Термины и понятия «речь» и «текст». Проблема лингвистичности текста
Лингвистика как система частных наук. Место лингвистики в системе общенаучного знания. Лингвистика одна из др. наук. Применялись различные методы изучения. 1. Сейчас в зависимости от угла зрения, сложились отдельные отрасли Язн-ния: общее и частное. Частное – изучает один язык или группу родственных языков. Общее – изучает универсалии. 2. Язн-ния теоретич. и практич. Теория изчает теорию языка. Осн. проблемы: природа и сущность языка, функции языка, вопросы классификации языков, системы и структуры языка, вопросы сущности и функционирования отдельных языковых единиц. Прикладное Я – применение теории на практике: практика преподавания языка, проблема составления словарей разных типов, проблема составления алфавита, проблемы культуры речи, проблемы перевода, создание искусственных языков. 3. Синхронич. и диахронич. подходы.
В Язн-нии выделяются отдельные отрасли, которые изучают отдельные уровни языка. В рамках каждой из этих наук м. выделить более частные, изучающие уровень языка в более узком аспекте. НАПР. Лексикология – этимология, ономастика, топонимика, семасиология. Стилистика изучает широкий круг вопросов, связанных с функционированием языковых единиц в разных стилях.
Язык интересен 1) Лингвистика 2) Лит-вед. 3) История 4) Логика 5) Психология 6) Философия 7) Семиотика 8) Кибернетика 9) Информатика 10) Математическая логика Традиционные связи с гум. науками, новые – с науками математическими и техническими.
Лингвистика и литвед.
Лингвистика и математика.
Смежные науки. 1) Семиотика 2) Информатика Лингвистика и поисковые системы. Проблема машинного перевода – еще актуально? 3) Психолингвистика 4) Социолингвистика. 5) Этнолингвистика. Проблема объекта в лингвистике. Двойственность языка как объекта лингвистики. Проблема разграничения языка и речи Язык во всем многообразии его этноисторических вариантов и во всей сложности и многосторонности его структуры, функционирования и развития. Вопрос в том, что объект лингвистики конструируется самой наукой. Следует различать реальный объект, его стороны, единицы и категории – и понятия о них, закрепленные в терминах и выражаемых ими. Фонема первична по отношению к «фонеме». Язык реален и объективен. Недопустимо смешивать реальные единицы языка и их научные понятийные отображения, которые действительно являются конструктами и создаются наукой.
Тут от Соссюра до Косериу.
Проблема языка как объекта лингвистики в настоящее время не м. б. уяснена без различения языка и речи, положенная Соссюром, но понятая односторонне-идеалистически. В рус. сов. лингвистике Щерба и Смирницкий. В новейш. время Косериу заменил соссюровское «язык – речь – речевая деятельность» на «язык – речь – норма» или «язык – норма – узус». Предлагают «язык – речь – речевая деятельность – текст и смысловое содержание текста». Предмет лингвистического изучения только первые два – язык и речь. Язык – совокупность знаковых единиц общения в отвлечении от текста, в их коммуникативной готовности. Речь – это последовательность (взятых из языка) единиц общения (знаков) в их коммуникативном применении, построенная по законам языка и в соответствии с требованиями выражаемой информации. Языковые единицы получают дополнительные, врЕменные признаки, которых не имеют в языке: выбор, повторение, размещение, комбинировние и трасформирование. Факт речи становится фактом языка только тогда, когда он начинает функционировать независимо от породившего его текста. Различие языка и речи имеет фундаментальное значение для науки о языке и для понимания ее объекта. Термины и понятия «речь» и «текст». Проблема лингвистичности текста. Текст – словесное произведение, устное или письменное. Единство некоего неязыкового содержания (смысла) и речи, формирующий и выражающей этот смысл. Если убрать смысл, то останется речь.
Разделения Текст – материальная сторона языка, это языковой материал, он дан объектвно.
Текст (речевой материал) не были и не м.б. объектом прямого лингвистического исследования. В текстах содержится речь, однако как один из компонентов научного, делового, публицистического или разговорного текста. Тексты изучаются многими науками, в зависимости от того, какая информация в тексте выражена. Тексты интересуют лингвиста не природой или сущностью, а лишь тем, что в них «объективированы» и воплощены, в определенной системной организации, знаки языка и что информация, содержащаяся в каждом тексте, внешне выражена, выявлена речью, воплощена ее структура. Наука «Лингвистика текста» нечетко разграничивается от «лингвистики речи». Смысловое содержание текста еще менее лингвистично, нежели сами тексты. Виноградов отмечал, что выражаемое в тексте само по себе не предмет лингвистического изучения. Лингвиста интересуют способы выражения этого содержания или отношение средств выражения к выражаемому содержанию. Но в плане такого изучения самого содержание не м. оставаться за пределами изучения языка худ. лит-ры. Если же лингвиста интересует не язык худ. лит-ры, а структура и система языка, содержание текста отодвигается еще дальше.
Тексты позволяют говорить о частных языковых системах – языках этих произведений. «Язык Толстого», «язык Преступления и наказания».
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |