«Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»
Автор-составитель: д.ю.н., профессор Писарев А.Н.
Цель изучения
дисциплины
Формированием у обучаемых комплекса знаний о содержании конституционных прав, свобод, обязанностей, имеющихся пробелах в законодательстве, регулирующем правовой статус личности, проблемах реализации конституционных прав и свобод, способах и средствах их юридической защиты, а также активное использование этих знаний на практике.
Получение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков в сфере взаимодействия государства, общества и личности; защиты прав и свобод человека и гражданина; предпосылок формирования гражданского общества; механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти; навыков оказания квалифицированной юридической помощи гражданам.
Формирование у обучаемых комплекса знаний и компетенций, необходимых для осуществления профессиональной юридической деятельности в законодательных, исполнительных и судебных органах государственной власти и органах местного самоуправления, связанной с конституционно-правовой защитой и обеспечением гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, оказанием гражданам соответствующих государственных и муниципальных услуг, а также взаимодействием органов власти с общественными объединениями и другими институтами гражданского общества, в том числе по пресечению коррупционного поведения.
Место дисциплины в структуре
магистерской
программы
«Защита прав и свобод человека и гражданинав Российской Федерации» - учебная дисциплина вариативной части профессионального цикла ОП.
Содержание учебной дисциплины «Защита прав и свобод человека и гражданинав Российской Федерации» является логическим продолжением содержания учебных дисциплин базовой части профессионального цикла: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы конституционного права» и служит основой для освоения учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Актуальные проблемы административного права» «Актуальные проблемы реализации и применения Конституции РФ в деятельности органов публичной власти», «Нормотворческий процесс в РФ», «Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов», «Публично-правовые институты (формы) взаимодействия государства и гражданского общества», «Организация и управление юридической деятельностью», «Толкование права и юридическая техника», «Структура и организация работы органов местного самоуправления», «Правовое регулирование миграционных процессов», «Государственные и муниципальные услуги» и др.
Компетенции,
формируемые в
результате освоения дисциплины (модуля)
1. Теоретические основы конституционных прав и свобод человека в РФ;
2. Гражданство в РФ;
3. Конституционные права и свободы в области личной жизни и индивидуальной безопасности;
4. Конституционные права и свободы в области политической, экономической, социальной и культурной жизни;
5. Конституционно-правовые гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные правозащитные механизмы).
Структура
дисциплины
(модуля), виды
учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет 3 зачетных единицы или 108 часов. Из них аудиторных занятий:
- Для студентов очной формы обучения 24 часа (лекций - 10 часов, семинаров и практических занятий - 14 часов);
- Для студентов заочной формы обучения 16 часов (лекций - 6 часов, семинаров и практических занятий - 10 часов).
Знания, умения и
навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины
Знать:
- основные положения концепции развития прав и свобод человека и гражданина в современной России;
- актуальные проблемы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
- наиболее дискуссионные вопросы в области защиты прав и свобод человека и гражданина в современной юридической науке;
- профессиональные обязанности, принципы этики юриста;
- историческую эволюцию концепции прав человека в отечественной юридической науке и правоприменительной практике;
- особенности норм, регулирующих основы правового статуса личности;
- структуру правового статуса личности, содержание составляющих его элементов;
- сущность, понятие и систему конституционных принципов правового статуса личности;
- понятие, принципы, основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;
- особенности правового статуса беженцев, вынужденных переселенцев и иностранных граждан, находящихся на территории РФ;
- понятие, признаки и содержание личных, политических и социально-экономических прав и свобод;
- конституционно-правовые гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные правозащитные механизмы).
Уметь:
- анализировать основные направления развития современной теоретико-правовой мысли в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
- выявлять в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции правовые позиции, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, а также воспринимать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
- вести диалог, аргументировано отстаивать свою позицию, эффективно осуществлять правовое воспитание, давать реальную оценку современной государственно-правовой действительности;
- квалифицированно толковать нормативные правовые акты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина;
- разрабатывать проекты нормативных и правоприменительных актов, связанных с деятельностью органов власти в области обеспечения гарантий реализации и защиты прав человека и гражданина;
- применять в практике деятельности органов публичной власти теоретические знания в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Владеть:
- методологической и категориальной основой базовых юридических понятий и категории, используемых в изучаемой дисциплине;
- основными источниками теоретико-правовой мысли в сфере прав личности в Российской Федерации;
- навыками самостоятельного анализа и прогнозирования развития государственно-правового института правового статуса личности с учетом современной практики государственного строительства;
- навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений и проведения самостоятельных правовых исследований;
- основными приемами законодательной техники при составлении проектов правовых документов, затрагивающих права личности в Российской Федерации.
Технология
проведения занятий
Тема 1. Теоретические основы конституционных прав и свобод человека в РФ (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме дискуссии по каждому вопросу темы.
Тема 2. Гражданство в РФ (2 часа). Семинарское занятие проводится в форме круглого стола с элементами деловой игры (проблемы и задание для участников разрабатываются преподавателем).
Тема 3. Конституционные права и свободы в области личной жизни и индивидуальной безопасности (2 часа). В ходе семинарского занятия проводится тестирование студентов и решаются задачи.
Тема 5. Конституционно-правовые гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные правозащитные механизмы). (2 часа). Семинарское занятие проводится в формеделовой игры, в процессе которой происходит моделирование практических ситуаций.
Кроме этого в процессе проведения всех семинарских занятий используются активные и интерактивные методики, организуются дискуссии, деловые игры, моделируются практические ситуации, возникновение которых возможно при осуществлении выпускниками соответствующей юридической деятельности в органах публичной власти.
В ходе самостоятельной работы (92 часа) студенты осуществляют подготовку эссе, докладов, презентаций. Кроме этого, ими осуществляется самостоятельное изучение и систематизация соответствующих нормативных правовых актов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; изучение рекомендованной учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; формирование, усвоение содержания конспекта лекций, его доработка на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); подготовка к семинарским и практическим занятиям, а также к текущему контролю.
Используемые
информационные,
инструментальные и программные
средства
Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная звукоусиливающей и презентационной техникой (проектор, экран, компьютер).
Практические занятия: презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы), справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» или их адекватные заменители, «Иформационно-образовательный портал ФГБОУ ВО «Российский университет правосудия», Система электронного обучения «Фемида», Индивидуальные периодические издания ЭБД ИВИС, Электронно-библиотечная система IPRbooks,электронно-библиотечная система издательского дома «ИНФРА-М» - «Znanium.com».
Формы текущего
контроля
успеваемости
Текущий контроль проводится в целях получения оперативной информации о качестве усвоения учебного материала, управления учебным процессом и совершенствования методики проведения занятий, а также стимулирования самостоятельной работы студентов. К текущему контролю по данной дисциплине относится проверка их знаний и навыков на практических занятиях, тестирование по отдельным темам, выполнение аудиторных и домашних контрольных работ и внутрисеместровая аттестация.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям учебной дисциплины “Права личности в Российской Федерации” созданы фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств включают: контрольные вопросы по учебным дисциплинам; типовые задания для практических занятий, тесты, программы экзаменов и другие средства контроля.
При оценке качества выполнения контрольной работы оценивается уровень самостоятельного изучения студентом темы на основе рекомендованной литературы, уровень анализа и толкования нормативных правовых актов, научных подходов, общий творческий подход и глубина основания тем заданий.
При оценке качества работы студента на семинарских занятиях оценивается письменная работа, предусмотренная для самостоятельной подготовки к занятию, активность участия студента в семинаре-дискуссии и заседании круглого стола, творческий подход к решению новых задач, выполнению заданий, в том числе связанных с отсутствием общепринятых алгоритмов решения поставленных перед студентом вопросов, поиск необходимых знаний при помощи информационных, инструментальных и программных средств
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме тестирования, решения практических задач, выставления оценок за выполнение контрольных работ и работы студента на семинарских занятиях.