Регулирование регионального развития в России
Региональная экономическая политика представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий – устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны. Новые проблемы территориального регулирования экономики вытекают из объективно сложившихся экономических и политических условий. Государственное регулирование регионального развития является главным средством реализации региональной политики. Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение в регионе организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов, финансов и налогов. Государство в лице органов власти Федерации и ее субъектов, действуя в пределах законодательных норм, используя свои конституционные полномочия, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов. Региональная политика, по сути, является неотъемлемой функцией государственного регулирования. Это объясняется уникальным характером административно-территориального устройства России, в состав которой включается 89 субъектов Федерации, в том числе: 21 республика, 50 - областей, 6 - краев, 10 - автономных округов, 2 города центрального подчинения. К основным направлениям государственного регулирования регионального развития можно отнести следующие: - общеполитическое регулирование развития, находящееся в русле государственной и национальной политики и определяющее сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти центра, ее субъектов по всем аспектам развития региональных образований; - экономико-правовое регулирование, которое осуществляется через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм разделения собственности, природных ресурсов, налогов, бюджетов, как базового условия формирования собственных источников регионального развития и распределения трансфертов; - государственная селективная поддержка регионального развития, выражающаяся в дополнительном финансировании федеральных региональных программ для оказания государственной помощи тому или иному региону; - косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая отдельным отраслям и производствам, прежде всего аграрно-промышленному и топливно-энергетическому комплексам, неравномерно распределенным по территории страны. Основными формами прямого участия государства в развитии регионов и размещении производительных сил являются: - государственные заказы на поставку продукции для общегосударственных нужд, в том числе оборонный заказ; - государственная финансовая поддержка регионов в виде дотаций, субвенций и льготных кредитов; - осуществление государственных региональных программ; - привлечение иностранных инвестиций под гарантии Правительства РФ. На основе соглашений с отдельными регионами могут быть предоставлены финансовые льготы в виде отчислений от сборов налогов, компенсаций тарифов на электроэнергию, погашения кредиторской задолженности, выдачи лицензий на экспорт продукции, введения регионально-дифференцированных норм амортизации. Правительство координирует деятельность федеральных и региональных органов власти в части: - эффективности использования выделенных бюджетных средств; - стимулирования инвестиционной активности регионов; - мобилизации собственных ресурсов для решения острых социально-экономических проблем развития региона; - организации межрегиональных экономических связей; - совершенствования мониторинга экономического, социального и экологического развития регионов. Специфика развития регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае оптимального набора экономических рычагов и стимулов. В депрессивных регионах упор должен быть на программы, способствующие структурным преобразованиям, выравниванию социального развития. Развитие районов Крайнего Севера невозможно без выделения в централизованном порядке бюджетных средств на организацию завоза топлива и продовольствия. Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать: - повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы России; - выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней; - создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов. Межбюджетные отношения в Российской Федерации основываются на следующих принципах: - сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений; - самостоятельность бюджетов разных уровней; - единство бюджетной системы; - законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; - объективно обусловленное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований. Для устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений необходимо решить следующие задачи: - повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов; - сокращение дотаций и количества дотационных территорий; - минимизация встречных финансовых потоков; - повышение контроля и ответственности за расходами финансов; - создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий; - использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов; - повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов; - обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 11.3. Городская экономика Город по отношению к хозяйственному комплексу страны выступает как специфическая форма территориальной организации производства и оказания услуг населению. Город - это сложное многоотраслевое хозяйство, обеспечивающее проживающему в нем населению и приезжим нормальные условия жизнеобеспечения. Город решает социальные, экономические, инженерно-технические и организационные задачи, направленные на максимально возможное удовлетворение потребностей людей и защиту окружающей природной среды. - жилищно-коммунальный комплекс; - промышленный комплекс; - строительный комплекс; - комплекс объектов транспорта и связи; - комплекс объектов здравоохранения; - комплекс общественного питания и торговли; - комплекс объектов образования; - комплекс объектов культуры, искусства, спорта; - комплекс бытового и сервисного обслуживания; - комплекс экономических, финансовых и административных органов; - комплекс правоохранительных органов. Для анализа социально-экономической ситуации и разработки стратегии развития города необходимо использовать систему показателей: - общая характеристика города: административное значение города, его площадь, обеспеченность инфраструктурой, удаленность от мегаполиса; - население: численность населения, его половозрастная структура, плотность населения, сальдо миграции, продолжительность предстоящей жизни и другие демографические показатели; - рынок труда и трудовые ресурсы: численность трудоспособного населения, экономически активное население, работающие пенсионеры и подростки, динамика и формы безработицы, профессиональный состав трудовых ресурсов; - экономический потенциал: число и состав предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, распределение предприятий по формам собственности, динамика производства, убыточные предприятия, градообразующие предприятия; - уровень жизни населения: уровень и динамика доходов, заработной платы, прожиточный минимум, банковские вклады, уровень бедности; - показатели развития социальной инфраструктуры: обеспеченность горожан всеми видами услуг (больничные учреждения, библиотеки, жилье и т.п.); - экологическая ситуация: масштабы загрязнения, выбросы и сбросы вредных веществ; - экономическая характеристика города: условия функционирования города, инвестиционный и налоговый климат, бюджетная обеспеченность; Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Таким образом, муниципальное образование определяется посредством трех формальных критериев: наличием муниципальной собственности, бюджетом, выборными органами управления. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских и сельских поселениях и на иных территориях. Основными компонентами эффективного местного самоуправления являются: § представительство – выборный совет; § общественное руководство – мэр или председатель; § исполнительное полномочие – глава администрации; § административный контроль – специалисты муниципальных образований; § современный финансовый менеджмент – бухгалтерский учет, бюджет и расчеты. Основные проблемы местного самоуправления России: § формирование законодательной базы местного самоуправления; § территориальная организация местного самоуправления; § структурная организация местного самоуправления; § становление финансовой основы местного самоуправления; § разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; § формирование и управление муниципальной собственностью; § организация муниципальной службы; § проведение муниципальных выборов; § участие населения в осуществлении местного самоуправления; § социально-экономическое развитие территорий; § межбюджетные и земельные отношения; подготовка кадров; § градоустройство и реформа жилищно-коммунального хозяйства; § взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти; § привлечение инвестиций; межмуниципальная кооперация; § защита прав местного самоуправления в судебных органах. Система контроля функционирования муниципальной собственности включает несколько уровней. Высший уровень контроля осуществляет население муниципальных образований. Конституционная норма четко говорит о населении как субъекте права муниципальной собственности, который осуществляет через образуемые им органы полномочия собственника - владение, пользование и распоряжение. Верхний уровень контроля осуществляет выборный представительный орган местного самоуправления. Образованные населением представительные и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления на основе разработанных нормативных актов осуществляют функции управления и контроля за муниципальной собственностью. Нормотворческие и контрольные функции принадлежат представительному органу местного самоуправления - выразителю общих интересов населения, представителю населения как собственника муниципального имущества. Местная администрация – орган оперативного управления, обеспечивает функционирование инфраструктуры муниципального образование и его социально-экономическое развитие. Средний уровень контроля осуществляет местная администрация. Являясь исполнителем решений, принятых представительным органом, администрация осуществляет контрольные функции за использованием муниципальной собственности муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями, другими юридическими и физическими лицами, кому она передана в аренду, хозяйственное ведение или в виде целевого финансирования в соответствии с решениями представительного органа. Низший уровень контроля осуществляется посредством внутреннего аудита. Необходимо четкое соблюдение условий, на которых муниципальная собственность передавалась в пользование, правил поведения юридическими или физическими лицами.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |