Семантико-стилистические функции вводных слов и предложений, вставных конструкций и обращения. Парентеза, риторическое обращение, сегментация
Виды чужой речи. Стилистические функции разных видов чужой речи в публицистической и художественной речи. Монолог, диалог, полилог.
17. Троп как семантико-стилистический прием создания образности. Троп – стилистический прием, заключающийся в употреблении языковой единицы в переносном значении. Тропы принадлежат речи, а не языку, а потому не указываются в словаре как переносные значения. Тропы со стершейся выразительностью, ставшие общеупотребительными могут входить в словарные статьи. Пример – морж – человек, купающийся в проруби. Тропы могу быть разных типов: 1. Созданные на основе сходства: 1.1. Метафора – перенос имени с одного объекта или признака на другой на основании замеченного между ними сходства: нити дождя. Сходство это имеет название основания сравнения, или tertium comparationis. 1.1.1. Генетивная метафора – сравниваемый объект в родительном падеже: маки флагов. 1.1.2. Метафора-загадка: я увидел подпираемый соснами купол голубого шатра. 1.1.3. Предикативная метафора: сравниваемое – подлежащее, сравнение – сказуемое: имя твое – льдинка на языке. 1.1.4. Предикатно-определительная метафора – прилагательное или глагол в переносном значении: ее [площадь] съела толпа; красавец с кинжальной бородой. 1.1.5. Развернутая метафора – микротекст с переносным значением. 1.2. Эпитет – выразительное определение. 1.2.1. Тропом является только метафорический эпитет: ледяные слезы, седые вершины. 1.2.2. Постоянный (тавтологический) эпитет – устойчивые сочетания, не меняющиеся из текста в текст: синее море, красное солнце 1.2.3. Пояснительный эпитет – эпитет, в основе которого лежит эстетически прекрасный или практически ценный признак: резвые ножки. 1.2.4. Особняком стоит синкретический эпитет:употребление таких признаков, которых не может быть у предмета: мысли пурпурные, мысли лазурные (Блок), идет-бредет зеленый шум.(катахреза?) 1.3. Олицетворение – наделение неживого объекта функциями человека. 1.4. Сравнение – сближение по одному или нескольким общим признакам двух объектов, явлений или ситуаций. 1.4.1. Лексическое – словами похож, напоминал, был подобен: Он был похож на водолаза. 1.4.2. Морфологически – творительным падежом: его нос сиял маленькой боксерской перчаткой. 1.4.3. Синтаксически – сравнительным оборотом с как, будто, как будто. 1.4.4. Отрицательное сравнение – сначала говорится, на что не похож предмет, затем – на что похож. 1.4.5. Развернутое сравнение – сравниваются две ситуации. 1.5. Перифраза (парафраз) – употребление нескольких слов для обозначения того, что можно бы было сказать одним или меньшим количеством слов: работник прилавка – продавец, царица наук – математика. Перифразы помогают избежать повторов, формируют эвфемизмы (расстрел – 10 лет без права переписки), оживляет образ, раскрывает малознакомые понятия, используется при переводе не имеющих аналогий иностранных реалий. 1.6. Каламбур – остроумное высказывание, основанное на столкновении омонимов или двух значений одного слова. 1.7. Эвфемизм – замещение одного слова, означающего нечто неэстетичное или пугающее, нейтральными словами: сумасшедший дом – дом скорби, инвалид – лицо с ограниченными возможностями. 1.7.1. Личная сфера 1.7.1.1. Физиологические процессы и явления 1.7.1.2. Отношения полов 1.7.1.3. Болезни и смерть 1.7.2. Социальная сфера 1.7.2.1. Вся дипломатия 1.7.2.2. Политика 1.7.2.3. Экономика 1.7.2.4. Национальные и расовые вопросы 1.7.2.5. Вопросы разных конфессий 2. Созданные на основе смежности: 2.1. Метонимия – перенос имени с одного объекта на другой на основе логической смежности. 2.1.1. Место – те, кто находятся: завизжала улица. 2.1.2. Сосуд – содержимое: выпил рюмку. 2.1.3. Предмет – то, что он символизирует: тяжела ты, шапка Мономаха. 2.1.4. Часть тела – эмоция: предлагаю руку и сердце. 2.1.5. Организация – члены: вызвать милицию. 2.1.6. Признак – объект: шел мимо воробьиного гвалта. 2.1.7. Абстрактное – конкретное: здесь рабство тощее влачится. 3. Основанные на количественных отношениях: 3.1. Синекдоха – употребление части вместо целого или единственного числа вместо множественного. 3.2. Гипербола и литота – основаны на столкновении представлений о мире с получаемой информацией. Гипербола – преувеличение, литота – преуменьшение. 4. Основанные на фоновых знаниях: 4.1. Аллюзия – слово, словосочетание или предложение, полноценное понимание которого возможно только при наличии фоновых знаний. А в России метели и сон И задача на век, а не на день. Был ли мальчик? - вопрос не решён, Нос потерянный так и не найден.(Межиров) (Мальчик – «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, нос – потерял майор Ковалев, герой повести Гоголя «Нос») Типы аллюзии: 4.1.1. Историческая 4.1.2. Этнографическая 4.1.3. Мифологическая 4.1.4. Библейская 4.1.5. Литературная 4.1.6. Рекламная 4.1.7. Песенная Семантико-стилистические функции вводных слов и предложений, вставных конструкций и обращения. Парентеза, риторическое обращение, сегментация. Вводные слова – слова, грамматически не связанные с членами предложений, вносящие в предложение дополнительные модальные, эмоциональные и экспрессивные значения. В этой же функции могут быть употреблены целые вводные предложения. Вводные слова и предложения не являются членами предложений, но тесно с ними связаны по смыслу. Они используются как средство выражения субъективной модальности и включают широкий круг значений: 1) Степень достоверности: кажется, наверное, безусловно… 2) Эмоциональное отношение говорящего: к счастью, к удивлению… 3) Источник сообщения: говорят, по-моему, по словам (кого-л.)… 4) Способ выражения мысли: иначе говоря, короче говоря, одним словом… 5) Контактоустанавливающая функция: видите ли, откровенно говоря, простите. Большинство вводных слов стилистически нейтрально, однако встречаются и маркированные: 1. книжные: без всякого сомнения, к прискорбию 2. разговорно-просторечные: чай, не иначе В отличие от вводных слов и предложений, обозначающих отношение говорящего к содержанию сообщения, вводные конструкции содержат всякого рода добавочную информацию, разъясняющие предложение или отдельное слово в нем. Обособляются они скобками или тире. Включаться могут бессоюзно, подчинительными или сочинительными союзами: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (Пушкин). Вводные слова, предложения, вставные конструкции интонационно оформляются. Обращение –слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с предложением. Обращения могут иметь форму существительного (в т.ч. косвенного падежа: эй, там, на крыше!), звательную (в т.ч. с удвоением через «а»), прилагательного, местоимения, словосочетания. В древнерусском для обращений использовался звательный падеж: княже; чего тебе надобно, старче? Стилистически обращения могут быть использованы для придания оттенка разговорности, особенно при передаче свойственных разговору нежности, участия: Ах, Толя, Толя! Особое место среди стилистических средств занимает такая фигура, как риторическое обращение.Такие обращения используются в поэзии: Прощай, немытая Россия, странна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. В стилистических целях могут использоваться обращения-иронии (Отколе, умная, бредешь ты, голова?), обращения-повторения (О поле, поле…), фольклорные обращения, архаические (с формой звательного падежа), обращения-перифразы и так далее.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |