по распределению хлеба среди народа; опекающих сирот «похоронные товарищества». «Прообраз воспитательного дома на овощном рынке».
Государственная филантропия приобрела социально-организованный характер системы управления, подчинения, контроля.
| В этот период сохранились правила подачи милостыни.
Некоторые епископы стали организовывать у ворот церкви госпитали, убежища для престарелых, богадельни, приюты для бездомных (в 542г. открыт первый приют для бездомных в Леоне).
Постепенно стал формироваться слой профессиональных нищих. Все сословия должны были подавать милостыню, следствие этого – идеализация нищенства. Эта ситуация изменилась в 15-16 в.в. по причине эпидемии чумы.
В этот период постепенно стали формироваться две системы помощи: открытая система раздачи милостыни беднякам и кормление неимущих; закрытая – мероприятия по предотвращению спекуляций хлеба, по улучшению севооборота. В этот же период появляются «отверженные средневеково общества»: убогие, калеки, прокаженные. 16-17 в.в. стали периодом охоты на ведьм. Идеализация нищенства не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным граничило с чувством страха и отвращения.
| С 14-16 в.в. укрепляется гос. власть, создавая условия для перехода социального призрения из под ведения церкви в сферу гос. управления. Контроль над нищими и бродягами: обеспечение продовольствием и приютами; направление бродяг в другие города с сопроводительными письмами; контроль за монастырями и госпиталями; запрет просить милостыню, кроме прокаженных и заключенных. Введение специальных налогов для бедных. К концу 16в. чиновники, назначенные муниципалитетами, инспектировали воспитателей, регистрировали бедняков, составляли списки «стыдящихся» бедняков. Затем чиновники решали, кто мог рассчитывать на помощь, а кто должен быть изгнан из города. Сложились 2 модели соц. работы: английская (приоритет трудовой помощи; формируется система работных домов) и европейская (сочетание попыток регламентации помощи, политики репрессий и высылок). В Париже была создана служба подаяния, которая запрещала нищенство, гарантировала поддержку бедняков. Зарождение «карцерной системы благотворительности». Это целая сеть благотворительных заведений, оказывающих специальную помощь нуждающимся: сиротские приюты, больницы, богадельни, колонии, рабочие школы для уличных детей, детские сады, ясли, школы для слепых, глухонемых и слабовидящих детей. Противоречия этой системы дали толчок развития социальной работы.
| В рамках соц. работы стали развиваться 2 направления: 1. В США: «Движение дружеских визитеров» в 1887г. Добровольцами были состоятельные женщины, которые выдавали своим клиентам предметы первой необходимости. «Гильдия соседей» в 1886г. Волонтеры поселялись в квартиры бедняков и занимались образовательной деятельностью, приобщая к профессии и организации досуга. Дом эмигрантов «Холи Хаус», где жили люди 19 национальностей. Он имел дневные жилища. ясли, музей, клуб и даже небольшой театр.
В конце 19в. идея благотворительности трансформируется в идею соц. работы, в качестве профессионально организованной помощи нуждающимся.
2. Европа: в 1903г. в Лондоне открывается первое специальное учебное заведение для подготовки соц. работников – «Школа социологии». В Голландии в 1899г. открывается институт по подготовке соц. работников. В Германии в 1908г. открывается женская школа для соц. работников. В 20-30-е. г.г. открываются школы в Бельгии, Норвегии, Швеции, Испании, Египте, Индии и т.д. После Второй Мировой войны соц. работа прекратила свое существование в ряде стран. В других странах появляется закон о социальном страховании. К концу 20в. формируется новая концепция «общество всеобщего благоденствия». Активизируется работа по устранению дискриминации детей, женщин и пожилых людей. С 70-х. г.г. появляются кризисные центры. Где оказывается помощь любому нуждающемуся.
|