Монгуш А.В., 4 курс ЭФ
Научный руководитель – Маркова Г.И., старший преподаватель кафедры бухгалтеркого учета, анализа и аудита Проблема нарастания неплатежей является актуальной и достаточно острой. Финансовый кризис привел к резкому снижению ликвидности и платежеспособности предприятия. Все больше компаний сталкивается с необходимостью принятия быстрых антикризисных решений по выводу из долгового кризиса, финансовому оздоровлению и избежанию банкротства. Указанные обстоятельства обусловили выбор данной актуальной темы исследования. Целью данной работы является исследование становления института банкротства. Институт банкротства прошел длительный путь развития и окончательно сформировался к середине XX в. Зарождение института банкротства было обусловлено развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. Тогда невозврат долгов был связан с опасностью лишиться свободы и даже жизни, не говоря уже о захвате имущества должника, что вполне характерно для рабовладельческих производственных отношений. В древнейшем памятнике правовой культуры – Римских Законах XII таблиц – было закреплено право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств. Согласно этому закону неудовлетворенные кредиторы имели право разрубить на части несостоятельного должника. Слово «банкрот» (от итал. banco – скамья, rotta – сломанная) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных. В Древней Руси зачатки конкурсных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Судебниках XV–XVI вв., Соборном Уложении 1649 г. Так, в Русской Правде было установлено, что должника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить. Там же определялась очередность погашения долгов: князю, иногородним и иностранным кредиторам, остальным. Русская Правда закрепила дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Несостоятельность могла быть: безвинной – потери не зависели от воли должника; злостной – вследствие пьянства, пари и т.п.; особо злостной – должник бежал от уплаты долгов в другое государство. В первом случае должнику предоставлялась рассрочка в выплате долгов, во втором рассрочка могла быть дана только с согласия кредиторов, в третьем случае должник подлежал либо передаче в рабство кредитору, либо продаже на торгах. Этот порядок весьма близок к римскому праву. Первые законы, регулирующие конкурсные отношения, в России появились гораздо позже, чем в других европейских странах. Наиболее интенсивно институт банкротства начинает развиваться с XVIII в., что связано с ростом капиталистических отношений после реформ Петра I. К 1740 г. было составлено несколько проектов Устава о банкротах, один из которых – Проект Президента коммерц-коллегии барона Менгдена, принятый и окончательно утвержденный 15 декабря 1740 г. В 1832 г. в России был принят Устав о торговой несостоятельности, который действовал до 1917 г. Этот Устав состоял из девяти глав, включающих 138 статей, вводился в действие без обратной силы и применялся только к случаям несостоятельности лиц, осуществляющих торговлю. Особое внимание в Уставе уделялось статусу торгового предприятия должника. Постепенно законодательство всех стран качественно меняло свои установки, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат. Предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но сохранив жизнь и здоровье, мог начать новое предпринимательское дело с учетом накопленного им опыта. Федеральным законом № 296-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Со временем, наряду с физическими лицами, участниками торгового оборота все активнее становились юридические лица, которым в настоящее время принадлежит основная роль в коммерческом обороте. Деятельность многих организаций (градообразующих, финансовых, стратегических, субъектов естественных монополий, транснациональных и т.п.) влияет на экономические интересы не только определенных кредиторов, но также регионов, государства и мировой экономики в целом. В этих условиях целью законодательства о банкротстве становится не только зашита интересов кредиторов, но и решение макроэкономических задач, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого общества. Таким образом, помимо процедуры конкурсного производства, значительное место в современной судебной практике занимают восстановительные процедуры, включая финансовое оздоровление и внешнее управление имуществом должника. В настоящее время основная задача института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие: 1. Расширился перечень случаев, когда руководитель должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке. 2. Введены новые основания для оспаривания сделок должника, заключенных до подачи заявления о признании должника банкротом. 3. Установлена ответственность «контролирующих должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника. 4. Предусматривается создание единого федерального реестра сведений о банкротстве. 5. Запрет на взыскание на заложенное имущество в судебном порядке с даты введения наблюдения. 6. С 2009-го года кредиторы получили право на обращение в арбитражный суд с даты вступления в силу решения суда по денежному взысканию (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Как видим, законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе их неплатежеспособности. Руководство предприятия, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |