Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комбинирование упражнений в ходе учебного процесса



2015-11-20 632 Обсуждений (0)
Комбинирование упражнений в ходе учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективность предложенной системы упражнений в значительной степени зависит от того, насколько умело и

логично описанные упражнения будут комбинироваться в ходе учебного процесса. Поэтому представляется целесообразным посвятить отдельный параграф изложению оптимальных вариантов комбинирования упражнений в ходе учебных циклов и на отдельных занятиях, хотя при описании упражнений уже рассматривались этапы их выполнения.

В ходе подготовительного цикла выполняется 9 упражнений. Разумеется, выносить все 9 упражнений на каждое учебное занятие не имеет смысла. Необходимо определить внутри подготовительного цикла отдельные этапы для выполнения каждого упражнения, В основу определения этапов можно положить целевое назначение каждого упражнения и степень трудности его выполнения. Расположение этапа выполнения каждого упражнения внутри подготовительного цикла целесообразно определять исходя из решаемых им целей: в начале цикла выполняются упражнения, развивающие самые общие психические качества обучаемых, затем следуют упражнения, направленные на отработку переводческих навыков и умений, с усилением профессиональной направленности учебной работы (подготовительные упражнения и решаемые ими учебные цели представлены в табл. 7). Продолжительность каждого этапа определяется в зависимости от сложности упражнения и важности формируемых качеств. Общим критерием для всего цикла является постепенное наращивание учебных трудностей за счет их комбинирования.

Таблица 7

№ пo пор. Упражнение Цель упражнения
1 Расположение в кабине, включение и проверка аппаратуры   Формирование навыков правильного расположения и поведения в кабине, включения, проверки и выключения аппаратуры
Говорение в микрофон Формирование навыков пользова-ния микрофоном. Привыкание к условиям произнесения текста в микрофон
Прослушивание исходного текста Привыкание к условиям восприятия исходного текста в кабине. Развитие перцептивных и мнемических способностей
Повторение исходного текста   Формирование первичных умений совмещения во времени слушания и говорения. Дальнейшее развитие перцептивных и мнемических способностей и скорости реакции
Повторение исходного текста с заданным отставанием Формирование первичных умений и навыков сегментации исходного текста на единицы ориентирования. Продолжение формирования первичных умений и навыков совмещения слушания и говорения. Дальнейшее развитие перцептивных и мнемических способностей
Совмещение слушания одного текста и произнесения другого Формирование механизма синхронизации, регулирующего протекание процессов слушания и говорения разными уровнями осознавания. Формирование устойчивости к умственным перегрузкам. Дальнейшее развитие перцептивных и мнемических способностей
Упражнение на закрепление лексических и синтаксических эквивалентов Формирование навыков и умений поиска и выбора переводческих решений. Формирование умений совмещения слушания, поиска переводческих решений и говорения. Формирование умений скоростного перевода
Упражнение на речевую компрессию Формирование умений и навыков выбора кратчайших по объему вариантов перевода. Дальнейшее формирование умений и навыков совмещения слушания, поиска переводческих решений и говорения. Развитие навыков скоростного перевода
Перевод с листа Закрепление лексических и синтаксических эквивалентов. Развитие навыков речевой компрессии. Повышение степени автоматизированности навыков поиска и выбора переводческих решений. Подготовка к синхронному переводу на слух

Можно предложить следующий вариант комбинирования упражнений на занятиях подготовительного цикла.

На первом занятии обучаемые знакомятся с кабиной синхронного переводчика, учатся включать, проверять и выключать аппаратуру, изучают правила поведения в кабине и отрабатывают правильную позу. Затем проводятся 2--3 сеанса упражнения «говорение в микрофон» (все обучаемые выполняют упражнение одновременно) с фиксацией речи на магнитной ленте и разбором. В конце занятия проводятся 2--3 сеанса упражнения примерно той же степени трудности -- «прослушивание исходного текста».

На втором занятии на правильное размещение в кабине требуется меньше времени. Два других упражнения выполняются по 2 сеанса каждое, и вводится упражнение «повторение исходного текста», содержащее дополнительную по сравнению с предыдущими упражнениями трудность: совмещение во времени слушания и говорения. Выполняются 2--3 сеанса данного упражнения.

На третьем занятий выполняются те же упражнения, но время, отводимое на самые первые упражнения, сокращается. За счет освободившегося времени вводится упражнение «повторение исходного текста с заданным отставанием». Это упражнение означает нарастание трудностей еще на одну ступень: добавление операций по сегментации исходного текста.

Па четьертом занятии снимаются упражнения «прослушивание исходного текста» и «повторение исходного текста». Что касается «расположения в кабине...», то преподаватель лишь контролирует правильность поведения обучаемых. Из ранее введенных упражнений остаются «говорение в микрофон» и «повторение исходного текста с заданным отставанием». К ним добавляется упражнение «совмещение слушания одного текста и произнесения другого». Оно тоже вводит одну дополнительную трудность: произнесение текста, отличного от того, который воспринимается.

На пятом занятии снимается упражнение «говорение в микрофон» и вводится «упражнение на закрепление лексических и синтаксических эквивалентов». В своем первоначальном виде это упражнение не наращивает трудностей, однако впоследствии, с переходом к работе на уровне предложений, оно выходит на тот же уровень трудно-

ста, что и «совмещение слушания одного текста и произнесения другого».

На шестом занятии остаются упражнение «совмещение слушания одного текста и произнесения другого» и «упражнение на закрепление лексических и синтаксических эквивалентов». К ним присоединяется «упражнение на речевую компрессию», которое содержит еще одну дополнительную трудность: поиск и выбор переводческих решений в зависимости от конкретных условий (при необходимости сокращения сообщения).

На седьмом занятии к указанным упражнениям присоединяется «перевод с листа», который при скоростном выполнении тоже предполагает наращивание трудностей. На последнем, восьмом, занятии подготовительного цикла набор упражнений остается прежним.

Следует отметить, что каждое упражнение существенно усложняется от занятия к занятию и предъявляет новые, повышенные требования к обучаемым.

«Упражнение на закрепление эквивалентов», «упражнение на речевую компрессию» и «перевод с листа» выполняются и в ходе тренировочного цикла, обеспечивая достижение поставленных учебных целей.

В ходе тренировочного цикла принципы комбинирования упражнений остаются аналогичными.

Тренировочные упражнения также вводятся постепенно. Сначала вводится синхронное чтение заранее переведенного текста. Затем, в середине его этапа (после 4--5 занятий цикла), когда вводятся вставки и купюры в текст речи оратора, начинается освоение синхронного перевода с листа с предварительной подготовкой. Еще после 4--5 занятий «синхронное чтение...» снимается, тексты для перевода с листа с предварительной подготовкой насыщаются вставками, правкой и купюрами и вводится синхронный перевод с листа без подготовки. Наконец, еще через 4--5 занятий, после снятия перевода с листа с предварительной подготовкой, упражнение «синхронный перевод с листа без предварительной подготовки» усложняется настолько, что становится близок к «синхронному переводу на слух». Одновременно вводится «синхронный перевод на слух». В это время в выполнении подготовительных упражнений на закрепление эквивалентов и на речевую компрессию делается переход к сверхфразовым единствам.

Таблица 8

Вариант комбинирования упражнений на занятиях подготовительною и тренировочного циклов

Еще через 4--5 занятий в основном остается одно упражнение-- синхронный перевод на слух. К этому времени оно начинает выполняться на текстах, имеющих естественное оформление, без увеличения пауз между фразами. На одном и том же занятии сначала выполняются два-три подготовительных упражнения, а затем несколько (3--5) сеансов данного тренировочного упражнения.

Пример комбинирования упражнений на занятиях подготовительного и тренировочного циклов приведен в табл. 8.



2015-11-20 632 Обсуждений (0)
Комбинирование упражнений в ходе учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комбинирование упражнений в ходе учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)