Тема № 4: Коммуникативные задачи текста. Микротема текста
Цели:дать определение понятиям «коммуникативная задача текста», «смысло-речевые ситуации», определить позицию предложения, содержащего коммуникативную задачу.
Основные вопросы 1. Коммуникативная задача (КЗ) текста как цель авторского общения, для раскрытия которой создается текст. 2. Тема и микротема текста. 3. Прогрессия текста. СРСП № 4
Задание 1. Выполнение упражнения № 33, стр. 25 (определение коммуникативных задач текста, озаглавливание текста) Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005
Когда я был студентом Института восточных языков в Ленинграде, я слушал лекции одного из самых выдающихся арабистов мира – академика Игнатия Юлиановича Крачковского. Я изучал тогда арабский язык, кончил институт, но впоследствии почти забыл язык, увлекшись русской литературой. Однако одна из глубоких мыслей Крачковского запомнилась мне и как бы сопровождает меня всю жизнь. Крачковский утверждал с полным основанием, со множеством неопровержимых примеров, что арабы относятся к своему языку как к предмету искусства. Именно эта черта прочно связана с поэтическим отношением к слову. Вот почему я считаю, что после Гоголя Лесков – первый поэт в русской прозе. Это не только не мешало понимать то, что происходит вокруг. Для Лескова это ключ к познанию действительности. Его стилистическое разнообразие основано на такой разговорной естественности, что Лескова, по моему глубокому убеждению, нельзя перевести на иностранный язык без неисчислимых потерь. О Лескове невозможно сказать ничего существенного в нескольких словах. Его творчество удивительно многосторонне. Проницательный историк быта, он искал и находил исторические черты в событиях или характерах, на первый взгляд не имеющих никакого значения. В то же время он с необыкновенной силой приближает к нам исторические события, рисуя их так, как будто они происходили вчера. Современность и история для него почти равнозначны. Он смело действует, когда надо дать читателю понять, что история преследует нас, шаг за шагом вплотную идя за нами. (По В. Каверину.) · Озаглавить текст, определить тему и микротемы текста. · Определить коммуникатвные задачи текста.
Задание 2. Подбор текстов по своей специальности. Задание: озаглавить, определить вид прогрессии, способ развития информации в тексте, определить тему и микротемы текста. Методические рекомендации:работа с текстом осуществляется в аудитории, текст должен быть предварительно вклеен в тетрадь. Приступая к работе с текстом, внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия. Тексты должны быть небольшими (≥0,5 страницы), возможно, чтобы это были определения каких-либо терминов по своей специальности. Тексты должны быть вклеены в тетрадь для СРСП. Форма контроля:письменный ответ. Срок предоставления работы: 3-4 неделя
Тема № 5: Функционально – смысловые типы речи. Языковые особенности функциональных типов речи. Описание как тип речи. Цель занятия:сформировать у будущих специалистов понятие об основных типах речи, научить определять тип текста и создавать текст любого типа. Основные вопросы 1. Понятие о функционально-смысловых типах речи. 2. Описание как тип речи. Языковые особенности описания. 3. Повествование в различных сферах общения. 4. Рассуждение как тип монологической речи. Виды рассуждения. СРСП № 5 Задание: 1. Написать мини – сочинения – описание: - «Мои родители»; - «Мой лучший друг (подруга)»; - «Мой самый любимый уголок на земле»; - «Мой самый счастливый день». 2. Написать мини – сочинение – рассуждение: «Каким я вижу себя через 10 лет?»; «Как пополнить свой словарный запас?»; «Куда уходит детство?»; «Нужно ли слушать чужие советы?» 3. Написать мини – сочинение – повествование: «Интересная поездка»; «Что я знаю о своей будущей профессии?» Методические рекомендации:прежде чем приступить к выполнению практических заданий, внимательно прочитайте теоретический материал по теме. Написанию сочинения должна предшествовать предварительная словарная работа: подбор синонимов Форма отчетности:письменная.
Срок предоставления:5, 6 неделя.
Тема № 6: Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Нормы произношения и ударения. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. Чистота речи. Определение практической стилистики.
Цели: проверить знания учащихся по теме “Функциональные стили речи”; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах, выработать и закрепить нормы произношения и ударения, ввести понятие «стилистические ошибки».
Основные вопросы 1.Понятие о функциональных стилях речи. 2. Разговорный стиль речи. 3. Нормы произношения и ударения. 4. Стилистические ошибки и недочеты культуры речи. СРСП № 6 Задание: составить диалог с использованием элементов разговорной речи на тему: «Город Семей».
Методические рекомендации: диалог должен быть максимально приближен к разговорной речи, т.е. допускается использование разговорных слов, неполных предложений и т.д.
Форма отчетности: письменная.
Сроки предоставления:7 неделя.
Тема № 7: Официально – деловой стиль и его особенности. Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Виды делового общения. Цель занятия:сформировать у будущих специалистов языковые понятия об официально-деловом стиле, научить распознавать текст этого стиля и создавать его,дать понятие о официально-деловом стиле, научить оформлять деловые бумаги. Основные вопросы. 1. Понятие об официально-деловом стиле речи. 2. Основные жанры документации. 3.Лексические особенности языка ОДС. 4. Грамматические особенности языка ОДС СРСП № 7 Задание: 1. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью 2. Составление автобиографии, характеристики, доверенности, заявления. Методические рекомендации:выступлению должна предшествовать дополнительная работа по сбору информации об актуальности выбранной профессии.Перед выполнением задания внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе. (Список рекомендуемой литературы дан к каждому занятию) Автобиография, характеристика, доверенность и заявление составляются на листах А4 в соответствии с требованиями к структуре и стилю. Форма контроля: письменный ответ
Срок предоставления работы: 7-8 неделя
Тема № 8: Публицистический стиль и его особенности.Лексические особенности языка публицистического стиля. Грамматические особенности языка публицистического стиля. Анализ публицистического текста.
Цели: выявить функциональные особенности публицистического стиля; продолжить отрабатывать умения и навыки практического применения знаний по теме; закрепить умения написания связных текстов в жанре публицистического стиля. Основные вопросы 1. Лексические особенности публицистического стиля. 2. Грамматические особенности публицистического стиля.
СРСП № 8
Задание:написать очерк и репортаж на любую выбранную тему, учитывая особенности жанров.
Методические рекомендации: репортаж и очерк должен отвечать требованиям жанра. Форма контроля: письменный ответ.
Срок предоставления работы: 9 неделя.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1767)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |