Ты превращен в моё воспоминанье
2.Фонетическая транскрипция:
[как б’элыj кам’ьн’ в глуб’ин’э калоцъ л’и жыт ва мн’э адно въспъм’инан’jь jа н’и магу и н’ь хачу бароцъ ано в’и с’эл’jь и ано страдан’jь
мн’э кажъцъ што тот кто бл’искъ взгл’ан’ьт в маи глаза jи во ув’ид’ит сразу п’и чал’н’ ьj и задумчив’ьjь стан’ьт вн’имаjуш’ьвъ скорбнъму расказу jа в’эдаjу што бог’и пр’ьвраш’ал’и л’уд’эj ф пр’и дм’эты н’ь уб’иф сазнан’jь штоп в’эчнъ жыл’и д’ивныjь п’и чал’и ты пр’ьвраш’он в маjо въспъм’инан’jь ]
3. Составление звуковой партитуры текста.
Для составления партитуры необходимо посчитать количество гласных, сонорных и звонких согласных в строке. Составить сумму этих звуков и противопоставить её количеству глухих согласных этой строки. Например, звуковая партирута первой строфы стихотворения: Гласных сонорных звонких глухих пропорция
1 строка 11 7 4 5 22 : 5
2 строка 11 8 4 3 23 : 3
3 строка 11 5 2 3 18 : 3
4 строка 11 7 2 3 20 : 3
12строка 11 9 3 5 23 : 5
4. Анализ соотношения звука и смысла в стихотворении ( на примере первой строфы).
В результате составления звуковой партитуты мы получаем картину самой звучной строки каждой строфы и самой “тихой”. В первой строфе наиболее “громкой” является вторая строка:”ЛЕЖИТ ВО МНЕ ОДНО ВОСПОМИНАНЬЕ”. Самая “тихая” – третья строка : “Я НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БОРОТЬСЯ”. Первую строку составляет сравнительный оборот, после которого следует пауза и повышение тона. Логическое ударение падает на слово КОЛОДЦА. Мелодика первой строки, интонационно поднимаясь вверх, звучит как неразрешенная музыкальная фраза. Разрешение наступает во второй строке. Но пауза-раздумье не приводит к резкому понижению мелодики. Здесь логическое ударение падает на главное по смыслу слово стихитворения –“ ВОСПОМИНАНЬЕ” . Звучность двух строк идет по возрастающей: увеличилось количество сонорных, резко уменьшилось количество глухих согласных. Возможно, что повышение звучности как раз связано с ключевым словом –“ ВОСПОМИНАНЬЕ”. Третья строка значительно отличается по громкости от двух предыдущих, что возможно объяснить семантикой слов, её составляющих: “НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БОРОТЬСЯ”. Строфа заканчивается логическим выводом из всего сказанного ранее : “ОНО – ВЕСЕЛЬЕ И ОНО – СТРАДАНЬЕ”. Звучность в этой строке хотя и возрастает, но незначительно. Смысловая поддержка составлена здесь контекстуальными антонимами: ВЕСЕЛЬЕ – СТРАДАНЬЕ. Вся первая строфа очень музыкальна, напевна благодаря фонетическим и лексическим средствам. Она читается несколько замедленно и распевно. Народно-поэтический образ тяжелого камня, символа безответной любви, претерпевает у Ахматовой значительное смысловое изменение. В народной поэзии образ горькой, неразделенной любви обычно ассоциируется с тяжелым серым могильным камнем.. Грокая ирония, например, звучит в частушке : Серый камень, серый камень, Серый камень – пять пудов! Серый камень так не тянет, Как проклятая любовь! У Ахматовой серый каменьпревратился в белый, и лежит он не на могиле, а в глубине колодца, добела отмытый чистыми холодными родниками, бьющими на дне. Так возникает поэтическая метафора: глубина колодца – глубина души. Возвращаясь к звуковой партитуре, необходимо еще раз акцентировать внимание на ключевом слове самой звучной строки – ВОСПОМИНАНЬЕ – и на лексических единицах самой “тихой” строки – НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БОРОТЬСЯ. Вывод очевиден: в “громкой” строке заключена главная мысль поэта, в “тихой” – её антитеза.
Мы предложили примерный образец анализа, воспользовавшись которым, студенты могут проанализировать вторую и третью строфу стихотворения. Также для самостоятельного анализа предлагаются стихотворения А.С.Пушкина “Я вас любил” и М.Цветаевой “Имя твое – птица в руке”.
Список литературы к фонетическому анализу текста: 1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С.169-193. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонациярусской речи. М., 1977. 3. Васнева О.И., Шляхова С.С. Анализ звуковой структуры и интерпретация стихотворного текста. Пермь, 1996. 4. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1991. 5. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989. 6. Лебедева Ю.Г. Пособие по фонетике русского языка. М., 1981. С. 105-109. 7. Реформатский А.А. Фонологические этюды. М., 1975. С. 5-27. 8. Сабынина О.И. Лингвистический анализ текста в классе с углубленным изучением русского языка // Русский язык в школе. – 1991. – № 3.
9. Седых Г.И.Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте // Филологические науки. - 1973. - № 1. 10.Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С.81-82. 11.Торсуев И.Г. Интонация и смысл высказывания. М., 1994. 12.Черемисина Н.В.Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982. 13.Шляхова С.С. Тень смысла в звуке: Введение в русскую фоносемантику: Учеб. пособие. Пермь, 2003.
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………………..с. 3
Темы лекций……………………………………………………………………..с. 3
Практические и семинарские занятия………………………………….. с. 4 – 27
Приложение……………………………………………………………….с. 28 - 34
Методическое издание
Современный русский язык. Фонетика
Методические рекомендации для студентов-филологов
Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» 050302 – «Родной язык и литература»
Составитель: Соловьева Ольга Евгеньевна
Редактор
Свидетельство о государственной аккредитации вуза № 1426 от 23.04.2004. Изд. лиц. ИД № 03857 от 30. 01.2001. Подписано в печать Формат 60х90 1/16 Бумага ксероксная. Печать на ризографе. Набор компьютерный. Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,5 Тираж 100 экз.
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного педагогического университета 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71, тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе В Пермском государственном педагогическом университете 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |