Продолжая анализ позитивистского направления в социо-
логии, следует назвать выдающегося последователя О. Конта – Герберта Спенсера (1820–1903 гг.). Он является представите- Лем органической теории государства, получившей распро- Странение под влиянием успехов биологии. Основой политического учения Г. Спенсера является Аналогия государства с биологическим организмом. Главный Труд Спенсера «Основания социологии» содержит такой те- Зис: как и всякое живое тело, государство включает два основ- Ных процесса: дифференциацию и специализацию. Дифференциация состоит в развитии от однородного к Разнородному: государство увеличивается, усложняется его Строение; подобно биологическому организму государство Растет, размножается, стареет и гибнет. Специализация представляет собой объединение инди- Видов в группы – органы, каждая из которых осуществляет Только ей свойственную функцию. Так образуется система ор- Ганов политического тела. В войнах и насилиях, по Спенсеру, проявляется закон Борьбы за существование государств: «выживание сильней- Ших» как необходимое условие развития политического орга- Низма более высокого типа. Г. Спенсер выделял два типа государства: 1. примитивный или военный; Высший или индустриальный. Примитивный тип характеризуется деспотичностью, Военным принуждением, полным подавлением личности го- Сударством. Индустриальный тип основан на свободе, равноправии И подчинен благу индивида. Необходимыми условиями его Существования являются невмешательство государства в соци- Ально-экономическую жизнь, свободная конкуренция и част- Ное предпринимательство. Конфликтология Существенный вклад в развитие западноевропейской Социально-политической мысли внес польско-австрийский Социолог Людвиг Гумплович (1838–1909 гг.). Несмотря на Негативное отношение к биологическим аналогиям, он рас- Сматривал человеческую историю как «естественный про- Цесс», а законы социального развития – как разновидность Законов природы. Опираясь на методологию позитивизма и преимущест- Венно индуктивный метод, он разработал социологическую Теорию государства и права. Причину происхождения госу- Дарства он видел в завоевании, порабощении одних племен Другими. Не божественное провидение или общественный Договор, а столкновение враждебных племен, войны, насилие Естественно привели к образованию государства как органи- Зации властвования одного племени над другим. При этом Внешние конфликты становятся внутренними, что находит Выражение в организации новой социальной единицы – госу- Дарства. Причиной возникновения права Л. Гумплович также Считает насилие одной группы над другой, что порождает Привычку, которая затем переходит в обычай и право. Дальнейшее развитие идея социального процесса полу- Чила во взглядах американского социолога, одного из авторов Первого американского учебника по социологии Альбиона В. Смолла (1854–1926 гг.). Исходя из концепции интереса, он отмечал, что в ходе со- Циального развития интересы индивидуума все более и более Переплетаются. Социальный процесс является, по Смоллу, ре- Зультатом взаимодействия шести классов интересов: здоровье, Благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Социальный процесс отражает постепенный переход конфлик- Та в согласие и предполагает образование вокруг интересов Взаимодействующих и взаимовлияющих социальных групп. На рубеже XIX–XX веков появились попытки интерпре- Тировать социальный процесс в психологических терминах. Одним из представителей этого направления является осно- Воположник психологического эволюционизма в США, первый История конфликтологии президент социологического общества Лестер Ф. Уорд (1841– Гг.). В отличие от Конта и Спенсера, Уорд полагал, что в Основу социологии должны быть положены принципы психо- Логии, а не биологии, т.к. от природных процессов социальная жизнь отличается прежде всего телическим (от греч. telos – Цель), т.е. целенаправленным и творческим характером. В ка- Честве социальной силы Уорд выделял желания, выражающие Природные импульсы, такие как голод, жажда, половые по- Требности. На их базе возникает типичная последователь- Ность социальных процессов, формируются более сложные Эстетические, моральные и интеллектуальные потребности, При реализации которых складываются такие институты, как Классы, государство, право. Современник Уорда – французский социолог Габриэль Тард (1843–1904 гг.), один из основоположников социальной Психологии, подошел к проблеме с иных психологических по- Зиций. По Тарду, от индивидуальной психологии социальная Психология отличается «тем, что занимается исключительно от- Ношениями нашего «Я» к другим «Я», их взаимными влияниями». Для него социальные процессы и структура общества за- Висели от психологического принципа подражания. В изуче- Нии законов подражания он видел задачу социологии. Г. Тард Исследовал проблемы общественного мнения, психологии Толпы, механизмы внушения. Попытку синтеза психологического и социального подхо-
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |