Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии



2015-11-11 1693 Обсуждений (0)
Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормализация моторики органов артикуляции

Пассивная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

три варианта: пассивно, пассивно-активно, активно.

l Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет движений. В этом случае логопед руками или зондами воссоздает артикуляционные позы и движения. Пассивные движения, вызывая сокращение мышц и создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему будущего собственного движения.

l Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии:

l Первая стадия – вход в артикуляционную позу (экскурсия);

l Вторая стадия – фиксация артикуляционного уклада (выдержка);

l Третья стадия – выход из артикуляционного уклада (рекурсия).

l Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезий, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцы– антагонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение. После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план, то есть без механической помощи.

 

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для мимических мышц и губ

l 1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка.

l 2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу.

l 3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Логопед двумя пальцами выполняет эти движения.

l 4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.

l 5. Наморщить нос, лоб.

l 6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Логопед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка.

l 7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю.

l Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.

 

Пассивная артикуляционная гимнастика

Для нижней челюсти:

l 1. Логопед располагает пальцы своей руки на подбородок и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет.

l 2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.

l Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.

Для языка:

l 1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.

Шпателем удержать язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижать к нижней губе, удерживая язык широким.

Активная артикуляционная гимнастика

l Для перехода к активной гимнастике необходимо знакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображения в зеркале.

l Логопед или родитель предлагает закрыть ребенку глаза. Ребенок должен угадать, к какому органу логопед дотронулся шпателем.

 

 

Активная артикуляционная гимнастика

Активная гимнастика - система артикуляционных упражнений , выполняемых по инструкции логопеда.

 

Цель активной гимнастики:

-1. Улучшить качество артикуляционных движений,

-2. Выработать тонкие дифференцированные движения,

-3. Сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений.

-4. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.

Рекомендуют артикуляционную гимнастику проводить с сопротивлением, с нагрузкой:

1.Ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует, удерживая углы губ;

2. ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ;

Ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения.

 

Артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех движений, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции

1. «Забор 11. «Цокает лошадь».

2. «Окно». 12. «Молоток»

13. «Дятел» 14. «Пулемет

3.«Мост» 15-а. «Холодный ветер» 15-б. «Комар» 4.

4.«Парус»

Трубочка»

Чередование

«Забор» – «Трубочка» 16-а. «Пароход». 1 вариант

7. «Лопата» 16-б. 2 вариант: «Пароход» 17. «Пароход гудит».

Лопата копает»

9. «Вкусное варенье» 18. «Маляр» 19. «Качели» 20. «Фокус 8.

А. «Теплый ветер»

10-б. «Жук».

 

Двадцать артикуляционных упражнений
с функциональной нагрузкой*

Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии.

 

*Е.Ф. Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
стёртой дизартрии у детей. – М: АСТ: Астрель, 2008.

 

 

Упражнение 1. «Забор»

l Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

l Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

«Забор»

 

 

Упражнение 2. «Окно»

l Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

«Окно»

 

Упражнение 3. «Мост»

l Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост»

Упражнение 4. «Парус»

l Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], л].

l Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

 

Упражнение 5. «Трубочка»

l Цель: выработать активность и подвижность губ.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

 

Упражнение 6. Чередование:«Забор» — «Трубочка»

l Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

l Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

 

Упражнение 7. «Лопата»

l Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

l Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

 

 

Упражнение 8.«Лопата копает»

l Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

l Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.

 

Упражнение 9.«Вкусное варенье»

l Цель: сформировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

l Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе.



2015-11-11 1693 Обсуждений (0)
Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кинезитерапия в структуре индивидуальных коррекционных занятий при устранении дизартрии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)