1. Законотворчество – процесс принятия законов высшими органами государственной власти. Процедура принятия законов подробно расписана в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:
Этапы законотворчества
| Основное содержание
| Особенности реализации в РФ
|
Законодательная инициатива
| Официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании.
| В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.
|
Стадия обсуждения законопроекта
| Происходит на заседаниях палат парламента.
| В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.
|
Стадия принятия законопроекта
| Осуществляется путем голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат.
| В Российской Федерации законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.
|
Стадия утверждения законопроекта
| Принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на них вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу.
Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство.
| В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты.
Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение . Президент РФ обладает правом вето.
В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
|
Промульгация закона
| Опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу.
| В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
|
Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.
Принятые парламентом законы, а также указы Президента являются основанием деятельности Правительства РФ.
Гражданство РФ
1. Право на гражданство рассматривается как одно из прав человека. Гражданство следует отличать от подданства.
Гражданство
| Подданство
|
устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных, прав, обязанностей и ответственности
| правовая связь лица и государства при монархии — там, где император, царь, король и т. п., имеются и его подданные
|
В России вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами, международными договорами и Федеральным законом «О гражданстве в Российской Федерации». Данные акты устанавливают демократические принципы гражданства.
2. Принципы гражданства:
· принцип единого гражданства: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этих республик;
· принцип равного гражданства: все лица, имеющие гражданство РФ, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом;
· принципы недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства;
· принцип существования постоянного гражданства: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами России, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом;
· принцип защиты и покровительства граждан РФ
со стороны российского государства.
Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, до их получения — свидетельством о рождении.
3. Гражданство РФ может быть приобретено по ряду оснований:
Основания
| Их сущность
|
По рождению
| · Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, причем независимо от места рождения.
· При различном же гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, ребенок приобретает гражданство РФ при условии рождения на территории России.
· Ребенок, находящийся на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня рождения
|
Прием в гражданство
| Решение этого вопроса — прерогатива Президента РФ. Об этом может ходатайствовать достигшие 18-летнего возраста дееспособное лицо при условии проживания на территории РФ в течение 5 лет непрерывно, отказа от гражданства иностранного государства, наличия законного источника средств к существованию, обязательств соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, владения русским языком.
|
Заявления о приеме в гражданство РФ или восстановлении в нем могут быть отклонены, если лицо:
· выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ;
· имеет неснятую или непогашенную судимость за совершенные умышленные преступления.
Прекращается гражданство РФ путем выхода из него. Разрешение на это дает Президент РФ.
4. Случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается:
· после получения лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную гражданскую службу и до ее окончания;
· когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого к уголовной ответственности либо в отношении него уже имеется вступивший в силу приговор суда;
· если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.