Управление таможенным делом в рамках Таможенного союза
Экономическое объединение государств России, Беларуси и Казахстан в форме таможенного союза предусматривает создание наднациональных органов таможенного управления в целях регулирования процессов формирования и функционирования единой таможенной территории. Фактором, оказавшим влияние на организацию системы управления таможенным делом в Таможенном союзе, стала принадлежность трех государтв-членов интеграции к ранее созданному международному экономическому объединению ЕврАзЭС[1]на базе которого и создан Таможенный союз. Этим обстоятельством объясняется явно выраженная преемственность, проявившаяся в вопросах формирования системы органов управления таможенным делом в рамках Таможенного союза. Так, некоторые функции таможенного управления в рамках Таможенного союза выполняют ранее созданные административные структуры ЕврАзЭС., действующие в более «узком формате» на уровне трех государств-членов Таможенного союза (Межгоссовет ЕврАзЭС, Экономический суд ЕврАзЭС). Однако наиболее важным этапом в построении Таможенного союза стало создание специального, постоянно действующего органа управления таможенным делом, которому государства-члены Таможенного союза делегируют отдельные функции таможенного регулирования. Таким органом стала Комиссия таможенного союза, созданная в 2007 году. Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер и прямое действие на единой таможенной территории. В настоящий момент Комиссии таможенного союза передано: национальное право таможенно-тарифного регулирования; право таможенных процедур, взимания и уплаты таможенных платежей, установления технических и санитарных требований и иные полномочия в сфере таможенного управления. Сформированная система органов управления таможенным делом в рамках Таможенного союза достаточно разнообразна, содержит как органы общей и специальной компетенции, так судебную инстанции: · Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств и правительств государств-членов Таможенного Союза); · Комиссия таможенного союза, при которой действуют Секретариат Комиссии Таможенного союза, комиссии и экспертные группы; · Экономический суд ЕврАзЭС. Деятельность данных органов управления нацелена на построение и расширение единой таможенной территории, формирование более высоких уровней экономической интеграции в формах единого экономического пространства и экономического союза. Рассмотрим компетенцию, структуру и процедурные особенности деятельности органов управления таможенным делом Таможенного союза. Межгосударственный Совет ЕврАзЭС (на уровне глав государств и глав правительств государств-членов Таможенного союза)имеет статус высшего органа управления таможенным союзом. По структуре это двухуровневый орган, в него входят главы государств и главы правительств государств-членов ТС. Межгоссовет является органом общей компетенции, разрабатывает политическую и экономическую стратегию сотрудничества, определяет его основные этапы, принимает соответствующие решения и контролирует ход их исполнения. Действует на основании Положения о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества, утв. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001г. № 3. Высший орган таможенного союза осуществляет следующие основные функции: ü определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития таможенного союза; ü принимает решения, направленные на реализацию целей и задач таможенного союза; ü рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с общими интересами государств-членов ЕврАзЭС, формирующих таможенный союз; ü определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза; ü принимает решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза; ü принимает решение об объединении таможенных территорий государств-членов ЕврАзЭС, формирующих таможенный союз в единую таможенную территорию в соответствии со статьей 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года; ü обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду ЕврАзЭС по вопросам таможенного союза. Межгоссовет ЕврАзЭС выполняет координирующие функции в отношении иных органов управления Таможенным союзом: ü принимает решения по формированию и обеспечению деятельности Комиссии таможенного союза. ü рассматривает вопросы, входящие в компетенцию Комиссии таможенного союза, по которым при принятии Комиссией решений было заявлено несогласие одного из государств-членов ТС, либо не было набрано необходимое число голосов; ü рассматривает, по инициативе любого из государств-членов таможенного союза, предложения о пересмотре принятых Комиссией решений; ü представляет в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС кандидатуры для назначения судей в Суд ЕврАзЭС для рассмотрения дел по вопросам таможенного союза; В соответствии с Правилами процедуры Межгоссовета, утв. Решением Межгоссовета от 31.05.2001 № 4, главы государств - членов ТС собираются на свои заседания один раз в год, главы правительств - дважды в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания Межгоссовета Таможенного союза. Решения, запросы и рекомендации Высшего органа таможенного союза принимаются на основе консенсуса, причем каждое из государств имеет один голос. Возглавляет Совет Председатель, избираемый из числа глав государств-членов ТС сроком на один год. Заместителем Председателя является глава правительства того же государства. Председатель Межгоссовета и его заместитель исполняют ряд управленческо-распорядительных функций: ü организуют работу Межгоссовета, ведут заседания Межгоссовета, осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение; ü подписывают решения Межгоссовета организационного и протокольного характера; ü по поручению Межгоссовета в пределах предоставленных им полномочий ведут международные переговоры, заключают от имени Таможенного союза договоры, представляют Таможенный союз в отношениях с третьими государствами и международными организациями; ü осуществляют контроль выполнения обязательств, вытекающих из решений Межгоссовета, и договоров, принятых в рамках Таможенного союза; Рабочим языком Межгоссовета ЕврАзЭС является русский язык. Решения в области управления таможенным союзом подписываются представителями трех государств-членов Таможенного союза. Депозитарием принимаемых Межгоссоветом документов и решений при выполнении этим органом функций высшего органа таможенного союза является Комиссия Таможенного союза. В качестве вспомогательного органа при Межгоссовете действует Экспертный совет в рамках таможенного союза, которыйрассматривает вопросы соответствия решений Комиссии Таможенного союза договорно-правовой базе таможенного союза. Комиссия Таможенного союза -постоянно действующий орган управления Таможенного союза специальной компетенции. Был учрежден государствами Россия, Казахстан и Беларусь на основании договора « О Комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007 года. Правовой основой деятельности, определяющей порядок работы Комиссии Таможенного союза, организацию и проведение ее заседаний, процедуру подготовки и принятия решений и рекомендаций, являются «Правила процедуры Комиссии таможенного союза», утв. Решением Межгоссоветом ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 15. Комиссия пользуется правами юридического лица на территории ТС и финансируется за счет долевых взносов стран, пропорционально количеству голосов, которыми они наделены в Комиссии ТС. Рабочим органом Комиссии таможенного союза является секретариат Комиссии Таможенного союза, созданный на основании соглашения «О Секретариате Таможенного союза» от 12 декабря 2008 года. Место пребывания Комиссии город Москва, в пределах единой таможенной территории возможна организация ее представительств. Рабочим языком является русский язык. Статья 2 «Договора о Комиссии таможенного союза» определяет основные принципы ее деятельности ü добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов ТС; ü обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов государств ТС; ü экономическая обоснованность принимаемых решений; ü открытость, гласность и объективность. Основная задача Комиссии ТС - обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза. Для этих целей ей передаются следующие функции: · исполнение и реализация решений, принятых высшим органом Таможенного союза; · осуществление мониторинга исполнения международных договоров по формированию таможенного союза; · разработка рекомендации для Межгоссовета Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; · оказание содействия странам ТС в урегулировании споров в рамках таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества; · осуществление в пределах своих полномочий взаимодействия с органами государственной власти стран ТС; · выполнение функции депозитария международных договоров по формированию таможенного союза. Решения Комиссии, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования, если в решении не указан иной срок. Процедурно предусмотрены два механизма приятия решений Комиссией таможенного союза: · по общему правилу большинством голосов в пропорции 2/3 голосов. Между государствами голоса распределяются неравномерно: Республика Беларусь – 21,5%; Республика Казахстан – 21,5%; Российская Федерация – 57%; · консенсусом - если это предусматривается международными договорами, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза.[2] Комиссия таможенного союза имеет официальные источники опубликования решений и материалов органов таможенного союза. К ним относится печатное издание «Вестник Таможенного союза » и Интернет-сайт Комиссии таможенного союза[3]. Предусмотрен механизм обжалования сторонами таможенного союза решений, принятых КТС с последующим вынесением их на рассмотрение в Межгоссовет ЕврАзЭС (высший орган управления таможенным союзом). Экспертный совет при Межгоссовете ЕврАзЭС рассматривает вопросы соответствия решений Комиссии таможенного союза договорно-правовой базе таможенного союза.[4] Состав Комиссии утверждается Межгоссоветом и включает в себя по одному представителю от каждого государства ТС в лице заместителя главы правительства или уполномоченного члена правительства, которые работают на постоянной основе. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц. По просьбе члена таможенного союза могут проводиться и внеочередные заседания. Комиссия таможенного союза имеет рабочие и вспомогательные органы. Рабочие органы при Комиссии Таможенного союза: · Секретариат КТС– отвечает за подготовку материалов и проектов решений для рассмотрения Межгоссоветом и КТС, мониторинг соблюдения членами ТС положений договорно-правовой базы таможенного союза, взаимодействие с органами власти членов ТС. Секретариат возглавляет ответственный секретарь, который имеет двух заместителей. Секретариат имеет структурные подразделения в форме департаментов по отдельным вопросам таможенного регулирования, персонал которых состоит из должностных лиц и сотрудников. При секретариате КТС действует научно-экспертный совет, созданный в целях проведения научно-правовой экспертизы проектов международных договоров, решений органов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, выработки рекомендаций и предложений по совершенствованию международного сотрудничества в рамках Таможенного союза. · Экспертные и рабочие группы осуществляют подготовку проектов нормативных правовых актов Таможенного союза, а также предложений по внесению изменений и дополнений в договорно-правовую базу Таможенного союза в курируемых областях: технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, взаимного признания разрешительных документов на лекарственные средств[5]. При КТС действует рабочая группа «Гармонизация законодательства государств-членов Таможенного союза», экспертная группа «Техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер", рабочая группа "Вопросы оценки соответствия в Таможенном союзе», рабочая группа "Санитарные меры" и.др. Вспомогательные органы Комиссии таможенного союза: · Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер является координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств – членов таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.[6] · Координационный совет по информационным технологиямвспомогательный органпо координации работ по вопросам применения информационных технологий и использования информационных ресурсов государств – членов Таможенного союза на таможенной территории Таможенного союза и выработке общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на основе межгосударственных стандартов государств – членов Содружества Независимых Государств, международных стандартов и рекомендаций.[7] · Комитет по вопросам регулирования внешней торговли осуществляетпредварительное рассмотрение предложений и согласование позиций государств – членов таможенного союза по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами с государствами, не входящими в таможенный союз[8] Суд Евразийского экономического сообществ на основании положений Статута Суда Евразийского экономического сообщества[9], выполняет функции судебного органа ТС и рассматривает дела в рамках Таможенного союза по заявлениям следующих субъектов: · Государств-членов Таможенного союза; · Органов Таможенного союза; · Хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза. Предметом судебного обращения могут быть: ü вопросы соответствия актов органов ТС международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; ü оспаривание решений, действий (бездействий) органов Таможенного союза; ü спор между Комиссией ТС и государствами- членами Таможенного союза по выполнению обязательств, принятых в рамках интеграции; ü спор между государствами- членами ТС по вопросам исполнения обязательств в рамках ТС; ü необходимость в разъяснении и толковании норм международных договоров, являющихся договорно-правовой базой ТС, актов органов ТС. Толкование и разъяснение производятся либо в момент принятия решений либо по запросам государств-членов Таможенного союза их высших судебных органов государств либо Межгоссовета. Суд ЕврАзЭС территориально находится в городе Минске в Республике Беларусь, финансируется за счет средств бюджета ЕврАзЭС и исполняет свою деятельность, руководствуясь основными принципами судопроизводства: · независимость судей; · гласность разбирательства; · равенство сторон; · состязательность; · коллегиальность. В состав суда, входят по два судьи от каждой стороны Таможенного союза, срок исполнения их полномочий составляет 6 лет. Должностные лица суда являются международными служащими и пользуются льготами, иммунитетами и привилегиями, установленными Конвенцией «О привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества» от 31 мая 2001 года. Судопроизводство осуществляется на русском языке, на основании Регламента. Суд ЕврАзЭС не имеет высшей инстанции, решения суда окончательны и обжалованию не подлежат. Пересмотр вынесенных решений возможен только по вновь открывшимся обстоятельствам, до истечения одного года от момента открытия новых обстоятельств, но не позднее десяти лет с момента вынесения решения. Вынесенные решения обязательны для исполнения сторонами спора и подлежат изданию в официальных источниках опубликования Суда, Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза. Порядок обращения в суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства определяются международным договором «Об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним" утв. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 N 534. Согласно Договору заявление принимается Судом к рассмотрению только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию Таможенного союза, если в течение 2 месяцев не было принято мер по поступившему обращению. До момента создания суда ЕврАзЭС и выполнения основных мероприятий по его формированию[10], функции суда АврАзЭС выполняет Экономический суд СНГ, [11]с 17 января 2011 г., к ведению которого отнесено рассмотрение дел в рамках Таможенного союза.
Контрольные вопросы: 1. Опишите систему и структуру органов управления таможенным делом в рамках Таможенного союза. 2. Охарактеризуйте статус Комиссия таможенного союза, как органа специальной компетенции в области управления таможенным делом Таможенного союза. 3. Разъясните компетенцию и особенности структуры Межгосударственного совета ЕврАзЭС, как органа управления Таможенного союза. 4. В чем состоит связь и преемственность процессов построения системы управления ЕврАзЭС и системы управления Таможенного союза? 5. Опишите функции Суда ЕврАзЭС в системе управления таможенным делом в рамках Таможенного союза.
2. «Договор о Комиссии таможенного союза» подписан в г. Душанбе 06.10.2007; 3. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества», утв. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года № 122; 4. Протокол от 17 января 2011 года «О внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества «от 3 марта 2004 года; 5. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 N 534 «О Договоре об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним» (вместе с "Договором об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним" от 09.12.2010); 6. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств, 15 марта 2011 г.№ 75 «О формировании и организации деятельности Суда ЕврАзЭС». 7. «Положение о Комитете по вопросам регулирования внешней торговли»утв.решеним Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 157. 8. «Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза», утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 8 декабря 2010 г. № 495. 9. «Регламент экспертных и рабочих групп, курируемых Департаментом политики в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Секретариата Комиссии Таможенного союза» утв. от 7 декабря 2010 № 5 Протоколом Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. 10. «Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер», утв. решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 11. «Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом» утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18) 12. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 N 68 «О внесении изменений и дополнений в Договор о Комиссии Таможенного союза и Правила процедуры Комиссии Таможенного союза»; 13. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза» (вместе с «Правилами процедуры Комиссии таможенного союза»); 14. Положение об Экспертном совете в рамках таможенного союза, Приложениек Решению Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 16; 15. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза »; 16. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 31.05.2001 N 3 «О Положении о Межгосударственном Совете Евразийского экономического сообщества»;
Сокращения МГС – межгосудартвеный совет КТС – комиссия таможенного союза
[1] Договор «Об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10 октября 2000 года. [2]«Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом», утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18; [3] Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза »; [4] Положение об Экспертном совете в рамках таможенного союза, Приложение к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС(высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 16 [5] «Регламент экспертных и рабочих групп, курируемых Департаментом политики в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Секретариата Комиссии Таможенного союза» утв. от 7 декабря 2010 № 5 Протоколом Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
[6] «Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер», утв. решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319; [7] «Положение о Координационном совете по информационным технологиям при Комиссии Таможенного союза», утв. Решением Комиссии Таможенного Союза от 8 декабря 2010 г. № 495; [8] "Положение о Комитете по вопросам регулирования внешней торговли"утв.решеним Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 157; [9] Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества» ; [10] Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав правительств, 15 марта 2011 г .№ 75 «О формировании и организации деятельности Суда ЕврАзЭС»; [11] Протокол«О внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества» от 3 марта 2004 года.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1134)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |