Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне



2015-11-11 2190 Обсуждений (0)
Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне 4.75 из 5.00 4 оценки




Исполнительная власть— это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществле­ние внутренней и внешней политики государства.

Ис­полнительную власть возглавляет и осуществляет прави­тельство —- центральный орган государственного управле­ния. Правительство (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Ми­нистров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председа­тель), а в отдельных странах — глава государства.

Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правитель­ство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответ­ственно перед Парламентом, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом (ст. 106 Конституции Респуб­лики Беларусь).

В Республике Беларусь Правительство формирует Прези­дент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премь­ер-министра. Президент не руководствуется принципом пар­тийной принадлежности при подборе правительства и его главы. Совет министров Республики Беларусь состоит из премь­ер-министра, четырех его заместителей (один из них — пер­вый), функции которых специализированы по руководству определенными сферами деятельности (социальная сфера, наука, экономика, промышленность, строительство, транс­порт, энергетика, торговля, АПК), 24 министров и 12 предсе­дателей госкомитетов. Министры и председатели госкомите­тов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества.

Следует знать, что исполнительная власть обеспечивает исполнение Кон­ституции, законов Парламента и Декретов, Указов, директив и распоряжений Президента. В компетенцию Прави­тельства входят разработка основных направлений внутрен­ней и внешней политики и их реализация, разработка про­екта госбюджета и предоставление отчета об его исполнении, обеспечение проведения единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономи­ческой, финансовой, кредитной, социальной, духовной и др.), принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защита интересов государства, обеспечение его националь­ной безопасности и обороноспособности. Правительство об­ладает конституционным правом законодательной инициа­тивы, принятия собственных политических решений и под­законных актов, правом на легитимное принуждение.

Основные функции Правительства:

- руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления и других органов исполнитель­ной власти;

- разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и принятие мер по их реализации;

- проведение единой государственной политики;

- разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении;

- принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью;

- организация управления государственной собственнос­тью (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

На региональном уровне исполнительно-распорядитель­ные функции выполняют областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.

К Контрольно-надзорным государственным органам относятся органы прокуратуры и Комитет государ­ственного контроля. Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют органы про­куратуры: Прокуратура Республики Беларусь, областные, го­родские, районные, специализированные (транспортная, во­енная).

Местное управление и самоуправление. Местная власть является воплощением территориально­го разграничения и внутреннего разделения власти. Территориальными границами местной власти являются отдельные поселения (округа, графства, города, общины, по­селки, районы, области), где компактно проживают город­ские и сельские жители. Европейская хартия «О местном самоуправлении», при­нятая Советом Европы в 1990 г., подчеркивает, что местное самоуправление — одна из форм народовластия, необходи­мый институт гражданского общества, критерий демокра­тичности государства, важный способ привлечения граждан к прямому участию в управлении. Государство не может опираться только на власть.

Экономической основой органов местного самоуправле­ния является муниципальная (местная) собственность, мест­ный бюджет, местные налоги и сборы, социальной — сред­ний класс. Местное самоуправление предполагает формиро­вание органов власти из непрофессиональных управленцев. В Республике Беларусь местная власть представляет единство трех властей: представитель­ной, исполнительной и распорядительной, которые имеют такие же полномочия, как и Парламент, и Правительство, и Администрация, но только в пределах подведомственной им территории.

Местное управление и самоуправление вРеспублике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы террито­риального общественного самоуправления, местные референ­думы, собрания и другие формы прямого участия в государ­ственных и общественных делах (ст. 117 Конституции Респуб­лики Беларусь).

Система местного управления: областные, районные, го­родские, поселковые, сельские исполкомы. Руководители местных исполнительных и распорядитель­ных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь и утверждаются в должности соответствующими Советами депутатов (ст. 55 Конституции Республики Беларусь).

Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, 14 отделов, комис­сии — административная, наблюдательная, по делам несовер­шеннолетних. Акты органов местного управления: решения, распоряже­ния, приказы.

Представительная власть на местах реализуется посред­ством органов общественного самоуправления(Советов депутатов, других органов территориального общественного самоуправления, создаваемых на основе добровольного воле­изъявления граждан), а также через местные референдумы, собрания жителей и другие формы непосредственного участия граждан в государственных и общественных делах. Органы территориального общественного самоуправленияиз­бираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения.

Всего в республике функционирует 43 758 органов терри­ториального общественного самоуправления, в том числе 1581 местный Совет с 22 639 депутатами. В них представле­ны различные слои населения.

Советы депутатов избираются гражданами сроком на 4 года, являются государственными органами, юридически­ми лицами, основой народовластия, в пределах своей компе­тенции независимы и свободны в принятии тех или иных ре­шений. В республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный (сельские и поселко­вые, городские (городов районного подчинения) Советы); ба­зовый (районные, городские (городов областного подчине­ния), Минский городской, Советы); областной (областные и Минский городской Советы).

Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяется за­конодательством. В статье 121 Конституции Республики Беларусь закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатовпредставительных органов, избираемых гражданами: утверждение программ экономического и соци­ального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполне­нии; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в рамках, установленных законом, поряд­ка управления и распоряжения коммунальной собственнос­тью; назначение местных референдумов.

Местное управлениеосуществляется через исполни­тельные и распорядительные органы: исполкомы и адми­нистрации. Структуре органов управления свойственен вер­тикальный характер построения снизу доверху, региональ­ная власть иерархически зависит от центральной. Вертикаль исполнительной власти функционирует по принципу: рес­публика — область — район — город (поселок, село) и вклю­чает в себя Правительство и 1596 областных, районных, го­родских, поселковых, сельских исполкомов.

В систему распорядительных органов власти входят мест­ные администрации, созданные на территории районов в го­родах, где не избираются районные Советы депутатов. Рас­порядительные органы местной власти подчинены системе президентской вертикали: Президент — Администрация Пре­зидента — областная администрация — районная (город­ская) администрация. Руководители местных исполнитель­ных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом и утверждаются в долж­ности соответствующими местными Советами депутатов. Решение Советов, исполнительных и распорядительных органов обязательны для исполнения на подведомственной им территории. В своей деятельности они подотчетны, ответ­ственны и подконтрольны вышестоящим инстанциям, а так­же гражданам, проживающим на соответствующей террито­рии. Актуальная задача для местных органов власти — обес­печение устойчивого и комплексного развития регионов.

Судебная власть

Судебная властьсистема полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных пра­вовых актов. Судебная власть— средство, связы­вающее государственную власть в единое целое.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением Конститу­ции и других законов гражданами, физическими и юриди­ческими лицами, самой законодательной и исполнительной властью, Президентом.

В компетенцию судебной власти входят охрана и защита прав и свобод граждан от посягательств со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан; осуществле­ние правосудия. Суд рассматривает на основе права и от име­ни государства конкретные уголовные, гражданские, адми­нистративные и иные дела, а также дает заключения о соот­ветствии Конституции и праву законов и действий государ­ственных органов. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствие с ней иных норма­тивных актов. Судебные постановления являются обязатель­ными для всех граждан и должностных лиц. Судебная власть, как и любая иная,исходит от народа.

Структура судебных органов Республики Беларусь:Конституционный Суд Республики Беларусь, общие суды (Верховный суд Республики Беларусь, областные, городские, районные, военные суды); хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и Минский городской хозяйственные суды).

Судьи назначаются на должность представительными органами. Все судьи и председатели Верховного Суда, Выс­шего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с со­гласия Совета Республики и освобождаются от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

Судьи при осуществлении правосудия независимы, под­чиняются только закону, лично неприкосновенны, должны иметь специальное образование, опыт работы, соответство­вать предъявленным требованиям.

Контроль конституционности нормативных актов в госу­дарстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется на паритетной основе из 12 судей: 6 из них назначает Президент, 6 избираются Советом Республики. Председатель су­да назначается из числа судей Президентом с согласия Сове­та Республики. Срок полномочий судей — 11 лет. (Конституция Республики Беларусь, ст.109-116).

Особую актуальность на современном этапе приобретает обоснование необходимости рационального сочетания инте­ресов, личности и государства, достижение высокого уровня правосознания общества и личности, воспитание у граждан уважения к действующему законодательству.

Тема 3.Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире

3.1.Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса.

3.2.Институты представительства интересов и обеспечения связей между центрами принятия политических решений и гражданским обществом.

3.3. Политические партии и общественные организации в Республике Беларусь. Типология и сравнительный анализ партийных систем.

3.4.Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права.

3.5.Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение. Абсентеизм.

 



2015-11-11 2190 Обсуждений (0)
Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)