Спряжение трехбуквенного недостаточного глагола в прошедшем времени
تَصْرِيفُ الفِعْلِ الثُّلاَثِىِّ النَّاقِصِ فى المَاضِى
لَقِىَ (а) встречать, находить, получать
رَمَى (и) бросать, стрелять
دَعَا (у) призывать, звать, приглашать
При спряжении трехбуквенного недостаточного глагола в прошедшем времени нужно учитывать следующее: 1) При присоединении к глаголу وْا «уау» множественного числа (وَاوُ الجَمَاعَةِ) последняя коренная буква усекается. Предпоследняя буква огласуется «фатхой», если усечённой буквой был ا ،ى «алиф» (см. в глаголах رَمَوْا, دَعَوْا). Если усеченной буквой был ي «йэ», то предпоследняя буква огласуется «даммой» (см. в глаголе لَقُوا).
2) При присоединении к глаголу «тэ» женского рода تَاءُ التَّأْنِيثِ)) последняя коренная буква усекается, если она является ا ،ى «алифом» (см. в глаголах رَمَتْ, دَعَتْ).
3) При присоединении к глаголу других окончаний последней коренной буквой будет ي «йэ», если глагол имеет среднюю огласовку (а) или (и). Например:
لَقِيْنَا мы встретили لَقِيْتُمْ вы (мужчины) встретили لَقِيْتَ ты встретил رَمَيْنَا мы бросили رَمَيْتُمْ вы (мужчины) бросили رَمَيْتَ ты бросил
Если средней огласовкой является (у), то последняя коренная превращается в «уау». Например:
دَعَوْنَا мы призывали دَعَوْتُمْ вы (мужчины) призывали دَعَوْتَ ты призывал
Упражнения для закрепления
1) Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы: رَضِيَ (а) быть довольным
طَغَى (а) переходить границы, выходить из берегов
هَدَى (и) вести
رَجَا (у) 1) надеяться 2) просить
2) Переведите следующие предложения на русский язык и найдите в них трехбуквенные недостаточные глаголы: سَعَى مُحَمَّدٌ إِلَى الْخَيْرِ وَسَعَتْ بِنْتُهُ إِلَى الْخَيْرِ ________________ أَرَضِيْتِ بِابْنِكِ يَا أُمُّ؟ ________________ هَلْ سَقَيْتَ الْغَنَمَ يَا فَلاَّحُ؟ ________________ الْقُضَاةُ قَضَوْا بِالْحَقِّ ________________ الْبَنَاتُ دَعَوْنَ أَخَاهُنَّ إِلَى الشَّارِعِ ________________ رَوَتْ عَائِشَةُ رَضِىَ الله عَنْهَا أَحَادِيثَ كَثِيرَةً ________________ كَانَتْ ثَمُودُ قَوْمًا طَغَوْا فَأَهْلَكَهُمُ الله ________________ لَقِيْنَا الْيَوْمَ زمِيلاَتٍ فَدَعَوْنَنَا إِلَى بَيْتِهِنَّ ________________ هَدَاكَ رَبُّكَ فَغَوَيْتَ ________________
3) Переведите предложения на арабский язык, используя следующие глаголы:
خَشِيَ (а) бояться نَهَى (а) запрещать (что عَنْ) رَمَى (и) бросать, стрелять رَجَا (у) просить, надеяться (на что-либо)
Два мусульманина боялись Аллаха, и мы тоже боялись Аллаха ________________ Две мусульманки запретили это ________________ Вы вдвоем надеялись на это ________________ Вы вдвоем бросили камень ________________ Твоя мама надеялась на это? ________________ Мы запретили ей это ________________ Я выбросил билет ________________ Я надеялся на милость Аллаха ________________ Спряжение пород недостаточного глагола в прошедшем времени تَصْرِيفُ الأفْعَالِ الثُّلاَثِيّةِ المَزِيدَةِ النَّاقِصَةِ فى المَاضِى
صَلَّىмолиться, читать намаз
أَقْرَىпринимать гостя, оказывать гостеприимство
بَاهَى хвастаться, хвалиться
تَرَبَّى воспитываться, получать воспитание
تَبَاهَى хвастаться, хвалиться друг перед другом (чем-либо بِ)
اِنْقَضَى истекать, миновать (о времени)
اِقْتَضَىтребовать (напр. об обстоятельствах)
اِسْتَسْقَىмолить о ниспослании дождя
Как видно из таблиц, породы недостаточного глагола при спряжении в прошедшем времени претерпевают морфологические изменения, аналогичные изменению недостаточных трехбуквенных глаголов со средней огласовкой (и) или (а), у которых конечная коренная буква -ا «алиф» (см. гл. II, § 11).
Упражнения для закрепления 1) Проспрягайте в прошедшем времени следующие глаголы и выучите их:
ضَحَّى приносить в жертву, жертвовать (чем بِ)
عَادَى питать враждебные чувства (к кому-либо)
أَغْوَى вводить в заблуждение
تَهَادَى обмениваться подарками
2) Переведите следующие предложения на русский язык, найдите в них недостаточные глаголы и определите их породу: صَلَّتْ فَاطِمَةُ الظُّهْرَ مَعَ عَائِشَةَ ________________ الْفَتَاتَانِ أَقْرَتَا الضَّيْفَ ________________ عَادَى أَبُو جَهْلٍ أَبَا بَكْرٍ ________________ تَرَبَّيْتُ عِنْدَ عَمِّي سَبْعَ سِنِينَ ________________ النِّسَاءُ تَبَاهَيْنَ بِأَوْلاَدِهِنَّ وَحُلِيِّهِنَّ ________________ اِنْقَضَتْ سَاعَاتُ الْعَمَلِ فَذَهَبْنَا إِلَى الْبَيْتِ ________________ اِقْتَضَتِ الظُّرُوفُ تَغْيِيرَ مَنْهَجِ التَّعْلِيمِ ________________ هَلِ اسْتَسْقَيْتُنَّ يَا مُسْلِمَاتُ؟ ________________
3) Переведите следующие предложения на арабский язык, используя глаголы 1-го упражнения:
Мусульмане пожертвовали собой ______________________ Абу Джахль и Абу Лахаб питали вражду к Али ______________________ Али и Осман, вы обменялись подарками? ______________________ Ты ввел нас в заблуждение ______________________ Мы ввели ее в заблуждение ______________________
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |