Стратегическое управление организацией
Стратегическое управление (стратегический менеджмент) является результатом развития научного (классического) менеджмента. Научное управление, основанное на процессном (функциональном) подходе к управлению, возникло в начале создания науки о менеджменте (в начале ХХ века), которое получило название классической теории менеджмента. Классическая теория менеджмента концентрировала свое внимание на действиях менеджеров внутри организации и рассматривала пять функций управления: предвидение, организация, командование, координация и контроль как статичные и независимые одна от другой процессы. В современном понимании это выглядело так, как будто организация является закрытой системой или действует в стабильных условиях внешней среды, занимая в ней определенную статичную позицию. Такой взгляд на управление мало соответствовал реальному положению организаций того времени и совершенно не соответствует современной динамике рынка, технологическим изменениям и конкурентным условиям. В начале 1970-х гг., после появления системного и ситуационного подходов к управлению организацией, классическое управление стало трансформироваться в стратегическое управление, которое окончательно сформировалось к началу 1980-х гг. В соответствии с системным и ситуационным подходом управление организацией приобрело следующие особенности: 1. Управление организацией рассматривается как совокупность непрерывных взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации и контроля. Управление не завершается одним циклом, что связано с ситуационным подходом, при котором изменение хотя бы одного из факторов внешней среды может создать новую ситуацию, которая потребует изменения внутренней среды организации. Управление всегда ориентировано на адаптацию операционной деятельности организации к конкретным изменениям условий внешней среды. 2. Процесс управления и конкретные ситуации взаимосвязаны, т. е. для любой новой ситуации потребуются функции управления с другими конкретными параметрами. С ситуативной точки зрения наилучшего способа управления организацией, пригодного для любых ситуаций, не существует. 3. Менеджеру необходимо знать приемы и методы профессионального управления, которые доказали свою эффективность в различных ситуациях. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения людей, системного и ситуационного анализа и количественных методов принятия решений. 4. Каждый из методов выполнения функций управления применительно к конкретной ситуации имеет свои преимущества и недостатки. Менеджер должен уметь предвидеть их последствия. 5. Менеджер должен уметь правильно оценивать ситуацию: какие факторы являются наиболее важными в конкретной ситуации и какой эффект можно получить при изменении одного или нескольких переменных. 6. Менеджер должен уметь увязывать эффективные методы выполнения управленческих функций с конкретными ситуациями, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным образом. Подход к управлению организацией как к открытой системе, функционирующей в условиях изменчивости и неопределенности окружающей ее среды, превращает функции управления менеджера в большей степени в искусство и порождает такое понятие, как стратегическое управление (стратегия от греч. strateqos – искусство генерала). Стратегическое управление, в отличие от научного (классического) управления, является непрерывно изменяющимся динамичным процессом, всецело зависящим от изменчивости условий внешней среды. Стратегический менеджмент характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, он концентрирует внимание организации на поиск ее рыночных возможностей и определение путей их реализации. Во-вторых, он признает и учитывает тот факт, что многие рыночные изменения и реакция организации выходят за рамки нормального (одного) цикла планирования, сокращается время реакции организации на внешние изменения и их использование для достижения преимуществ перед конкурентами. В стратегическом менеджменте организации «должны обладать достаточной гибкостью, чтобы оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке и в конкуренции. Они должны непрерывно отслеживать эффективность системы с целью достичь лучших практических результатов. Им следует быть достаточно жесткими, чтобы изыскивать новые ресурсы для повышения результативности. И они должны быть абсолютно компетентны в основных направлениях своей деятельности, чтобы всегда оставаться впереди соперников»[10]. Способности менеджера к стратегическому управлению предполагает наличие у него пяти элементов: 1) умение смоделировать ситуацию; 2) умение выявить необходимость изменений; 3) умение разработать стратегию изменений; 4) умение использовать в ходе изменений надежные методы; 5) умение воплощать стратегию в жизнь. Чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия менеджером решений должна соответствовать сложности и быстроте изменений в среде. Стратегическое управление, учитывающее системный и ситуационный подходы к управлению, не отвергает суть процессного подхода к управлению, основанного на выполнении менеджерами взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации, контроля и связующих их процессов коммуникации и управленческих решений, а предъявляет к ним новые требования. В стратегическом управлении циклически замкнутые функции управления превращаются в непрерывный процесс, суть которых состоит в том, что все управленческие функции менеджера направляются на адаптацию внутренней среды организации к изменяющимся внешним условиям. Таким образом, стратегический менеджмент объединяет в единое целое все три подхода к управлению организацией – процессный, системный и ситуационный – и является основным для большинства современных организаций. Более подробно содержание стратегического управления организацией будет рассмотрено далее в специальной главе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |