ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Учебники и программы по литературе 1. Вспомните свой школьный опыт работы с учебником литературы. Попытайтесь объяснить, в каких случаях вы обращались к учебной книге, в каких – игнорировали её, давались ли вам задания по работе с учебником (если да, то какие). Если не обращались к учебнику вообще, что заменяло вам учебную книгу? 2. Ответьте на вопросы анкеты Н.В. Беляевой «Каким быть школьному учебнику литературы?» и подготовьтесь к обсуждению ваших ответов. 1) Что такое учебник литературы?
2) Какая ведущая функция учебника литературы? · воспитание личности · воспитание интереса к художественной литературе · знакомство с конкретными писателями и произведениями · изучение литературного процесса · формирование читательских качеств · расширение культурного кругозора · выработка конкретных умений (выразительно читать, создавать тексты и др.) · обучение литературоведческим навыкам (пониманию и толкованию прочитанного) · подготовка к итоговой аттестации (ЕГЭ, сочинение) · другое (укажите) 3) Какой принцип должен быть в основе организации учебного материала? · хронологический · проблемно-тематический · жанровый · культуроведческий (литература в ряду других искусств) · другое (укажите какой) 4) Что должна включать в себя структура учебника? · страницы биографии писателя · тексты полностью, в сокращении, в кратком пересказе (выберите нужное) · вопросы и задания для учащихся: общие для всех, дифференцированные (выберите нужное) · тематику творческих и индивидуальных заданий (напр., темы сочинений) · научный аппарат (комментарии, библиография, указатель имен, названия терминов, литературоведческий словарь и др.) · списки произведений для самостоятельного чтения · портреты писателей, иллюстрации к литературным произведениям, репродукции картин художников · дополнительный материал на электронных носителях (CD-ROM): тексты, портреты писателей, иллюстрации к литературным произведениям, фрагменты фильмов, музыкальные произведения, театральные постановки · другое (что именно) 5) Что должно преобладать в методическом аппарате учебника? · задания на поиск нужной информации в главе учебника · вопросы проблемного характера · задания творческого характера · задания, помогающие подготовиться к ЕГЭ · другое (укажите)
3. Познакомьтесь с программами и учебниками по литературе. Подготовьте устную рецензию одного из учебников по плану: 1) Выходные данные учебника. 2) Структура учебника, состав художественных текстов. - Соответствие структуры и содержания учебников программе. - Репрезентативность художественных текстов (оцените выбор авторов и текстов и их соответствие возрасту учеников), характер их представления (в сокращении, в полном объеме, в отрывках, в пересказе), его обоснованность. - Принцип, положенный в основу структуры учебника (тематический, хронологический, жанрово-родовой, другой). 3) Научность содержания. - Достаточность теоретических сведений и практических упражнений. - Корректность введения научных понятий, соблюдение общепринятой терминологии. - Ориентация на базовые компоненты содержания образования по литературе. 4) Доступность содержания. - Посильность учебного материала для учащихся данного возраста. - Ясность, точность изложения материала. 5). Практическая направленность. - Соответствие вопросов и заданий требованиям программы. - Доступность вопросов и заданий, их характер: репродуктивный, проблемный, творческий. - Технологичность учебника (наличие «инструкций» для выполнения заданий, памяток, планов, специальных разделов и т.п.). 6. Учебно-методический и справочный аппарат - Методическая целесообразность введения информации историко-литературного и теоретико-литературного характера, выбора структуры и способа изложения учебного материала, создание возможности для «приращивания» к изложенным в учебнике знаниям дополнительной информации из смежных наук.,. - Наличие дифференцированных заданий. - Направленность учебного материала на развитие литературных умений и творческих способностей ученика, на формирование навыков и потребностей самообразования, ориентация на углубление и дополнение знаний по той или иной проблеме. - Наличие справочного аппарата. - Развитие интереса к предмету. 7. Полиграфическое оформление учебника. - Шрифт, оформление форзацев, введение специальных символов. - Иллюстративный материал. - Аппарат ориентировки – предисловие, примечания, приложения, оглавления.
* Задание № 4 должно быть выполнено в тетради для домашних работ по МПЛ (18 листов); тетрадь после занятия студенты сдают преподавателю.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ 1. Романичева Е.С. Школьный учебник // Литература. – 2006. - № 2. 2. Беляева Н.В. Каким быть школьному учебнику литературы? // Литература. – 2006. - № 12. – С.46 – 47. 3. Романичева Е.С. «Соглашений мы как-то не помним»: Еще раз к вопросу о предметном учебнике // Литература. – 2006. – № 13. – С. 46 – 47. 4. Беленький Г.И. Какой быть учебной книге по литературе? // Педагогика. – 1998. - № 2. – С. 38 – 42. ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. / Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русское слово, 2008. 2. Литература: программа для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007. 3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень). 10 – 11 классы (профильный уровень). – 9-е изд. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007. 4. В мире литературы. Программа по литературе / Кутузов А.Г., Романичева Е.С., Кисилев А.К., Мурзак И.И., Ястребов А.Л. Под ред. А.Г. Кутузова — М.: Дрофа, 2010. — 80 с. 5. Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б. Ладыгин, А. Б. Есин, Н. А. Нефедова, Д. Г. Булгаков. – М., Дрофа, 2010. 6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 – 11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лысого. – М.: Мнемозина, 2005. 7. Программа по литературе для 5 – 9 классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПБ,. 2005. Программа по литературе для 10 – 11 классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПБ,. 2005. 8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый и профильный уровни). / Под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2007.http://www.prosv.ru/ebooks/Chertov_Literatyra_5-11kl/index.html 9. Примерные программы по учебным предметам: Литература. 5 – 9 классы. Литература. 10 – 11 классы. – М., Просвещение, 2012. (ФГОС нового поколения)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (834)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |