Понятие культуры в культурологии, исторические этапы ее развития
Культурология в системе гуманитарного знания. В 19 веке возникло знание о «душе». В 18 веке появляется два научных направления, одно из которых гуманизм - знание о душе и науки. После длительных исследований нарицательное понятие стало собственным направлением. Культурология как наука изучает сущность закономерности существования и развития культуры, человеческие знания и способы их постижения. Культурология как дисциплина изучает закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры; факторы и предпосылки управляющие возникновением , формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в преумножение и передаче культурных ценностей от поколения в поколение. Культурология – одна из базовых дисциплин гуманитарного блока, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Особенность культурологии как науки в системе гуманитарного знания – это её интегрирующий характер и её методологическая функция (систематизация гумм. знаний через культуру как феномен.) Современная культурология процесс своего изучения строить на 5 разделах: 1- Теория культурных учений. 2- История мировой художественной культуры. 3- Антропология культуры. 4- Прикладная культурология. 5- Социология культуры. Основные задачи культурологи. 1) Анализ культуры как системы культурных феноменов. Артефакт - искусственно созданный объект, используемый на протяжении истории времени. Феномен - проявляется как в негативном, так и позитивном явлении. 2) Исследование типологии культур, культурных единиц и элементов культуры. Близкие по основным чертам культурологические единицы составляют основу культурологическим типам на основе сущностных характеристик. Сущностной характеристикой ( или типологическим признаком) может быть признана некая сущность, определяющая природно-климитическую, религиозную, хозяйственную сферы человеческой деятельности. 3) Разрешение проблем социокультурной динамики. Изменения, которые происходят под влиянием внешних и внутренних сил определяют характер динамического развития культурологи в целом. 4) Исследование культурных кодов, знаков и символов культуры. Культурологический код - сочетание знаков и символов культуры. Культурологический знак - основное средство фиксации и оценки культуры. Культурологические символ - условно опознавательный знак. 5) Выделение типов связи между элементами культуры. ( Информационная и технологическая связь поясняет причину исследования и взаимосвязь элементов культуры) Типы связи могут выделяться по характеру взаимодействия, постфигуративный, кофигуративный, префигуративный. Кофигуративный – взаимодействие в обществе, которое быстро изменяется. Постфигуративный – авторитет старшего поколения. Префигуративный – старшее поколение должно жить как младшее.
Аспекты культурологического изучения дисциплины гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический. Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие «аспекты»: гносеологический, аксиологический, гуманистический, нормативный, социологический. В гносеологическом аспекте под культурой понимается совокупность знаний о мире. В аксиологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Таким образом, культура- это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все стороны жизни и деятельности общества и человека. Понятие культуры в культурологии, исторические этапы ее развития.
Культура(от лат.)- возделывание и обработка земли. Культура(определение)-универсальный способ творческой самореализации личности через полагание смысла и соотношения со смыслом всего сущего. Этапы: 1)6 в. до н.э. Марк Катон написал работу «Агрикультура»,в которой вводит понятие культура для обозначения процесса обработки и возделывания земли. 2)в 45 г.до н.э. Цицерон пишет работу «Тускуланские беседы», в которой понятие «культура» определяет образ жизни человека, его степень образования, воспитания. 3)В средние века(15-16в) складывается христианская культура, которая направляет на постоянное духовное совершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом. 4)17в.Культура понимается как результат собственных человеческих свершений. 5)18-19в.Культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни. 6)Первая половина 20в.Главной идеей была идея равенства всех культур каждый народ творит собственную культуру, обеспечивающую целостность и жизнеспособность общества. (нем ученый М. Херсковица ) Вторая половина 20в.Существует пост классическая модель развития культуры, которая выражается через аспект «разочароваться в возможностях разума» . Для характеристики постклассической модели важны следующие особенности: 1)ориентация на повседневную жизнь 2)восприятие культуры личности как результат собственных свершений или переживаний, а не как результат рационального осмысления своего бытия 3)пессимистическое и скептическое отношение к преобразованию мира 4)неоднозначность и неадекватность определенной культуры
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1106)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |