Новые тревоги иновые горизонты мира техники
Ключ к фрагменту:Для культуры страшна не техника сама по себе, а «технократизм» в отношениях между людьми. Человек должен стать выше техники и тем победить «технократизм» – это основная задача третьего тысячелетия. <…> Спасение духовной культуры от угрозы ее замещения техногенными эрзацами связано с «силой тяги» к ее животворным источникам. В этой тяге — залог самовосстанавления культуры; а встречные, исходящие из культурного пространства импульсы способны возвратить современному человека ускользающий смысл бытия. Но обращение к культуре само является поступком, определенным духовным усилием; и здесь выявляется главная опасность технокультуры. Она в распространении апатии, пассивизации человека. Отметим, что понятие «технокультуры» не тождественно понятию технической (производственной) культуры; последняя невозможна без развития гуманитарной составляющей в деятельности инженера. Задачей философии техники становится разрушение современных дегуманизирующих мифов и возвращение веры в то, что человек не есть ни часть среди частей, ни вещь среди вещей,ни объект среди объектов (Г. С. Батищев). Уходящий век стал веком сбывшихся утопий, заострив до предела проблему соотношения техники и власти. В эпоху господства автоматизированных систем, управляемых ЭВМ, нарастает стремление выстраивать отношения между людьми по аппаратным, «клавишно-кнопочным» стандартам. Другой человек предстает как подлежащий управлению прибор, и многочисленные методики в области социального менеджмента явно или неявно используют восходящий к Сен-Симону базисный принцип технократизма — «отношения между людьми должны быть выстроены по образцу отношений между вещами». Термин «технократизм» обычно связывается с идеями американского философа Т. Веблена, резко противопоставившего финансистов людям, вовлеченным в промышленный труд, и призывавшего к своеобразной «революции менеджеров». Однако уже раньше звучали голоса, требовавшие расширить степень участия технической элиты в процессе принятия политических решений. К примеру, в 1895 г. на заседании Союза американских инженеров его руководитель Дж. Моррисон провозгласил: «Мы, инженеры, жрецы новой эпохи — эпохи без суеверий». Но эти слова вполне можно истолковать в ключе отказа от нормативных требований (этических «предрассудков»), и в таком случае не будет ошибкой констатация «технократического синдрома». Его сущность—в сужении поведения человека рамками целеориентированного способа существования («целерационального действия» по М. Веберу). Технократизм элиминирует духовно-нравственную составляющую человеческой жизни; можно сказать, что в нем достигла апогея тенденция, изначально свойственная технической цивилизации. Она отводит подчиненную роль ценностям, и даже такие понятия, как равенство и свобода нередко рассматриваются в каче-стве регуляторов, позволяющих оптимизировать процесс перераспределения рабочей силы. Сегодня технократизм предстаеткак безлюбовное, безжалостное отношение к природному и человеческому окружению, как явление, во многом родственное тоталитаризму (т. е. обществу, в котором осуществляется контроль не только над поведением его членов, но и над их сознанием). Призраком, питающимся кровью живых, называл такое общество К. Ясперс. Их роднит принцип холизма — предпочтения целого в ущерб части, находящий выражение как в инженерной практике, так и в представлениях о «колесиках и винтиках единого социал-демократического механизма». И лишь распознав эту опасность и предотвратив ее, можно надеяться на то, I что «новое рабство» не станет неожиданным финалом величественной эпопеи, начавшейся в годы Просвещения. О негативных последствиях массированной и тотальной технизации жизни много размышляли философы-экзистенциалисты. Можно выделить две сформировавшихся в рамках этого направления традиции — антропологическую и онтологическую. Первая рассматривает технику как «вбрасывание» человеком своего содержания в мир. Ее ярким представителем был X. Ортега-и-Гассет, полагавший, что «человек — это животное, которому нужно только избыточное», и что именно через технику человек вмещает свое сверхмировое бытие в мир. Концепция М. Хайдеггера обозначает иную зависимость: через технику в человеческую жизнь проникают, «просачиваются» действующие в мироздании силы. В его трудах своеобразно преломляются мысли Шпенглера о том, что техника есть «нечто невыразимо всеобщее». Обе тенденции сходятся в стремлении понять технику в рамках фундаментального философского отношения «человек и мир». Согласно Хайдеггеру, техника может заместить собой «забытое бытие» и стать судьбой забывшего истину человека. Следует ожидать изменения самой сущности человека: так, «думание» уступит место чему-то схожему с кибернетикой. Это перерождение уже началось (в связи с чем философ говорит о конце «века метафизики»), оно незаметно входит в нашу жизнь и ощущается как тяготящая зависимость от «предпоставленной» системы правил обитания в мире искаженной, неподлинной реальности. «Между тем на самом деле с самим собой, то есть со своей сущностью, человек сегодня нигде уже не встречается». Предотвратить это сползание к пропасти возможно, по Хайдеггеру, лишь путем возвращения некогда присущей людям «открытости бытию». Человек должен стать глубже техники; это возможно посредством осмысления техники через другие сферы обнаружения бытия — в первую очередь, религию и искусство. (С. 75-77)
Источник : Козырев Д.Н. Философия техники в современной культуре // Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. – СПб., 2000. – С.66-77.
Вопросы для самопроверки: 1. Какое влияние на развитие современной цивилизации оказывают наука и техника? 2. Какие положительные и какие отрицательные стороны несет с собой научно-технический прогресс? 3. Что американский историк науки Т. Кун называет «научной революцией»? 4. В каков характер взаимодействия человека и техники сегодня? 5. Чего стоит, а чего не стоит бояться человеку в связи с развитием техники?
Дополнительная литература по теме:
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Вернадский В.И. Философские мысли наитуралиста. – М., 1988. Гайденко П.П. Эволюция понятий науки. – М., 1980. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. – М., 1995. Поликарпов В.С. История науки и техники. – Ростов-на-Дону., 1999. Социальные проблемы современной техники. – М., 1986. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. – М., 1989.
Часть II История культуры КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ Карта Месопотамии Месопотамия или «Междуречье»[от греч. «месос» (средний) + «потамос» (река)] – древнегреческое название обширной территории в Западной Азии между двумя реками – Тигром и Евфратом (Территория современного Ирака). На севере территория Месопотамии ограничивалась Армянскими горами, на Юге – Персидским заливом, на востоке – горными областями Ирана, на западе – сирийско-месопатамской степью. Именно на территории Месопотамии в IV тысячелетии до н.э. возникла одна из древнейших человеческих цивилизаций, сыгравшая огромную роль в истории как культуры средиземноморско-ближневосточного региона, так и мировой культуры в целом. Месопотамская цивилизация существовала почти три тысячи лет, однако она не была монолитным и исторически непрерывным культурным образованием подобным соседствующей с ней цивилизации Древнего Египта. Дело в том, что на плодородные земли Месопатамии постоянно претендовали все новые и новые завоеватели, которые захватывали эти земли, ассимилировались с местным населением (перенимая элементы его древней культуры), а потом, в свою очередь, были не в состоянии долго противостоять более сильным захватчикам. Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия сменяя друг друга осуществляли контроль над Междуречьем. Со временем, когда нашествия завоевателей и изменения в руслах Тигра и Евфрата сделали невозможным поддержание существующей тысячелетиями системы искусственного орошения полей Месопотамии, следы великой цивилизации оказались практически полностью сокрыты от людских глаз толщами наступавших из пустыни песков и она на тысячелетие превратилась в легенду (о которой в Европе чаще всего вспоминали лишь тогда, когда читали в Библии рассказа о знаменитой Вавилонской башне). И только в XIX веке, благодаря трудам путешественников и археологов, месопотамская цивилизация вновь стала не мифом, а реальностью. Первым народом, который поселился в долине Тигра и Евфрата в конце IV тыс. до н.э. были шумеры, о происхождении которых мы даже сегодня практически ничего не знаем. Шумеры основали около двух десятков городов-государств на юге Месопотамии (Ур, Урук, Лагаш, Ниппур и др.); наладили ирригационное земледелие (орошение полей через сеть отводных каналов); создали из обожженных на солнце глиняных кирпичей монументальные дворцовые и храмовые постройки (зиккураты, ставшие прообразом библейской Вавилонской башни); изобрели письменность (клинопись); достигли высокого уровня в скульптуре, искусстве мелкой пластики, ювелирном деле. Именно в шумерские времена возник сперва культ божеств плодородия, а затем традиционный для Месопотамии культ богов-покровителей городов (городу Уру покровительствовал бог Ан и его дочка Инанна, городу Ниппуру – бог Энлиль и т.д.). Глава шумерского собрания богов – Ану («Отец богов») считался творцом неба и судьей богов, его сыном был бог грозы Энлиль, а «владыкой земли и вод» был брат Энлиля – Энки. Богам, которые олицетворяли силы природы но при этом имели явные антропоморфные черты, приписывалось создание мира и человека, изобретение и дарование человеку мотыги, плуга, формы для кирпича, животноводства и т.д. Характерным элементом шумерской религии был обряд «анкита» – совершаемый в финальной части справлявшегося ежегодно весной праздника «восстановления плодородия земли», священный брак между правителем города-государства (олицетворявшим бога плодородия) и главной жрицей (олицетворявшей его супругу). Считалось, что именно этот священный брак, гарантирует обильный урожай на полях, приращение в семьях и общее благосостояние города-государства. Уже в шумерские времена были созданы и записаны эпические поэмы, действующими лицами которых были как боги, так и герои, порой, бросающие вызов богам (ранние версии «Эпоса о Гильгамеше», главным героем которых был царь Урука Гильгамеш – сын простого смертного и богини Нинсун). Во второй половине III тыс. до н.э., враждовавшие между собой города шумеров были покорены их северными соседями – восточно-семитским народом аккадцев, названных так по имени их главного города – Аккада. Образовалось единое шумеро-аккадское царство, столицей которого, со временем, стал аккадский город Вавилон (название города происходит от «Баб-или» – «врата бога»). После возвышения Вавилона, всю территорию Месопотамии стали называть Вавилонией. Объединенное шумеро-аккадское государство Вавилония унаследовало все культурные достижения шумеров и дополнило их своими. В частности, получило дальнейшее развитие архитектура, было централизовано управление и кодифицированы законы страны (знаменитые законы царя Хаммурапи (1792–1750 гг.)), велись астрономические наблюдения и виртуозные математические вычесления, были записаны как старо-шумерские, так и вавилонские мифы и сказания (Поэма «Энума элиш» – «Когда в небе…», повествующая о том, как Мардук (бог-покровитель Вавилона) занял в пантеоне Месопотамии место главы старых шумерских богов). В VIII в до н.э. Вавилония была завоевана ее соседями – ассирийцами. Они заимствовали практически все черты культуры и религии Вавилонии, но внесли в нее и свой характерный элемент: в Ассирии необычайное развитие получил культ царской власти, воплощением которой стали грандиозные дворцовые комплексы, построенные царями Ассирии в Ашшуре, Дур-Шурукине и столице страны Ниневии. Дворцы были украшены колоссальными статуями крылатых быков с человеческими головами (т.н. «шеду» – духи охранители), многочисленными рельефами с изображениями царской охоты и воинских побед и т.д. Уникальным памятником ассирийской эпохи является также найденная в 1849 году английским путешественником Генри Лейярдом (нашедшим руины Ниневии) бибилиотека клинописных табличек, принадлежавшая царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII в. до н.э.). В 612 году до н.э. Ассирия, как и ее предшественники, была повержена завоевателями. В Месопотамии вновь восстановилась власть вавилонской династии, началась эпоха т.н. Нововавилонского царства. Царь Вавилонии Навуходоносор II превратил свою столицу в один из величайших городов древнего мира. Он отстроил великолепные дворцы, окружил город мощными крепостными стенами, возвел гигантский храм-зиккурат Этеменанки (семиступенчатая башня высотой около 100 метров). Именно по указу Навуходоносора было создано и одно из семи чудес света – «висячие сады» Семирамиды – построенный царем для своей супруги искусственный сад (ступенчатое сооружение, на ярусах которого была насыпана земля и посажены деревья, воду для полива которых специальные приспособления подавали из Евфрата). В VI веке до н.э. на смену Нововавилонскому господству в междуречье пришло персидское. Персы не нанесли непоправимого урона Вавилонии, с уважением стали относится к древним богам Междуречья довольствуясь данью, которую им выплачивали покоренные. Персидские правители переняли у своих новых подданых культу царской власти и практику ее возвеличивания в искусстве, что нашло свое наиболее яркое воплощение в дворцовом комплексе персидской столицы Персеполя. В 331 г до н.э. Персия и Вавилония были завоеваны Александром Македонским, началась эпоха взаимодействия восточной и западной культур. Но после смерти Александра, в условиях непрерывных войн и противоборства Ирана, Парфии и Рима, началось постепенное затухание политической и культурной жизни Междуречья, обезлюдивание ее городов, разрушение храмов и уже к началу нашей эры великая восточная цивилизация прекратила свое существование.
«Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем») –одно из самых выдающихся и древнейших поэтических произведений древневосточной (шумеро-аккадской, позднее – вавилоно-ассирийской) литературы. В «Эпосе о Гильгамеше», изложенном в двенадцати песнях–«таблицах», рассказывается о приключениях легендарного основателя шумерского города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду, их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу, смерти Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствии самого Гильгамеша в страну мертвых, к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти (человеку спасшемуся от Потопа, подобно библейскому Ною) за цветком бессмертия. Сохранилось несколько версий этой большой эпической поэмы, из числа которых самая ранняя (не полная) версия дошла в записи первой четверти 2-го тыс.до н.э., а наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни, дошла в записях 7-6 вв. до н. э., входя в список материалов из знаменитой клинописной библиотеки Ашшурбанипала, царя Ассирии.
Гильгамеш ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ Таблица 11
Ключ к фрагменту: Наибольший резонанс при публикации найденного в 1872 году текста «Эпоса о Гильгамеше» вызвала содержащаяся в таблице 11 история о всемирном потопе, во многих деталях напоминающая рассказ о таковом из библейской книги Бытия (Быт. 6-8). В этом фрагменте Утнапишти – единственный человек выживший после всемирного потопа, рассказывает Гильгамешу историю своего спасения.
(8) <…> Утнапишти ему вещает, Гильгамешу Едва занялось сияние утра, Нагрузил его всем, что имел я, Едва занялось сияние утра,
При наступлении дня седьмого
Источник: «О все видавшем» со слов Син-Леке-Уннинни, заклинателя / Пер. И. Дьяконова // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 166-219.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |