Системы отношений детей
Общие особенности развития рисунков в детском возрасте. Этапы нормативного развития детских рисунков. Основные анализируемые пока- затели детей разного возраста. Использование детских рисунков для диагностики уровня умственно- го развития детей. Применение графических методов для исследования личностных особенностей, социально-психологического положения ребен ка в группе и в семье. Особенности изобразительной деятельности детей с особенностями развития, соматически и психически больных. Практические задачи, требующие использования рисуночных мето- дов. Преимущества использования этих методов в работе с детьми. Основ- ные требования к применению рисуночных методов.
Графические проективные методики Проективная методика «Рисунок семьи» для исследования пережива- ний и восприятия ребенком своего места в семье, отношение к семье в це- лом и отдельным ее членам; диагностика наличия конфликтных, дисгар- моничных семейных отношений в восприятии ребенка. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Выражение личностных свойств, особенностей, проблем и жизненных ситуаций при рисовании несуществующего животного и структурированном рассказе о нем. Методика «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука для исследования неосоз- наваемых представлений человека о себе и своем характере, о его истин- ной оценке событий, происходящих в жизни, о его эмоциональной сфере и потребностях. Тест Дерева К. Коха для диагностики свойств личности, характера и способностей, уровня психического развития детей, а также органических поражениях нервной системы. Графический тест «Звезды и волны» для выявления уровня развития детей, подростков и взрослых. Рисуночный тест Р. Силвер для оценки пространственного мышления, творческих способностей, эмоционального состояния, отношения к себе и другим, склонности к депрессии, агрессии, суициду; для диагностики за- держки психического развития. Методика «Чужие рисунки» Г.Е. Романовой для диагностики значи- мых переживаний личности, ее мотивационно-потребностной сферы, пси- хологическом возрасте и поле, конфликтов и зон комфорта. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» И.Л. Соломина для выявления эмоционального состояния человека, особенностей темпе- рамента и характера, представлений о своей жизни и отношения к ней, оп- ределения личностных проблем и путей их решения. Рисуночная методика «Три дерева». Диагностика личностных особенностей в Рисуночном тесте Э. Вар- тегга. «Фейс-тест» – рисунок лица человека и другие графические методики. Тема 8. Психодиагностика личностных качеств, проблем и Возможностей Диагностика агрессивности и поведения в конфликте Многообразие причин агрессивности. Мотивационная агрессия (аг- рессия как самоценность) и инструментальная агрессия (агрессия как сред- ство). Вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик (детский и взрослый варианты) для определения степени выраженности и направленности аг- рессии и выявления наиболее значимых ценностей. Опросник Басса-Дарки для выявления выраженности физической, вербальной, косвенной агрессивности, склонности к раздражению, негати- визму, обиде, подозрительности, чувству вины. Опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева для выявления таких личностных характеристик как вспыль- чивость, наступательность, обидчивость, неуступчивость, компромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность. Методика «Hand-test» Э. Вагнера для глубинного исследования лич- ности, выявления склонности к открытому агрессивному поведению и сти- ля социальных взаимоотношений. Диагностика агрессивности в фрустрационном тесте С. Розенцвейга. Опросник стиля преодоления конфликтов К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришина) для диагностики предрасположенности к пяти основным стилям поведения в конфликтной ситуации. Использования опросника для формирования работоспособной команды. Методика «Неадекватная визуальная самоподача» Е.А. Петровой, А.В. Романовой для диагностики влияния неадекватности визуальной са- моподачи на конфликтность субъекта общения. Применения Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г.Мюррея и Рисованного апперцептивного теста (РАТ) Л.Н. Собчик для выявления особенностей внутреннего конфликта личности. Ценностные конфликты. Методика Е.Б. Фанталовой для диагностики внутренних конфликтов.
Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой Сферы личности Самосознание как объект психодиагностики. Проблема социальной желательности. Сложность строения Я-концепции человека. Самоотноше- ние и самооценка, их активная защита личностью. Шкала Я-концепции Теннеси. Шкала детской Я концепции Пирса-Харриса. Шкала самоуважения М. Розенберга. Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда. Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга, Р. Циллера, Р. Хендерсона. Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоот- ношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Шкалы МИС: Откры- тость – Закрытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное са- моотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внут- ренняя конфликтность, Самообвинение. Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотно- шения. Опросник Г.Н. Казанцевой по самооценке школьников. Диагностика самооценки А.С. Будасси (1971), в которой интеграль- ный показатель отражает степень соответствия представлений о своем «идеальном» и «реальном» Я, содержит методологическую ошибку. Само- оценка отражает только представление о реальном Я. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуа- ции фрустрации в возрасте 9-18 лет. Методика управляемой проекции для оценки эмоционально- ценностного отношения к себе. Методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация) Н.Л. Белопольской. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева как адаптация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В.Франкла. Определе- ние составляющих смысла жизни человека: цели в жизни, процесса жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни), результативности жиз- ни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля – Я (Я – хозяин жизни), локус контроля – жизнь (управляемость жизнью). Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека. Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления ие- рархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина для диагностики 8 жизненных целей (терминальных ценностей) и значимости 5-ти жизнен- ных сфер. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Кар- пушиной для оценки жизненных ценностей личности в различных жизнен- ных сферах и определения, их направленности. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция са- моактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросник личностных ориен- таций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации. Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительных шкал). Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал). Опросник личностной ориентации (ЛиО).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |