Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформирование спец обр в РБ осущ поэтапно,с1998по 2010



2015-11-10 452 Обсуждений (0)
Трансформирование спец обр в РБ осущ поэтапно,с1998по 2010 0.00 из 5.00 0 оценок




10)

Осн полож-я Л С Выготского, исп-мые в кор пед-ке:

- ед-ство заков разв-я норм и аномальн реб-ка => позв обосновать общ идею разв-я лич-ти аномальн реб-ка; при эт показ, что разв-ся не тольк отдельн сторы лич-ти и соЗ, но и сами отнош-я м-у ними, кот у аномальн реб-ка своеобраз (разв-ся с иными сроками, темпом и кач-вом; расхожд-е биологич культ-ного разв-я).

- процесс разв-я лич-ти обуслов ед-ством биологич и соц факторов; разв-е представ собой слож, динамич и изменч общность как по отнош-ю к отдельным психич ф-ям, так и возру чела; стан-е слож психич процессов > зав-т от окруж среды, чем от наслед-ти; среда – усл-е и источ разв-я.

- уч-е о ВПФ

- взаимосвязь обуч-я и разв-я: обуч-е д вести за собой разв-е

- актуальн ур-нь разв-я и зона ближайш разв-я

- сложструктадефекта:с1стор происх недоразв-е ф-й, непоср связ с бол-ю,с др –возн приспособит компенсат мех.

- единство интеллекта и аффекта

- дефектология – отрасль З о кач-ном многообразии разв-я аномальн детей.

- рассм дефект как соц вывих, вызванный измен-ем отнош-й реб-ка со средой, что привод к нар-ю повед-я.

- соц обуслов-ть разв-я

- рассм знак сис-мы как ср-ва культного разв-я психики.

- созд-е обходных путей разв-я.

- принцип кор-но-воспитат А, при кот исправл-е нед-в позноват деят-ти раствор бы во всём проц обуч и воспит, осущ-сь в ходе игр-й, учеб и труд деят-ти (возм-ть компенс умств и сенс дефекта за счёт разв-я и совершенствования в 1 очередь ВПФ, а не прост тренировк эл-ных)

11)

В наст вр более шир признание получ совм мед и психол-пед обслед,позв объктивно оценить ур актуальн разв и сост непрно-псих сф реб.

Нар-я в зав-ти от t возник-я:

- врожд(прич-разл патог ф-ры,вызыв забол матери в пер берем:токсик,интокс,наруш обм в-в,травмы,насл генетт пораж орг-ма)

- приобр(родовые и послерод пораж орг-ма реб:асфиксии,черепно-мозг травмы,нейроиф)

По хар-ру расстройств:

- органич (пор-е мат структы М,что яв-ся следствием перинатальн пор-я, перенесённых нейроинф-й, ЧМТ, наследств прич (парезы, нар-е ф-й сенсорных сис-м)).

- функциональн (из-за дезинтеграции различ М структ; в осне леж опред нар-я мат субстрата, кот соврем методами исслед-я нельзя точ опред).

По типу разв-я:психич и физич.

По ^ распростр-ти:

- локальн

- диффузные

По приче происх-я:

- биологич хар-р

- соц.

12)

Причины

+ Врожд

- патогенные фак-ры, выз-е заб-я матери в Т берем-ти (токсикозы, интоксикации, нар-е обмена вещ-в, травмы)

- последствия внутриутроб инф-й (особ краснуха): микроцефалия, гидроцефалия, сенсорн и двигат нар-я.

- последствия R-несовмест-ти крови матери и плода: страд подкорк образ-я, височ области коры и слух нервы

* Сущ-т связь м-уt патогенн возд-я на орг-м и клинич прояв-ями

+ Приобр

- отклон-я в разв-и, вызв родовыми и послерод пор-ями реб-ка (асфиксии, ЧМТ, нейроинф-ии).

* К причам, извест ранее, добав факторы:

- науч: успехи в разв-и мед-ны прив к пов-ю ^ выжив-ти

- цивилизационный: пов-е терпимости к инвалидам (не стрем-ся прерв берем-ть)

13)

Аспекты исслед-й нар-й психофизич разв-я:

+ клинич:- направ на изуч-е этиопатогенеза и симптоматики, получ на осн разнообр мет-в обслед(клинич, лаб-ный, биохим, гениологич, крапиография)- осн цель – выяв стойк отклон в морфологии и физиологии отд орг-в, сис-м и орг-ма в целом.

+ психологич:- связ с изуч-ем сот-я и разв-я психич процессов.- осн цель – выяв особ-тей отклон разв реб и тех сохр путей,с пом кот м их скомп в адекв для него усл, видах и формах обуч-я.- м вестись с позиций различ концепций:~ интеллектуалистич (все + и – в разв-и оцен-ся только с позиции интеллекта)~ аффективной (эиоц-но-волевая сфера оказ решающ вл-е на сост-е и разв-е всех психич процессов)~ психометрич (измер-е психики путём опред-я IQ)~ концепции статич пон-я хар-ра дефекта (теория потолка) (нар-ное разв-е почти не подд-ся коррекции, для кажд категории аномалий уст-ся свои потолки; при УО разв-е идёт не дальш разв-я норм 12-14 летнего, глух – 15-16).~ динамич подха (коррекция и компенсация д напом движ-я гребца против теч-я).

+ пед-кий аспект:- направ на изуч-е ур-ня обучаемости и воспитуемости реб-ка.- вкл след зад-и:~ изуч-е позноват возм-тей, черт лич-ти, выяв-я ур-ня актуальн и зоны ближайш разв-я~ опред-е оптимальн усл для кор недост позн деят-ти~ разраб-ка способов пед вл на учащ (кнут и пряник)~ выяв гот реб к обуч в шк, опред-е сформир шк Н, прич, вызыв разл трудн в усв проги и шк адаптации.

+ социологич:- рассм место индивида в общ,его повед в различ жизн ситуациях.

Наим различ в подх разн стран обнаруж в клин и психол асп-х,где исп схож критерии,а наибрасхожд-я–в пед и (> всего) в социол аспектах,что выр-ся в административ мерах, обуслов разными соц-экономич, политич и демократич усл-ями жизни.

14)

Варианты психич дизонтогенеза:

+ психич недоразв-е:

- законы: тотальность нервно-психич недоразв-я, его иерархичность.

- типич модель - олигофрения

- пример локальн недоразв-я - общ недоразв-е речи

+ задержаное разв-е:

- хар-ся замедл-ем темпа форм-я позноват и эмоц-ной сфер с их врем фиксацией на>ран возп этапах

- задержка разв-я эмоц-ной сферы прояв-ся в различ клинич вариантах инфантилизма

+ повреждённое разв-е:

- патологич возд-е на М - после 2-3 лет

- органич деменция

+ дефицитарное разв-е:

- связ с тяж нар-ями отдельн анализаторов

- разв-е в усл-ях дефицита получ-я инфы поср-вом анализатора, недостаточ А ОДА и т д

+ искажён разв-е

- в случ слож сочет-я общ недоразв-я, задерж, поврежд и ускор разв-я отдельн психич ф-й, привод к ряду кач-но нов патологич заб-й

- РДА

+ дисгармонич разв-е:

- осной яв-ся врожд либо рано приобр-я диспропорциональность психики преимуществ в эмоц-но волевой сфере

- психопатия.

+ парциальная несформиров-ть ВПФ: хар-ся неравномер-тью разв-я тех или иных стор психич деят-ти и представ типами:

- с преимущств несформ-тью регуляторного компонента

- вербальн и вербальн-логич компонента

- смеш типа.

Подоб раздел-е отраж специфику проблем детей и опред приоритет направ-е того или ин вида кор А и участия др спецов в пом реб-ку.

15)

В 1-е гг советск власти исп-лись термины:- трудн дети- нервные, отставшие от самих себя, т е своего возра.- мофективные(морально дефективные)- дефективныедети (введ Кащенко; потом он предпочит пис «исключительные дети», подчёркивая, что врачи и пед-ги им дело с аномалиями, обуслов не тольк органич недостатками, но и отклон-ями при изначальн нормальной психо-соматич конституции, вызванными неправ образом жизни, неблагоприят соц усл-ями; кром того, слож-ти в повед-и, отнош-ях с окруж средой, в воспр-и соц инфы м б связ и с избыточ-тью прояв-я той или иной особ-ти орг-ма или стор лич-ти).

«Исключит дети» (exceptionalchildren) широко распростр в США и др. К эт категории относ-ся те, кто исключ-ся из нормы (выше и ниже). * Монтессори: путь усил-я слабых такой же, как и путь совершенствования сильных => общ методологич проблемы.

Субнормальное интеллектуальное ф-нир-е- связ с результатив-тью выполн-я тестов и опред-ся т з о том, какое кол-во стандартных отклон-й ниже сред (и соотв балов IQ) рассм-ть относ-мися к УО. В разн гг трактовалось по-разн:- 60 гг ХХ в: УО вкл результы общ выполн-я, соотв-е IQ 84-85 и ниже.- 80 гг - наше t - 55-70-75.

В послед гг применительно к обучающимся широк распростр-е приобр термин «дети с особ образоват потреб-тями»: выяв-е 1ч нар-е как м раньш, введ-е спец разделов в содерж-е обуч-я, постр-е обходн путей и т д.

На сег день общипринтерминология и психолого-пед классиф нар псих и физ хар-ра отсутств. МКБ-10 внедр в наш страну с бол опозд и трудом.Вмире стар-ся избег прям наз-я диагноза и указ-я на функциональн недостатки людей. В кач-ве универсальн теримина, обознач физич или психич недостаток принят «огранич-е». У нас по прежн польз-ся классификацией, отраж предметн области дефектологии.

16)

Всеобщ деклар прав чел провозгл: «Все люди рожд своб и равн в cвоем дост-ве и правах».Ур цивил люб общ во мн оценив по его отнош к инвалидам.Главн забота гос-ва-обеспеч кач-ва их жизни при пом всех доступн научн и технич З.

В ист оказ пом таким люд м выд монастырский,мед и пед этапы.Долгое время действ закон Сенеки и Аристотеля об унчтож детей с деф в разв.Пробл обстоятельно расмотр в ислед Малофеева,кот характ 5 пер эвол отнош общ к люд с ОПФР:от нетерп и огрессии до терпимости,партнерства и интегр лиц с отклон в разв.

17)

Статистика с 1996 г ->const сущ-т банк данных:

- адекват среда

- чтобы хватило мест, учебников, спецов и т д

18)

Трансформирование спец обр в РБ осущ поэтапно,с1998по 2010

Направ-я реформир-я спец образ-я в РБ:

- орг-но-структные преобраз-я

- обнов-е содерж-я СО

- совершенствование образоват технологий и методик обуч-я.

Совр прав,эконом,соц и организ основы спец обр отраж в законе РБ «Об обр лиц с ОПФР»(май 2004).Вперв на за кур закр права на получ обр детьми сОПФР как в спец учр,так и в учр общ типа,на беспл псих-мед-пед обслед,получ ран кор-пед пом дет в возр до 3лет,псих-пед сапровожд,беспл польз учебн и пособ.

В контексте совр образ тенд обеспеч:-всеобщ хар спец обр,позв реализ образ постулат «все дети обучаемы»;-вариантность сист спец обр(разнообр спец учрежд и оказ кор-пед услуг шир спектра);-преодол отчужденности и закрыт спец обр,свобода выбора и форм организ обр,типа уч завед;-обяз включ род в проц обуч реб,их особ целенапр подгот силами спецов;-обуч с ориент на личн реб,его соц-эмоц разв;-разраб и внедр спец обр стандарта,предпол не только дост реб-м опред образ уровня,нои форм его жизн компетенции.

19)

На гос-ном ур-не спец пом в РБ оказ-ся в рамках Мин образ-я, Мин здравоохран-я, Мин-ва труда и соц защиты. Эт выз-т опред труд-ти, т к межведомственные барьеры меш созд-ю целостной, слаж и действенн сис-мы. Для коорд-ии усилий эт и др структ при Совете Мин-ров созд Межведоственный совет по проблемам инвалидов.

Сис-ма учеб-образоват учрежд-й для детей с ОПФР сущ и разв-ся в соотв-и с Законом «Об образ-и в РБ91-2002», Концепцией реформир-я спец образ-я в РБ1999, Полож-ем о спец общеобразоват шке (шке-интернате) для детей с ОПФР (2002\2005) и рядом др законодат актов и доков.

Под спец образ-ем в РБ поним процесс обуч-я и воспит-я детей с ОПФР, осущ-мый в различ образоват структах и обеспеч общ образ-е, кор услуги, соц адаптацию и интеграцию в общ-во (из Концепции реформир-я).

20)

Сис-ма спец образ-я им:

+ вертик структу:

- осн-ся на возр особ-тях учащихся и ур-нях общеобразоват програм

- состиз5 ур-ней:

~ Т ран младенч-ва (0-3)

~ дошк Т (3-6-7)

~ Т обязат обуч-я (6-7-16)

~ Т сред образ-я и проф подг-ки (15-18-21 – для незряч, глух, с нар-ем ОДА)

~ Т обуч-я и переподг взрос-инвалидов.

+ горизонтальн:

- учит ур-нь психофизич разв-я реб-ка, особ-ти его позноват деят-ти и хар-р нар-я.

Варианты обуч в сист спец обр опред степенью выраж наруш психофиз разв и позн возм уч-ся.Дети от рожд до 3л восп в учрежд здравоохр(детских яслях,домах реб),в возр от 3л до соверш-в дошк и школьн учрежд обр или соц защиты.

21)

Шк-ная сис-ма вкл 15 типов спец обуч-я, реализ в 8 (6) оснвидах спец шк с обеспеч-ем содерж-я, методов и форм орг-ии:

I: спец (кор-ное) образоват учрежд-е (шка-интернат для глух детей)

II: шка-интернат для слабослышащих и позднооглогших детей

III: шка-интернат для незряч детей

IV: шка-интернат для слабовид детей

V: шка-интернат для детей с тяжнар-ямиречи

VI: шка-интернат для детей с нар-ями ОДА

VII: шк-интерн для дет с трудн в обуч-и - ЗПР

VIII: шка-интернат для детей с УО.

Противопоказ-я к приёму в спец шку:

- соматич заб-я (ревматизм в акт-ной фазе, бронхиальн астма с част тяж приступами, туберкулёз, гемофилия, эндокрин нар-я)

- неврологич заб-я (миопатия, тяж нар-я ОДА)

- хирургич заб-я (СМ грыжа, недерж мочи, кала)

- кожн заб-я (все стадии обостр-я)

- психоневрологич (тяж формы умств отстал-ти с выр-ной дезадаптацией, отсутств-м Н смобслуж-я, явные психопатоподоб и психич расстройства, органич заб-я ГМ с дневными или частыми ночными судорож припадками, выр-ные энцефалостенич сост-я, синдром двигат растормож-ти).

22)

Все спец шк,кроме вспом для дет с инт недост,дают ценз обр-обеспеч обр в обьеме соотв тупеней общеобраз шк.Варианты спец образ-я(4):

+ Цензовое:1)нач шк(1-4кл), базовая (осн) шк(5-10). Структа спец образ-я идентич структе общ образ-я. В подг кл приним-ся в возре 6-7. Спец образ-е:

~ обеспеч форм-е базового V З,соотв гос ур обязат треб-й и оказ-е кор пом и поддержки~ эт достигреализ базового и кор компонентов учеб плана и прог спец или общеобразоват шкы,если доступ содерж-е обуч-е.

* вариант приемл для дет с нар зр и слуха(Iотд),с ЗПР,реч нар, нарОДА и др нетяж отклон.

2)с ув-ем срока обуч-я. Сруки обуч-я по сравн с обыч ув-ны на 1 г. Спец образ-е вкл:~ общеобразоват подг-ка~ кор пом и поддержк~ труд (проф-труд) обуч-е

* приемлем для детей с тяж формами нар-ями слуха, зр-я, речи, двигат сферы.

* уч-ки, успеш зак-е баз шку IилиII вар, им право получ общеобразоват подг-ку в полных средн шк или в проф-техн учрежд.

+ Нецензовое:3) младш кл( 1-5), старш (6-10), углуб соц и проф подга (11-12).Образ-е:~ обеспеч адекватную позноват возм-тям общеобразоват подг-ку, кор-ную пом и поддержку, проф-труд обуч-е.~ достиж-е возм на осне реализации базового и кор компонентов учеб плана и прог вспомогат шкы.* рекоменд-ся для дет с лёгк, умер и тяж УО

4)нецензованое, абилитацион образ-е:- срок обуч опредстеп выр нар и ур обучаемости.- обеспеч общ разв, коррек и компенс нар-й, быт адаптац и социализац.- обуч сост по спец разраб уч пл и типовым прогам или инд образ прогр различ вариантов в зав от хар-ра нар-й и ур-ня обучаемости

- рекоменд-ся для детей с тяж мн-ст-ными нар-ями.

23)

Намеч-ся созд-е спец шк нов типа для незрячих и слабовид:

- гимназии и лице;- полные сред шкы для детей с нар-ями слуха (дневн и вечерн)

В России - муниципальные шкы-предприятия- комплексное кор учрежд-е с 3-я структными подразделениями:- общеобразоват шка- психологич консультативн центр

- центр соц услуг для малоимущ слоёв населения.

На базе спец (вспомогат) шк создучеб-воспитат комплексы(УВК), сост из д/с и шк, кот раб по разноур-невым прогр, ведут акт-ный поиск нов пед, методич и орг-но-управленч форм и методов А, осущ м-ународ сотруд-тво.

Образоват учрежд-я комбинир типа (УКТ) (прообраз спец шк XХI в):

- м б дошк и шк- вкл в себя подготовит гры или клы для норм разв-ся детей и детей с опред нар-ем в разв-и (в 1-м комплексе - слыш и неслыш, в др - вид и слеп и т д)

- специализир-ся на интегрир обуч-и детей с опред нар-ем в разв-и.

Типы кор-ных клав в общеобразоват шке: выравнивания, компенсирующего обуч-я, адаптации, здор-я, интенсивн разв,пед поддержки, для детей «гры риска», пед-ки запущенных, с труд-тями в обуч-и, соматич ослаб-х и т д.

С 1992 г в РБ широк распр получ ЦКРОиРы. Они предназнач для созд комплексной сис соц-пед, психолог, мед реабилит дет с ОПФР с целью их интеграции в общ.

ПКПП м созд в структе шк и дошк учрежд.Глав зач:

- осущ углубл пси-пед обслед реб;-созд необх кор-разв среды;-форм общ спос к учению;-повыш ур инт разв дет;-разраб и реализ перспект планов раб по испр индив наруш разв;- провед-е консультатив Аы среди уч-лей, воспит-лей, род-лей по вопрам индивидуализации обуч-я и образ-я.

24)

Формы получ-я образ-я:

- спец учеб завед-е

- инд обуч-е на дому

- интегрир обуч-е

- обуч-е в усл-ях стационарн лечеб учрежд-я (для част и длит болеющих детей).

-дистанционное обуч

Избранная форма и вариант спец образ-я м измен-ся в зав-ти от позноват возм-тей и учеб успехов реб-ка, его физич и психич Аспособ-ти.

Для взрос с огранич возм-ми для получ-я или продолж-я образ-я: вечерн шкы, спец техникумы, спец гры в техникумах и колледжах, отдел-я в ВУЗах, реабилитацион центры, учеб и производств мастерские от общ-ва слепых, глухих и инвалидов/

25)

Во мн стр сейч прох пер от изол к интегр.Интегр основ на концепции «нормализации»,в осн кот полож идея о том,что жизнь и быт люд с огранич возм дБ как можно бол приближ к услов и стилю всего общ.Принципы «норм» закрепл в ряде прав актов. Интегр-обьедин частей в целое.Но это не механич соедин 2 частей.Инт след рассматр как встречный,двустор проц,кот предусматр совм усил как со стор реб,так и среды,в кот он входит,что явл характерным для эвалюц пути разв интегр в отлич от ревалюц.Одн из перв идею интегр выдв Выг. Он указ,что при всех дост спец шк отлич тем осн недост,что она замык cd воспит в узк круг шк коллект,созд замкн мир,в кот все приспособлено к деф реб,все фиксир его вним на cd недост и не вводит в наст жизнь.

26)

Осн идея интегративн пед:от интег в шк- к интег в общ.Осн принцип - как м < внеш и как м > внутр дифференциации.

Осн виды:- соц;- образоват

* нек уч-е выд +:- физич (нахожд дет в 1-м помещ)- функциональн (деят-ностная): хар-но предмет-но-пространственное объед-е- соиоэтальная (включённая): полн снятие соц дистанции, равноправ партнёрство в совместн деят-ти.

Формы:- интернальная: им место внутри сист спец образ(глух + слабослыш)- экстернальная: предп взаимодействие спец и масс образ.+ы:- стимулирующ возд-е > способн 1-клов- нал-е широк диапазона ознакомл-я с жизнью- разв-е Н общ-я и нестандартн мыш-я (у 2-х стор)- возм-ть прояв-я гуманности, сочувствия, ммлосердия, терпим-ти в реальн жизн ситуациях, что яв-ся эффективн ср-вом нравств воспит-я.

-ы:- неоднород-ть состава кла нанос ущерб хорошо успевающим уч-кам, лишая их возм-ти продвиг-ся в обуч-и > быстрыми темпами, замедляя рост способн уч-ков- дети с труд-тями в обуч-и нах-ся в невыгодных и несправедл усл-ях конкуренции, не получ необх вн-я- уч-ля стоят п-д проблемой: кого обделить вн-ем, заботой, t.- стране нуж граждане, облад-е интеллектуальн потенциалом.

Варианты интеграции в обуч-и:- комбинир-ная: дети с ур-нем психофизич и реч разв-я, соотв-м или близк к норме, нах-ся вмасс грах или клах, получ-я const кор-ю пом уч-ля дефектолога.

- частич: дети с проблемами разв-я влив-ся в масс клы на часть дня- врем: воспит-ки спец гр, вне зав-ти от ур-ня психофизич и реч разв-я, объед-ся со здор детьми не реже 1-2 р/мес для провед-я различ мероприятий воспитат хар-ра.- полная.

Организацион формы в РБ:+ клы интегрир обуч-я:- до 20 чел- не > 3 с тяж патологией однород хар-ра и не > 6 с однород неглубок- мах с необнород нар-ями - 2-4, не > 2х типов нар-й.- 2 уч-ля.+ спец клы в общеобразоват шке- 6-12 челов в зав-ти от хар-ра и ^ выр-ти нар-я с орг-ей внеклас А на интегрир-й осне.

+ кор-но пед-кое консультир-е- охват детей с ОПФР, кот уч-ся в разн общеобразосат шках сельск местности, и уч-ков неуспевающих и нужд-ся во врем пом (4-8 ч/нед в зав-ти от ^ выр-ти нар-я) из-за перенесённой продолжит болезни, кот обусловила устойч функциональн измен-я.

27)

При интеграции реб-ка с отклон-ями в разв-и в среду нормально разв-ся детей след учит-ть ряд показ-лей:

+ Внеш:

- ран выяв-е нар-й и провед-е коррекции разв-я с 1-х лет жизни

- жел-е рд-лей обучать реб-ка вместе со здор детьми и их стрем-е и гот-ть реально пом-ть ему в процессе обуч-я

- нал-е возм-ти оказ-ть интегрир-му реб-ку эффективную квалифицир кор пом

- созд-е усл-й для реализации вариантов моделей интегрир обуч-я

+ Внутр:

- ур-нь психофизич и реч разв-я, соотв-й возр норме или близкий к ней

- возм-ть овлад-я общ образоват стандартом в предусмотр для норм разв-ся детей сроки

- психологич гот-ть к интегрир обуч-ю.

28)

Образоват проц в спец шк нос кор-но-развивающую направ и способств форм-ю компенсаторн способн, разв личн уч, их соц адапт и интегр в общ. Помим обесп разв реб,форм его 1-нач взглядов на природу, чела, общ, приобр-я необх У учеб деят, культы речи и повед, спец шк осущ всестор псих-медико-пед изуч личн, выяв возм-тей кажд уч с целью выраб необх форм и методов учеб-воспит Аы с учётом инд особ.

Корекц-сист псих-пед и мед-соц мер,напр на испр или ослабл физ и псих наруш.М б прямой(провед тренинга с исп спец дидакт матер и приемов возд,планир содерж и прогнозир результ кор раб во врем)и косвенной(в проц обуч наступ продвиж в разв реб,корригир его психомат и мыслит деят). Компенс-возм в той или иной мере наруш функц или сост.М б внутрисист и межсист.Декомпенс-распад компенс сист. Псевдокомпенс-мнимые,ложн приспособл,возн в рез реакц чел на те или иные нежел проявл к нему со стор окруж. Кор и комп связ с реабилит-включ меры по обесп и вост функц,компенсации их утраты или отсутст,снят функц огранич.

Комп выступ как условие и как рез кор.

29)

Знач-е ран кор-и в формир-и и разв-я лич-ти реб-ка с дизонтогенезом:

- чем ран буд нач кор А, тем с < затруд-ями буд идти двигат, реч и интеллект разв-е.

- гипотеза Никитиных НУВЭРС (необратим угас-е возм-тей эффективн разв-я возм-тей), тесно связ с «сензитив Т»

- позв > эффективно компенсир-ть отклон-я в психич разв-и реб-ка гры риска => смягч-е 2ч отклон-й.в рез кор в ран возр до 30%дет к 6мес достиг показ нормы,у 90%набл стоик полож эффект.

- даёт возм-ть сгладить недостатки в разв-и или устранить совсем, обеспеч полноцен жизнь реб-ка.

Ран кор пом позв пред разв вт и тр наруш

30)

Виды коррекции:

- прямая: заключ-ся в провед-и тренинга с исп-ем уч-лем спец дидактич матов и приёмов возд-я, планир-я содерж-я и прогнозир-я результов кор А во t.

- косвенная: предп-ся, что уже в проце обуч-я наступ продвиж-е в разв-и реб-ка, корригир-ся его психомоторн и мыслит деят-ть; пути: обогащ-е, уточ-е, исправ-е им-ся опыта и форм-е нов.

Осн направ-я кор А:

- сенсорики (деят-ть анализаторов)

- моторики (физич разв-е)

- позноватф-й (мыш-е, пам, речь и т д)

- эмоц-но-волевой сферы

- лич-ти.

Ср-ва:

- традиционные: игра, учёба, труд, внекл А, общ-но-полез деят-ть, режим, лечеб-профилоктич меропр-я (сбалансир пит-е, витаминизация, закал-е, медикаментоз и физиотерапевтич леч-е) и др.

- нетрадицион (альтернативн): сенсорный и психомот тренинг, леготека, аромотерапия, иппотерапия, арттерапия, музыкотерапия и др.

31)

В прежн гг господсист отчужд реб с дизонтог от семьи. Спецы смотр на род как на дилетантов. Но род,хорошо подг и оптимистич настроен,оказ эффективн возд на воспит, сост и адапт реб. В конеч ит их вл оказ> долговрем и продуктивн,чем вл врачей, уч,психол. Важно,чтобы род и спецы стрем к взаимовыгодн сотруд в интересах психич, физич и соц разв реб. Необх:- пом род в осоЗ истоков своей эмоц и интеллек реакции по отнош к дефекту разв;- подвед род к полн пон-ю проги его обуч и реабилит;- привлеч род к активн участию в обуч реб и предостав в их распоряж спос оценки эффектив эт проца на кажд его стадии.Гры семей, им-их детей со значит отклон-ями в разв-и:+ с выр-ным расшир-ем сферы род чувств:- хар тип воспит - гиперопёка => коммуникатив связи с окруж деформир-ны; - род им неадекватн представ о потенциальн возм-тях реб, у матери - гипертрофир-ное чувство тревож-ти и нервно-психич U.;- у реб: эгоцентризм, пов-ная зав-ть, отсутствие акт, сниж смоценки.+ стиль холодного общ:- проекция на реб со стор род их собств нежелат кач-в.- род фиксир излиш вн-е на леч-и, предъяв-я зав треб к мед персоналу, пытаясь компенсир собств психич дискомфорт за счёт эмоц отверж реб;- реб: эмоц неуст, высок тревож-ть, нервно-психич U-ть, комплекч неполноцен-ти, эмоц беззащит, неувер-ть.+ конструктивн и гибк форма взаимод вод-лей и реб в совместн деят:- рожд реб сплочает супругов;- устойч позноват интерес к орг соц-пед проц,поощр детск см-ти, const поддержка и сочувтвие при неуд;- у реб: чувство защищён увер в себе, потребн в акт уст-ии межличностных отнош.+ репрессивный:- авторитарн лидирующ позиция (чаще отца).- от реб треб неукоснит выполн всех зад, упр,распоряж,не учит при эт его двигат,психич и интел возм; прибег к физич нак;- реб: аффект-агрес повед, плаксив, раздражит, пов возб.Никто на протяж всей жизни реб не буд нах с ним в > тесн контакте, чем род

32)

Реализация принципа кор направ-ти деят-ти в спец учрежд-и возм при след пед-ких усл-ях:

- целостное возд-е пед-кого процесса на лич-ть реб-ка

- адаптация ср-в пед-кого проца к особ-тям позноват деят-ти и направ-ть эт ср-в на макс возм мобилизацию способ-тей учащ-ся на овлад-е эл-тами соц культы в неадаптир виде.

- ориентация на форм-е ВПФ с акцентом на их осознанность и произв-ть.

- опора на предметно-практич деят-ть учащ-ся с обеспеч-ем её интеллектуализации и вербализации на ур-не внеш и внутр речи.

- исп-е спец кор приёмов в проце обуч-я

- выполн-е учащимися зад-й, соотв по ур-ню труд-ти зоне их ближайш разв-я.

- спец орг-ный проц поЗ реб-ком своих слабых и сильн стор.

33)

Коррекция сенсорики:

+ цель – науч реб восприним мир во всём богат его крас,запахов,звуков; пом ему овлад мноством практич действий, кот пригод-ся в повседневн жизни.

+ сенс разв– разв воспр и формир представ о внеш св предм.КДУшинский– дитя мыслит образами.;сенс восп-послед планомер ознаком реб с сенс культой чел-ва.

+ сенскульта (Монтессори)–результ усв общеприн представ-й о цвете,форме и др св-вах предм; опир на усв сенс эталонов.+ этапы форм сенс эталонов:- орг-ия поиска эталона, идеентич заданному образцу;пед уч реб двиг по сис-ме сенс эталонов, представ в ряду или в матрице.-орг-ия поиска эталона по представ(мнемич образу):показ -> убир.

- форм-е устойч связи м-у эталоном и словом: поиск по назв-ю, опис-ю.+ этапы форм различ сенс представ-й:- привлеч-е вн-я к признаку предмета- соотнес-е признака с сенсорн эталоном- соед получ представ со словом-форм образа воспр-я признака; выд его в окруж обст-ке- вклсформир образав в детск деят(рис,лепка).

+ сенсорныедействия (рассм,ощуп,простук)нуж сформир в дошк возре и 1-е гг шк обуч;обслед предм выступ как 1 из осн методов сенс восп+ оtо с разв перцептив действий форм и осн умствоперации:анализ,сравн.+ типы сенс расстройств:-эл-ные сенс раст-ва,отраж нар разл видов ощ-й(светоощ, цветоощ,ощ громкости и тд)-слож гностич раст-ва,отраж нар разн видов воспр(формы, звуков речи,пространств отнош).+ полисенсорн подх.+ сенсорнтренинг–комплекс игр, направ на стимул зрит,слух,тактильн,обонят,вкус, кинестетич анализаторов:- предназн для разв акт-ного воспр и вообр- вкл дидактич манипулятивн игры и пробл ситуации тв-кого хар.+ психомоторн тренинг–комплекс игр и упр,кот вкл в себя пальчиковую и артикуляцион гимнастику, переклад, наниз,раскат,обвед, штриховку, намат, вяз и тд; расчит на интенсивн стимул мыш сист и двигат ловкость пальцев,разв аналитико-синтетич деят при имитации графич узора,эл-тов письма, риса.+ ф-ии сенсорики:

- стимуляция психич акт-ти- релаксация, снятие U, стресса- созд-е осны для разв-я высш психич процев.+ Snoezelen – созд-е и обустройство спец сенсорн комнат, кот игр стимулир и расслаб роль.+сенсорнаяинтеграция.

34)



2015-11-10 452 Обсуждений (0)
Трансформирование спец обр в РБ осущ поэтапно,с1998по 2010 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформирование спец обр в РБ осущ поэтапно,с1998по 2010

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (452)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)