Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с научной литературой



2015-11-11 741 Обсуждений (0)
Работа с научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение научной литературы является обязательным и важным этапом исследовательской работы. Представление о правильной организации работы с литературой предостерегает от пустой траты времени на непродуктивную или двойную работу, что характерно для начинающего исследователя.

Процесс работы с научной литературой имеет несколько составляющих: поиск литературы; ее изучение; обобщение полученных материалов; ссылки; цитирование; оформление списка литературы.

Поиск литературы.

Обычно студент в первую очередь обращается к научному руководителю и рассчитывает, что ему будет предоставлен готовый список необходимой литературы для прочтения. На самом деле в обязанности преподавателя входит сориентировать студента на подбор литературы по теме работы и научить его самостоятельному поиску необходимой литературы. Для этого студенту рекомендуется обратиться к следующим видам научных источников:

Монография – серьезный научный труд одного автора или группы соавторов, которые придерживаются общей точки зрения на изучаемую проблему или рассматривают различные компоненты (стороны) одной проблемы. Авторы монографии преследуют цель - ознакомление научного сообщества с результатами многолетнего исследования. В монографии содержится глубокий анализ различных точек зрения исследователей на изучаемую проблему, а также взгляды автора монографии на данную проблему и излагаются положения (концепции, материалы), полученные в исследовательской работе. В монографии используется научный стиль, применяется научная терминология. Для студента монографии могут представлять интерес, во-первых, как источник научной информации по проблеме, где излагаются, сопоставляются, систематизируются и обобщаются взгляды разных авторов на проблему. Во-вторых, в монографиях отражены временные рамки проведенных исследований интересующей студента проблемы. В-третьих, монографии содержат анализ свежих научных исследований и публикаций. В-четвертых, в монографии приводится большой список литературы по теме исследования, из которого можно использовать источники для более подробного изучения.

Авторефераты кандидатских и докторских диссертаций являются важным источником информации о разработке теоретических и методических аспектов изучаемой студентом проблемы. В автореферате исследователь, подготовивший кандидатскую или докторскую диссертацию, излагает научный аппарат, цели, гипотезу, задачи и методику своего исследования, описывает процесс исследования и характеризует полученные результаты, показывает его новизну, раскрывает теоретическую и практическую значимость для дошкольного образования. Анализ ряда авторефератов разных лет позволяет студенту получить картину развития педагогической мысли в изучении определенной проблемы, установить, как определяют исследователи компоненты изучаемого явления, какие предлагают пути и средства его совершенствования.

Кроме этого авторефераты показывают студенту образец формулировки понятийного аппарата, что направляет ход его мыслей при работе над определением основных понятий собственного исследования.

На последней странице автореферата содержится список публикаций данного автора, в которых подробнее, чем в автореферате раскрываются этапы исследования, его методика и результаты, познакомиться с которыми полезно студенту в ходе исследовательской работы.

Диссертационные работы не считаются опубликованными источниками. Они хранятся в фондах крупных научных библиотек. Студенту необходимо посоветоваться с научным руководителем о необходимости изучения текста диссертационных работ, тем более, что доступ к ним ограничен. Иногда достаточно изучить автореферат диссертации и отдельные публикации данного автора, чтобы составить довольно полное представление о результатах этого исследования. Однако следует отметить, что именно в тексте диссертации содержится наиболее полный список литературы по проблеме, котораябыла изучена данным автором, что представляет отдельный интерес для исследователя.

Тезисы или научные доклады, материалы научных и научно-практических конференций публикуются в специальных сборниках. Конференции носят тематический характер, а широта охвата обсуждаемых проблем обычно отражается в названии сборника. Поэтому даже по названию можно предположить найти в данном сборнике тезисы на интересующую тему. Приведем несколько названий сборников: «Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду», «Деятельность органов управления образованием в условиях вариативного дошкольного образования», «Проблемы предшкольного образования», «Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте», «Современные проблемы дошкольного образования», «Стратегия дошкольного образования в ХХ1 веке: проблемы и перспективы», «Теория и методика дошкольного образования», «Традиции и инновации в дошкольном образовании», «Проблемы изучения вариативных форм дошкольного образования». Из приведенного перечня становится очевидным, что в первую очередь следует ориентироваться на тематику научного сборника, чтобы выбрать правильное направление своих поисков необходимых публикаций. Например, в сборнике «Проблемы предшкольного образования» вряд ли будут опубликованы статьи по вопросам раннего детства, а проблемы управления образовательным учреждением для детей старшего дошкольного возраста могут найти в нем свое место.

Тезисы в сжатой форме отражают материалы исследований последних лет, выполненных как известными учеными, так и аспирантами, соискателями, находящимися в начале творческого пути. И те, и другие публикации имеют несомненную ценность при выполнении ВКР, так как позволяют познакомиться с множеством современных взглядов на изучаемую проблему и показать разнообразие ее аспектов, характеристику компонентов, их взаимосвязи и выявленные закономерности.

Публикации в сборнике обычно расположены по разделам или рубрикам, что значительно облегчает направление поиска. Хотя имеется и другой вариант расположения материалов в сборнике: по алфавитному расположению фамилий авторов. В этом случае просматривается все оглавление или идет поиск известных авторов.

Профильные научные и научно-методические журналы публикуют статьи по разным направлениям педагогической отрасли науки. Студенту при выборе журнальной статьи целесообразно ориентироваться на жанр, в котором она написана. Для исследовательской работы необходимо изучать и цитировать только научные и научно-методические статьи, в которых автор анализирует и раскрывает с научной (или научно-методической) точки зрения новые характеристики (стороны, свойства, механизмы, взаимосвязи) изучаемого явления. Они содержат материалы теоретической или опытной педагогической работы. Научно-популярные статьи обычно только популяризируют известные науке факты, обычно в легкой доступной неспециалисту форме, приводя яркие сравнения, крылатые выражения. Чаще всего в таких статьях наблюдается бесконтрольное (иногда неадекватное) использование научной терминологии, что приводит иногда к упрощению, или искажению известных науке положений.

В отдельных случаях статьи научно-популярного характера можно использовать для подготовки к родительскому собранию, лекторию или для разработки содержания занятий с детьми в рамках собственной исследовательской работы. При этом в списке изученной литературы такие статьи не должны превалировать.

Обычно для ориентировки в журнальных публикациях пользуются перечнем опубликованных за год статей, расположенным в последнем номере журнала. Изучая этот перечень, следует обратить внимание не только на соответствующую рубрику со статьями по изучаемой проблеме, но и на разделы «Книжное обозрение» и/или «Новые публикации». При выполнении выпускных квалификационных работ по педагогике, управлению и методике дошкольного образования рекомендуются для использования научные и научно-методические статьи из журналов: «Дошкольное воспитание», «Педагогика», «Вопросы психологии», «Наука и школа», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», «Воспитатель ДОУ», «Инструктор по физической культуре»,«Воспитание дошкольника», «Детский сад: теория и практика» и другие, с их перечнем можно познакомиться в сети Интернет.

Вестники государственных педагогических и гуманитарных университетов, Известия академических научных институтов являются периодическими научными изданиями. В них публикуются научные концепции, аналитические материалы и результаты педагогических и психолого-педагогических исследований. Информацию о них можно получить на сайтах соответствующих учреждений или на сайтах самих изданий. Там же можно ознакомиться с содержанием текущих и ретроспективных выпусков, а также с порядком их приобретения или просмотра.

Методические пособия для дошкольных образовательных учреждений раскрывают новаторский педагогический опыт, описывают содержание, средства, методы и приемы эффективной работы с детьми дошкольного возраста по разным направлениям. Рассматривают формы организации детских видов деятельности, особенности руководства со стороны педагога, методы взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного учреждения, раскрывают особенности создания развивающей предметной среды. Студенты используют методические пособия для анализа содержания и технологий, которые отражают уровень развития практики современного дошкольного образования, его актуальные проблемы и степень их методической разработанности, а также гипотетически определяют, на что следует направить процесс совершенствования дошкольного образования в собственном исследовании. Несмотря на то, что методические пособия предназначены для практических работников, они могут представлять интерес и при работе над ВКР.

Нормативные правовые акты являются официальными документами установленной формы, принятые (изданные) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму, содержат норму права. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам России относятся нормативные акты (указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

В соответствии с темой исследования студенту необходимо ознакомиться с рядом нормативно правовых документов. Следует иметь в виду, что действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Например, на сегодняшний день следующие документы имеют юридическую силу: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (действующая редакция);«Семейный кодекс российской федерации» (СК РФ) от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция); Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» зарегистрировано Министерством Юстиции Российской Федерации Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г.; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Опубликовано 8 сентября 2010 г. Вступает в силу 1 октября 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2010 г. Регистрационный № 18267 и другие документы. В настоящее время в сети Интернет имеется доступ ко всем действующим нормативным правовым документам, где можно проверить введенные в документы изменения и дополнения.

В отдельных случаях допускается использовать документы, утратившие юридическую силу, при необходимости сопоставительного анализа нормативной правовой базы различных периодов развития дошкольного образования, что продиктовано темой исследования.

Учебники и учебные пособия обычно в качестве научных источников не используются, т.к. содержат в основном теоретический материал учебной дисциплины. В них рассматривается какое-либо педагогическое явление, чаще всего делаются ссылки на устоявшиеся научные представления, приводятся имена только известных ученых (да и то в ограниченном количестве), внесших вклад в ту или иную педагогическую проблему. В учебных пособиях не рассматриваются исследования «текущего» научного процесса.

Вместе с тем, если студенту не хватает нормативных теоретических знаний о структуре и компонентах изучаемого явления, то именно учебное пособие поможет восстановить образовавшийся информационный пробел. При этом следует понимать, что, изучая учебное пособие, студент устраняет свою теоретическую «малограмотность», а не работает на свое исследование. В этом случае, конечно, нецелесообразно выключать учебное пособие в список изученных научных источников.

Справочные издания издательств ежегодно выпускают сборники с информацией о готовящихся и выпущенных в текущем году публикациях. В соответствующей рубрике предлагается полный перечень книг, учебных и методических пособий для разных категорий читателей, учебно-наглядных пособий для детей, демонстративного и раздаточного материала для занятий. Номенклатура публикаций соответствует специфике издательства, выпускающего педагогическую методическую, учебную, медицинскую, художественную детскую литературу, книги по искусству, спорту, музыке, психологии, социологии и др.

Специальные справочные библиографические издания осуществляют централизованный сбор и обработку информации отечественной и зарубежной литературы, защищенные диссертации. Информационные издания подразделяются на библиографические, реферативные и обзорные, каждое из которых имеет свои определенные функции.

Библиографические издания оперативно информируют о новых публикациях по определенным проблемам той или иной области наук, например, общественным, педагогическим, психологическим наукам. В них указываются библиографическое описание (авторы, название, выходные данные), но не содержится аннотаций. Кроме этого издаются справочные библиографические указатели (по отдельным рубрикам), помогающие ориентироваться в новой научной литературе, а также компакт–диски с текущей и ретроспективной базой библиографических данных по социальным и гуманитарным наукам.

Реферативные издания (реферативные журналы, сборники) содержат рефераты, аннотации, включающие краткое изложение содержания и основные выводы статьи, монографии, вышедшие за указанный период. Имеются реферативные журналы, содержащие информацию (аннотацию) непереведенных на русский язык зарубежных изданий. С их помощью можно познакомиться с новинками зарубежной науки.

 

Обзорные издания выполняют библиографические и реферативные функции, содержат информацию об изданных за определенный период научных публикациях и дают реферативную справку о них.

Справочные библиографические и информационные издания выпускают институты, центры и службы научно-технической информации.

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) - крупнейший центр научной информации в области социальных и гуманитарных наук. Институт широко известен отечественной и мировой научной общественности своими реферативными, библиографическими и аналитическими изданиями, автоматизированной информационной системой по общественным наукам и Фундаментальной библиотекой книг и периодических изданий. ИНИОН РАН осуществляет распространение работ научно-аналитического, реферативного, библиографического и справочного характера, предлагает библиотечное обслуживание российских пользователей; выполняет заказы на изготовление копий документов, имеющихся в фондах библиотеки (ксерокопии, микрофиши, микрофильмы, машиночитаемые носители); осуществляет доступ пользователям Интернет к информационным ресурсам Института.

Интернет-ресурсы, порталы, сайты в последние годы оказывают большую помощь в поиске литературы, дающие доступ к литературным источникам в короткие сроки. Рекомендуется изучение документов и аналитических материалов, размещенных на официальных сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования и институтов РАО.

Информацию о научной литературе и тематике защищенных кандидатских и докторских диссертациях можно получить, просматривая каталог авторефератов и диссертационных исследований, размещенных на сайтах крупных научных библиотек, имеющих литературу по психолого-педагогическим проблемам.

Среди известных Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка (бывш. им В.И. Ленина), Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского, Государственная публичная историческая библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И.Рудомино, Российская государственная детская библиотека и др. Универсальные библиотеки располагают литературой по всем областям знаний, специализированные – по одной или группе смежных отраслей.

Существует служба доставки электронной копии на компакт-дисках или оперативная доставка копий первоисточников статей из журналов и сборников, находящихся в фондах библиотек, копии высылаются по электронной почте. Работает электронная доставка копий источников из фондов многих российских и зарубежных библиотек. За подробной информацией можно обращаться по е-mail: [email protected] или http://www. inion.ru.

Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования - Научная электронная библиотека (eLIBRARY.RU). В ней содержатся аннотации и полные тексты научных статей и публикаций, а также доступны электронные версии российских научных журналов, в том числе и по педагогическим наукам, множество журналов в открытом доступе. Ведется поиск журналов в каталоге научной периодики, просмотр списка доступных выпусков этих журналов и их оглавлений, один из способов - по списку ключевых слов к статьям, а также с помощью авторского указателя.

В первую очередь студенты начинают поиск литературы с библиотеки факультета. В ней представлена научная и научно-методическая литература по проблемам дошкольного образования, профильные журналы за текущий год и в архиве за прошлые годы. Алфавитный и тематический каталог имеется в библиотеке факультета.

На кафедрах факультета также имеется определенный фонд научной литературы. В первую очередь сборники международных и межвузовских научно-практических конференций, которые выпускались факультетом. Кроме этого на кафедрах хранятся авторефераты кандидатских и докторских диссертаций по проблемам кафедры, которые были защищены в специализированных советах страны. В отдельных случаях по специальному разрешению заведующего кафедрой можно познакомиться с текстами диссертационных исследований, подготовленных и защищенных преподавателями кафедры.

Студентам факультета доступна также университетская библиотека корпуса гуманитарных факультетов МПГУ (м. Юго-Западная, проспект Вернадского, д.88). Ее фонды содержат литературу по общетеоретическим психолого-педагогическим проблемам и вопросам дошкольного образования. Для записи в нее необходимо предъявить студенческий билет и паспорт.

 

Прежде всего студенту следует научиться работать с бумажными и электронными каталогами и понять систему расположения информации, постигнув которую можно легко находить нужную книгу. Библиотечные каталоги делятся на алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. В алфавитных каталогах книги располагаются по фамилии автора. Книга, написанная коллективом авторов, числится в алфавитном каталоге по первой букве названия. В предметном каталоге публикации размещаются по рубрикам, которые в свою очередь расположены в каталоге в алфавитном порядке. Название рубрики соответствует определенному предмету или области знаний. Если вам нужно книга по дошкольной педагогике, то следует найти рубрику «Педагогика», а в ней подрубрику «Педагогика дошкольная». В систематическом каталоге названия книг расположены по тематическим рубрикам, которые в отличие от предметного каталога идут не в алфавитном порядке, а выстроены в систему в соответствии с логикой научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названиям основных научных дисциплин, Например, Дошкольная педагогика. Каталоги новых поступлений содержат названия новых изданий, поступивших в библиотеку за …период книг и. После истечения определенного срока формуляры книги перемещают в другие каталоги.

Изучение литературы.

предполагает обзор, анализ и обобщение фактов и научных идей, представленных в научной литературе. Следует иметь ввиду, что изученную литературу необходимо систематизировать по одному или нескольким выбранным для себя основаниям (критериям): хронологической последовательности; принадлежности авторов к научным школам; по структурным компонентам изучаемого явления и др. В первую очередь необходимо изучить труды наиболее видных ученых, разрабатывающих данную проблему. Взгляды исследователей необходимо кратко описать, сопоставить, проанализировать и обобщить.

 

 

·

· По мере изучения научной литературы целесообразно сразу же формировать список, соблюдая необходимые требования к библиографическому описанию источника. Изученную литературу целесообразно фиксировать на отдельных карточках с точным указанием всех необходимых данных: точное и полное название произведения, фамилия и инициалы автора, редактора, выходные данные, год издания, количество страниц. Это избавит в дальнейшем от необходимости тратить много сил и времени на уточнение литературы к дипломной работе или диссертации. Карточки хранятся по темам, проблемам или в алфавитном порядке. Такую картотеку легко пополнять и удобно работать с ней в течение длительного времени.

· Название изученного источника научной литературы необходимо фиксировать без сокращений, с указанием фамилии и инициалы автора (или авторов), основное название и подзаголовок, редактора (если книга выполнена под редакцией), выходные данные, общее количество страниц или страницы той части книги, которая будет указана в списке литературы (например, только одна глава или статья).

· содержи использовать разные техники чтения: беглое, ознакомительное, выборочное, предварительное, тщательное, сплошное, сочетание беглого и замедленного чтения. Выбор техники чтения в каждом отдельном случае определяется задачами исследования и содержанием литературного источника.

· Использование системы выделения наиболее важных и интересных положений способствует более активному и сознательному усвоению материала, облегчает работу по его конспектированию. Условные обозначения в книге (если книга принадлежит Вам): черта, двойная черта на полях, вопросительный, восклицательный знаки, заключение абзаца в прямоугольник, скобки, краткие замечания на полях. При работе с библиотечной книгой замечания делаются в рабочей тетради, сопровождая их указанием страницы книги. Используются закладки, на которых делаются пометки.

· При необходимости конспектирования какого-либо материала следует провести предварительную работу с текстом. Используется беглое просматривание всего материала в целом, делаются пометки, выделяются существенные фрагменты или отдельные части. Только после этого становится понятен общий объем работы и значимость каждой части текста.

· Выписки и цитаты требуют своего особого внимания. Цитата выписывается дословно, охватывается кавычками, делается пометка, с какой страницы источника она взята.

 

Ссылки на литературные источники в тексте обязательны. Когда в работе обсуждаются взгляды исследователя (или группы ученых), то обычно называется его фамилия, а в конце абзаца, где впервые встречается фамилия ученого, в круглой скобке ставится цифра, обозначающая, под каким номером в списке литературы указана публикация данного автора или ряда авторов. Недопустимо, когда в тексте при обсуждении проблемы или теоретических позиций не указываются фамилии исследователей, а только обозначается в скобках источник, откуда взята данная мысль. При этом научный текст обезличивается, остается непонятным, кому принадлежат идеи, обсуждаемые в тексте параграфа. Даже ссылка на источник мало помогает, так как при чтении текста неудобно листать его постоянно, чтобы посмотреть список литературы.

Следует обратить внимание еще на одну особенность: при назывании ряда исследователей их фамилии перечисляются в алфавитном порядке. Инициалы обычно пишутся перед (или после) фамилии. Необходимо обратить внимание, чтобы по всему тексту это требование было выдержано. Технической небрежностью считается, если в тексте встречается оформление инициалов как до, так и после фамилии.

Цитаты, т.е. дословное воспроизведение слов автора (исследователя, педагога), которыеиспользуются для подтверждения высказанных идей или мнений, заключаются в кавычки и указывается автор, которому принадлежит высказанная мысль. Знаки препинания расставляются по правилам прямой речи. В конце абзаца, содержащего цитату, в скобках указывается источник (по списку литературы) и через занятую страница, с которой из данного источника взяты цитируемые слова. Большие по объему цитаты не используются. Обычно цитата занимает 2-3 строки текста. В ней содержится наиболее интересная мысль в авторской редакции.

Не обязательно для цитирования использовать все предложение автора целиком. Можно сократить начало фразы или ее окончание. При этом авторские слова должны быть обязательно взяты в кавычки, а пропущенные места (в начале, в середине или в конце фразы) обозначены многоточием. Например, Я.А.Коменский отмечал, что «…ддддддддддд…..дддддддддд» или А.В.Запорожец писал: «Оооооооооооооооо …00000000000 Иногда необходимо в тексте использовать только отдельный термин, который был введении в научный обиход кем-то из именитых авторов. В этом случае в контексте привдится сам термин, который заключается в кавычки. Например, Н.М.Щелованов называл ………… «…….».

Оформление списка литературы. Список литературырасполагаетсяпосле выводов (или заключения) и оформляется в соответствии с требованиями библиографического описания. Фамилии авторов располагаются по алфавиту, указывается полное название книги и ее выходные данные. Если приводится раздел или параграф из книги, то после фамилии и инициалов автора указывается полное название статьи, название источника (книги, сборника, монографии) и его выходные данные. Статьи из журналов оформляются так же как и статьи из сборника или монографии.

(подробнее правила оформления списка литературы в разделе….).

 



2015-11-11 741 Обсуждений (0)
Работа с научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с научной литературой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)