Этническая и национальная культура
Подходы к понятию «культура» Просвет-кое поним. культуры: К — мир разума. Сфера чел-ого начала в чел-ке в противоположность стихийному, животному. Два аспекта: 1) сред-во возвышения чел.; 2) реально сущ-ий образ жизни людей. Аксиологический подход (из первого аспекта): К — мир ценностей. Исходит из того, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинства чел. и способ. их развитию, поэтому не всякий рез. деят-ти чел-ого разума может называться достоянием культуры. Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но —в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности. Антропологический подход (из второго аспекта): культура — мир чел. К. охватывает все, что отличает жизнь чел-ого общества от жизни природы, вкл. все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных истор-их условиях (описательный уклон). Недостаток обоих подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняют сущности. Информационно-семиотическая концепция культуры Культура выступает как: 1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности. Артефакты — продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мысли, способы действий). Человеческая деятельность отличается от действий животных: • свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда; • созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием. Закон «оборачивания средств в цели»: средства становятся самостоятельными целями. 2) мир смыслов. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое — наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры. Виды смыслов: Знания — информация о свойствах объекта. Ценности — фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту. Регулятивы — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. 3) мир знаков. Знак — предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Явления культуры — знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми значение, смысл. 4) Культура — особый тип информационного процесса. Культура в человеческом обществе — то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы. Культура — социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Функции культуры 1. Информационная — культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта. 2. Адаптивная — культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Человек является «биологически недостаточным» животным, которое вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную среду. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость от культуры. 3. Коммуникативная — культура формирует средства человеческого общения; культура — условие и результат общения людей. 4. Интегративная — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется своей культурой. 5. Социализации — культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли, и результат этого процесса. Этническая и национальная культура Народ — объединяется общей историей, которая сохраняется в социальной памяти — культуре. • Этногенетическая общность — этнос: социальная группа людей, которых объединяет этническое самосознание — сознание своей генетической связи с другими представителями группы (историческая наследственность). • Этносоциальная общность — нация: этносоциальная общность, имеющая общее семиотическое поле — систему общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, нормы поведения, символика и т. п.), которые обеспечивают взаимопонимание и повседневное взаимодействие. Сравнение национальной и этнической культуры Этническая культура: исходный базис национальной культуры; зависит от природной среды, отражает вековой опыт народной жизни, ведения хозяйства. Усваивается с детства в жизненном опыте общества. Сохраняет архаичные нормы жизни, тяготеет к замкнутости. Стремится к сохранению локальных особенностей быта, поведения и т. п. Национальная культура: Развивается на основе письменности и образования, воплощается в литературе, искусстве, науке, философии, социально-политическом и технологическом развитии, Овладение национальной культурой не достигается само собой, а требует обучения. Средоточие — город. Открыта переменам, впитывает достижения других культур. Нивелирует локальные различия.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (703)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |