ТЕМА 7. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
7.1 Сущность и методологические основы планирования ВЭД предприятия Выход предприятия на внешние рынки и успех оперирования на них зависят от эффективной организации стратегического планирования на предприятии. При этом планирование деятельности фирмы следует рассматривать: а) как средство реализации общей идеологии фирмы, ее миссии и целей; б) как одну из функций менеджмента, предполагающую предвидение и принятие мер по управлению реализацией решений в той или иной сфере. Соответственно, планирование ВЭД-это набор действий и решений, предпринятых руководством фирмы (предприятия, организации), которые обеспечивают достижение целей компании средствами ВЭД на длительную перспективу. Принципы планирования ВЭД: 1. Принцип единства(холизма), предполагающий ,что планирование ВЭД должно иметь системный характер, т.е. быть представлено совокупностью взаимных элементов, взаимодействие между которыми подчинено общей цели; 2. Принцип участия, означающий ,что в процесс планирования ВЭД должны вовлекаться все службы и специалисты предприятия, кого он непосредственно затрагивает; 3. Принцип непрерывности и гибкости планирования, находящий отражение, в осуществлении постоянного мониторинга происходящих в результате реализации планов изменений и маневрировании и корректировки планов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств; 4. Принцип точности, предусматривающий конкретизацию и детализацию в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы. Процесс планирования ВЭД заключается в решении задач, вязанных с выбором альтернативных действий: · По разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических; · По оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.); · По анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутренних рынках; · По определению стратегии на перспективу и разработке программ. На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка стратегии. Стратегия компании - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей. Формирование стратегии включает в себя три этапа: 1. Формирование общей рыночной стратегии компании, т.е. модели поведения фирмы в той или иной конкурентной рыночной ситуации. В данном случае речь идет о стратегии выбора рынков и конкуренции на них. Таким образом, на начальном этапе планирования необходим анализ и оценка внешней деловой среды по ряду факторов: конъюнктурным, научно-техническим, общеэкономическим, социальным и политическим. При выработке общей стратегии могут быть использованы методы конкурентного анализа М. Портера, портфельная модель Бостонской консультационной группы, модель «рынок-продукт». 2. На базе применения указанных моделей и обоснования условий развития деловой внешней среды далее оценивается готовность предприятия для вступления в международный бизнес и выбирается конкретная деловая стратегия: - Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка; - Стратегия роста -увеличение компании через проникновение и захват новых рынков; - Стратегия сокращения -может быть реализована на основе отказа от какого-то нерентабельного направления бизнеса; - Стратегия выживания и адаптации -предполагает приспособление компании к требованиям мировой среды, в т.ч. За счет внедрения политики управления качеством, рисками, изменениями политики ценообразования, применение эффективных маркетинговых инструментов и т.п. 3. Определение функциональных стратегий фирмы, т.е. комплекса мероприятий определенных подразделений компании, которые могут развиваться как: - Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. В данном случае предприятие может вводить защитные меры, эмитировать поведение конкурентов, занять выжидательную позицию. - Наступательные стратегии включают: активные НИОКР, ориентированные на маркетинг, стратегии слияния, приобретение и, как правило, требуют крупных инвестиций. - Одновременно, при разработке каждой из разновидностей стратегий, фирма должна учитывать объективные ограничения, к которым относятся: 1. Уровень наличных финансовых ресурсов; 2. Размер приемлемого риска; 3. Потенциальные навыки и способности; 4. Отношения в рамках коммуникаций фирмы; 5. Противодействия конкурентов. Таким образом, стратегическое планирование деятельности компании во внешнеэкономическом пространстве, с одной стороны, основывается на уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка; · продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса; · обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации; · минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга; · повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств; · повышения эффективности вложения капитала, прежде всего в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений; · переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом; · выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство. При этом экономические интересы предприятия формируются в соответствии с законодательно закрепленными принципами осуществления ВЭД: с одной стороны, предприятия самостоятельны в принятии своих решений по выходу на внешние рынки,
Рис. 2. Схема процесса целеполагания во внешнеэкономической деятельности предприятия выбору организационно-правовой формы, партнеров, определении цен и объемов поставок, а с другой – их ВЭД должна учитывать требования национальной экономической безопасности страны. Экономическая безопасность в соответствии с Государственной стратегией национальной экономической безопасности РФ, принятой в 1996 г., – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. К экономическим интересам государства, которые реализуются посредством ВЭД предпринимательских структур в соответствии с указанным документом, относятся: · эффективная реализация преимуществ международного разделения труда (МРТ); · устойчивость развития страны в условиях равноправной интеграции в мирохозяйственные связи; · недопущения критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ жизненно важных вопросах экономического сотрудничества. Сопоставление интересов государства и предпринимательских структур в сфере ВЭД свидетельствует об их несовпадении. В результате реализуемые в рыночных условиях гражданско-правовые и имущественные отношения равноправных партнеров по бизнесу из разных стран нередко оказываются подчиненными административно-правовым отношениям, публичным нормам, формируемым государственными органами власти, что толкает предприятия – участники ВЭД искать нелегальные каналы ее реализации.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1753)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |