Вопрос 31 изб процесс и изб прцедура
Согласно ст. 1 Конституции, Беларусь – демократическое, социальное, правовое государство. Одним из признаков демократии являются регулярные, свободные, справедливые выборы. Они предоставляют гражданам, стремящимся к власти, возможность стать депутатами местных Советов или Национального собрания или Президентом Республики Беларусь. Граждане, выступающие в роли избирателей, в период выборов активно вовлекаются в политическую жизнь страны, наблюдают за политическими событиями, участвуют в обсуждении актуальных политических проблем, решают, кому из кандидатов на выборные должности доверить представлять их интересы в процессе выработки и реализации государственной политики. Выборы являются не только средством формирования органов государственной власти, но также и способом поддержания ее легитимности и обеспечения контроля за ней. Поэтому государство обязано обеспечивать условия для того, чтобы властные амбиции различных субъектов политики удовлетворялись в ходе равной, честной, открытой и ненасильственной политической борьбы за доверие избирателей. Отсутствие свободного волеизъявления народа или дискредитация выборов приводят к отчуждению людей от власти и созреванию в обществе, с одной стороны, апатии, с другой стороны – различных проявлений радикализма. Только свободные, справедливые и регулярные выборы могут обеспечить ситуацию, в которой смена руководства страны не угрожает обществу расколом и не разрушает механизма государственного управления, а наоборот, повышает эффективность и устойчивость всей политической системы и укрепляет согласие в обществе. Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Для избрания в первом туре кандидату нужно набрать более половины голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании, т.е. 50% + 1 голос. Если в первом туре никто не набирает этого количества, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, которые набрали больше голосов, чем их соперники. Для победы во втором туре кандидату достаточно набрать хотя бы на один голос больше, чем конкурент. Основу избирательного права в Республике Беларусь составляют: - Конституция, в особенности раздел III «Избирательная система. Референдум» (ст. 64-78); - Избирательный кодекс; - законы, регулирующие выборы и отзыв депутатов парламента и депутатов местных представительных органов, а также выборы Президента; - указы и декреты Президента; - решения Конституционного суда; - решения Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; - решения местных исполнительных органов власти по созданию избирательных комиссий; - нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и Гражданского процессуального кодекса, предусматривающие ответственность за нарушения избирательного законодательства и порядок обжалования действий избирательных комиссий. В конституции многих стран декларировано, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные органы. Представительные органы сами по себе не решают, из кого они будут состоять. Главным механизмом, с помощью которого определяется состав, являются выборы (один из главных механизмов добровольной смены власти) – совокупность правил, приёмов, обеспечивающих участие граждан в формировании государственных коллегиальных и идеологических органов, избираемых должностных лиц.
Избирательный процесс – последовательность действий, связанных с организацией, проведением выборов и подсчётов результатов голосов. Единственным легитимным способом завоевания власти являются выборы, им и уделяется пристальное внимание. Избирательный процесс включает стадии (12 для любой избирательной системы):
создание избирательных комиссий (органов) регистрация избирателей, составление списков выдвижение кандидатов регистрация кандидатов предвыборная борьба, избирательная компания само голосование подсчёт голосов установление итогов опубликование итогов выборов
Международное сообщество отмечает, что якобы есть определённые отступления от общемировой идеологии избирательных компаний. Июль 2003г. Парламентская Ассамблея ОБСЕ – «Резолюция по Беларуси», в которой выразила сожаление, что в стране не проводятся реформы правовой сферы, включающие выработку изменений в избирательный кодекс, призвала порядок формирования избирательных комиссий всех уровней, ограничить возможности досрочного голосования, голосовать по месту жительства, обеспечение доступа национальных и международных наблюдателей ко всем стадиям избирательного процесса.
Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов, “избирательныйзакон в действии” Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не однаизбирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию,подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение автопотока. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организациюизбирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
вопрос 32 изб право и референдум Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выбора главы государства, представительных органов и др. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах; - право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Статьей 64 Конституции Республики Беларусь установлен принцип всеобщего избирательного права, который предоставляет право участвовать в выборах гражданину, достигшему 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности или ее отсутствия, принадлежности к партиям или другим общественным объединениям. Этот принцип не имеет абсолютного характера, и в соответствии со статьей 64 Конституции в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Следует отметить, что данная категория граждан не лишена пассивного избирательного права, то есть права быть избранными. Активное избирательно право - это право избирать представителей в законодательные (представительные) органы государственной власти, местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.
Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Рефере́ндум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный. При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса. Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса, отдельных субъектов федерации или центральной власти Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами. От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |