Основные требования и методические рекомендации
Введение
Методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным образовательным стандартом и учебными планами экономических и юридических факультетов отделения заочного обучения Кубанского государственного аграрного университета.
Цели и задачи курса «Микроэкономика»
Экономические знания являются обязательной составляющей профессиональной подготовки студентов ВУЗов. В системе подготовки специалистов всех профессиональных направлений «Экономика» играет роль мировоззренческой дисциплины, способствует росту общеобразовательного и культурного уровня будущих специалистов. Экономика служит методологической основой изучений конкретных экономических дисциплин. В процессе изучения курса «Экономики» студенты должны: - получить знания о предмете экономики, общих закономерностях экономической организации общества, механизме функционирования производителей и потребителей на рынке, организационных формах предпринимательской деятельности, рынках ресурсов и распределении доходов; проблемах национальной экономики в целом, экономической роли государства и основных инструментах стабилизации экономики, междуна-родных аспектах экономики, закономерностях переходной экономики; - уметь объяснять причины проходящих экономических явлений и процессов, анализировать состояние и динамику национальной экономики; - приобрести практические навыки определения макроэкономических показателей, анализа экономических издержек и прибыли фирм, применения методов научного анализа (графического, математического и других) при изучении экономических явлений и процессов. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) Общекультурные (ОК): -владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); -быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); б) Профессиональные компетенции (ПК): - быть способным собрать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); -быть способным на основе типовых методик и действующей нормативов правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); -быть способным осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); -быть способным использовать отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); -быть способным преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методический материал (ПК-14); -быть способным принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
Основные требования и методические рекомендации
Контрольная работа является важной формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Она служит допуском к экзамену. Выполнение студентами контрольных работ позволяют преподавателю дать предварительную оценку степени усвоения ими учебного материала по данной дисциплине. Контрольная работа состоит из теоретического задания, практического задания (тестовых заданий и задач), одного интерактивного задания. Варианты заданий контрольной работы выбирается в соответствии с последними тремя цифрами номера зачётной книжки студента. Исходя из этого, предлагается десять вариантов каждой части: от 0 до 9-го варианта включительно. Если, например, номер зачетной книжки заканчивается на «123», это значит, что студенту необходимо выполнить 1 вариант теоритической части, 2 вариант практической (три задания) и 3 вариант интерактивной части. Прежде, чем приступать к написанию контрольной работы, необходимо изучить теоретический материал, чтобы определить место излагаемых вопросов в структуре курса экономики, их логическую связь с другими темами. При изложении теоретических вопросов необходимо соблюдать логику изложения согласно составленному плану. Сделанные выводы должны быть аргументированы, т.е. подкреплены статистической и фактической информацией. Обязательно указывать литературные и иные источники, из которых эта информация взята. Список использованной литературы помещается в конце контрольной работы. Работа выполняется рукописно, разборчивым почерком. Объём контрольной работы 18-20 страниц школьной тетради. Нумерация страниц обязательна. Контрольная работа выполняется на основе использования рекомендованной литературы. Список рекомендуемой работы приводится после изложения вариантов контрольной работы. Это не исключает возможности использования другой дополнительной литературы, которая подбирается студентами самостоятельно. Список использованной литературы помещается в конце контрольной работы в алфавите авторов или названий источников, если не указан автор.
Варианты теоритической части Письменно изложите материал по темам приведенным в следующих вариантах: Вариант 0. Предмет и метод Микроэкономики. Альтернативные издержки, кривая производственных возможностей (КПВ). Перестройка и реформа в России в модели КПВ. Выбор экономической стратегии государства. Микроэкономическая система. Вариант 1. Функция спрос и функция предложение. Парадоксы спроса. Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. Взаимодействие спроса и предложения. Переход из неравновесного в равновесное состояние. Паутинообразная модель. Вариант 2. Эластичность спроса и предложения. Правила прямой эластичности спроса по цене. Влияние рекламы на линию спроса Перекрёстная эластичность спроса по цене. «Голландская болезнь» Взаимоотношения коэффициентов эластичности. Вариант 3. Теория индивидуального потребления. Количественный подход: теория предельной полезности. Второй закон Госсена. Решение парадокса А. Смита наоснове кривых MU.Порядковый подход определения полезности. Зависимость между МRS и MU. Бюджетное ограничение. Кривая цена-потребление (РСС) и построение кривой спроса Вариант 4. Фирма и теория производства. Природа фирмы. Производственная функция. Объёмы выпуска при замене факторов производства. Построение производственной функции с дискретным изменением переменного фактора. Длительный период с двумя переменными факторами: изокванты. Симметричность теорий потребления и производства. Вариант 5. Издержки производства. Альтернативные, частные и общественные. Кривые издержек в краткосрочном периоде издержки. Кривые общих издержек (ТС) и переменных издержек (VC). Кривые средних и предельных издержек. Соотношение между МР, АР, МС и AVC. Кривая LAC. Проблема неделимости. Кривая долгосрочных предельных издержек (LMC). Вариант 6. Анализ рыночной структуры. Переменные рыночных структур. Основные и неосновные типы рыночных структур. Максимизация прибыли и количество продавцов. Чистая (совершенная) конкуренция. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие. Точка закрытия и кривая предложения фирмы. Вход и выход идентичных производителей. Вариант 7. Чистая монополия. Факторы возникновения монополии. Цена и выпуск в условиях чистой монополии. Отсутствие кривой предложения монополиста. Максимизация долгосрочной прибыли. Двухэтапная оплата (двухставочные тарифы). Монопсония. Двусторонняя монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Теория Курно. Теория Штакельберга. Ценовая проблема олигополии: модель Бертраиа. Вариант 8. Рынок труда: микроуровень. Спрос фирмы на труд на совершенно конкурентном рынке (один переменный фактор). Спрос фирмы на труд при нескольких переменных факторах (спрос в долгосрочном периоде). Построение кривой предложения труда методом Л. Роббинс. Экономическая рента и трансфертный доход. Определение заработной платы на несовершенных рынках. Вариант 9. Рынки капитала и земли. Прибылсмаксимиаирующая занятость земли и капитала. Спрос на услуги (аренду) капитала. Предложение услуг (аренды) капитала. Спрос и предложение капитала для продажи. Определение рыночной процентной ставки. Возобновляемые и невоэобновляемыс ресурсы. Земельная рента и цена земли Варианты практической части. Вариант 0 1 Тема: Равновесие спроса и предложения 2 Тема: Эластичность спроса и предложения
3 Тема: Равновесие потребителя
Вариант 1 1 Тема: Равновесие производителя
2 Тема: Расчет издержек производства
3 Тема: Рынок капитала и процент Известно, что, вложив сейчас в некоторое предприятие 2 млн. ден. ед., гражданин намерен через три года получить 3 млн. ден. ед. Если оценивать его решение с учетом наличия ежегодной инфляции в 12%, то оно является целесообразным, поскольку реальная ставка доходности равна ___ %.
Вариант 2 1 Тема: Провалы рынка, внешние эффекты Известно, что функции спроса и предложения на рынке стирального порошка, производство и потребление которого вызывают отрицательный внешний эффект, представлены уравнениями: , где PD – цена спроса, ден. ед.,Q – величина спроса, тыс. шт., , где PS – цена предложения, ден. ед., Q – величина предложения, тыс. шт., MPC – предельные частные издержки,ден. ед.
Возможно 2 ответа. 2 Тема: Рынок капитала и процент
3 Тема: Рынок земли и рента
Вариант 3 1 Тема: Издержки и прибыль фирм
2 Тема: Монополия На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста:
3 Тема: Рынок труда Месячный оклад начальника отдела кадров фирмы составляет 18000 руб. В текущем месяце было 24 рабочих дня, размер премии из фонда материального поощрения в текущем месяце составил 25 % оклада. Работник отработал 20 рабочих дней (4 дня болел). Величина заработной платы за текущий месяц составила (без размера больничных) …
Вариант 4 1 Тема: Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, имеет функцию общих издержек: где – объем производства, в тыс. штук. Цена продукции составляет 320 рублей. Функция предельных издержек фирмы будет иметь вид _______, а объем производства, максимизирующий прибыль, будет равен …
Возможно 2 ответа. 2 Тема: Рынок земли Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 1 250 тыс. руб., годовая ставка банковского процента 8%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.
Деятельность некоторого предприятия может быть охарактеризована следующими данными: постоянные затраты – 40 тыс. руб., цена реализации единицы продукции – 80 руб., переменные затраты на единицу продукции – 55 руб., объем реализации – 800 ед. продукции. Согласно этим данным предприниматель получит …
Вариант 5 1 Тема: Производственные возможности общества и экономический выбор Экономика некоторой страны находится в точке Б на границе своих производственных возможностей, которые отражены в таблице:
2 Тема: Эластичность Известно, что при цене 55 руб. за бутылку лимонада объем продаж составляет 120 бутылок в неделю, а по цене 25 руб. – 980 бутылок. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на лимонад является _______, поскольку коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен …
3 Тема: Монополия На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста:
Вариант 6 1 Тема: Рынок труда
2 Тема: Излишек производителя и потребителя Функция спроса на товар имеет вид , где – объем спроса в месяц в штуках, – цена в рублях. Кривая предложения имеет вид: , где – месячный объем предложения. Равновесное количество товара составит ___ штук.
3 Тема: Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, имеет функцию общих издержек: где – объем производства, в тыс. штук. Цена продукции составляет 320 рублей. Функция предельных издержек фирмы будет иметь вид _______, а объем производства, максимизирующий прибыль, будет равен …
Возможно 2 ответа.
Вариант 7 1 Тема: Монополия
2 Тема: Рынок земли
3 Тема: Эластичность
Вариант 8 1 Тема: Монополия
2 Тема: Рынок труда
3 Тема: Производственные возможности общества и экономический выбор
Вариант 9 1 Тема: Рыночный механизм
2 Тема: Эластичность
3 Тема: Издержки и прибыль фирм
Варианты интерактивная части Вариант 0 В таблице представлены данные о зависимости объема спроса и объема предложения ежедневников от их цены: Значение коэффициента дуговой эластичности спроса на ежедневник при возрастании его цены с 10 до 20 рублей составит …
Вариант 1 В конкурентной отрасли действует 200 одинаковых фирм, каждая из которых имеет следующую функцию общих издержек: , где TC – величина общих издержек одной фирмы (ден. ед.), q – объем производства каждой фирмы (ед.). Исследование рынка показало, что продукция фирм данной отрасли однородна, объем производства на всех фирмах одинаков и цена равна предельным издержкам. Следовательно, функция предложения данной отрасли описывается уравнением Qs = _______, а сама отрасль является рынком _______ конкуренции.
Вариант 2 Рынок автомобильного бензина в Республике Фи характеризуется следующими функциями спроса и предложения: и где Qd – объем спроса (тыс. л), Qs – объем предложения (тыс. л), P – цена за 1 л (ден. ед.). До введения акцизного налога равновесный объем продаж бензина составлял _____ тыс. литров.
Вариант 3 В колумбийском городе Картахена производители и потребители кофе более чем из пятидесяти стран искали пути выхода из кризиса кофейною рынка. «Обе стороны наконец-то осознали, что кризис можно преодолеть только совместными усилиями, и готовы идти навстречу друг другу так оценил встречу исполнительный директор Международной организации кофе (ICO) Нестор Осорио. Кризис в мировой кофейной торговле длится уже несколько лет. Истоки его следует искать в отказе от системы квот, которые регулировали спрос и предложение на рынке кофе. В 1989 году на этой мере настояли Всемирный банк, МВФ, ВТО, которые стали продвигать идеи либерализации торговли и единой для всех экспортной политики. В результате темпы роста производства кофе значительно превысили темпы роста спроса. И доходы стран — экспортеров кофе снизились катастрофически если в конце 1980-х годов они получали 10-12 млрд долл. в год, то сейчас лишь 5 млрд. Доходы от экспорта кофе составляют заметную долю в ВВП развивающихся стран — производителей кофе: в Колумбии — 2%, в Сальвадоре — 2,5%, в Гватемале — 4,2%, в Никарагуа — 7,2%, в Гондурасе - | 8,2%. От кризиса на кофейном рынке пострадала экономика многих стран-производителей, и прежде всего смежные с производством кофе отрасли — торговля, транспорт, финансовая система. В ряде стран кофейный кризис вышел даже за «экономические» пределы: так, в Гватемале он вызвал политическую нестабильность, а в Эфиопии обернулся гуманитарным кризисом. На встрече в Картахене делегаты как раз и пытались найти действенные способы выхода из кризиса. Однако договориться так и не удалось. Евросоюз, на долю которого приходится 46% всего кофейного импорта отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минимальные цены на кофе. Разрешение конфликта, поело вам президента Европейской федерации кофе Йоппе Ванхорика, связано «не с вопросами цены, а с вопросами качества. Искусственные механизмы при такой ситуации будут лишь способствовать перепроизводству. Вопросы 1. Объясните, почему отмена квот привела к снижению доходов стран — экспортеров кофе, ведь, казалось бы, они могли беспрепятственно увеличивать поставки кофе на экспорт. 2. Какой вывод об эластичности спроса на кофе можно сделать, основываясь на данных, приведенных в статье? 3. Что такое фиксированная цена на товар? Всегда ли искусственные ценовые механизмы способствуют перепроизводству товара? Рассуждения проиллюстрируйте графически. 4. Почему, по вашему мнению, Евросоюз отказался поддержать предложение стран-экспортеров установить фиксированные минимальные цены на кофе? 5. Поясните понятия «выигрыш покупателей» и «выигрыш продавцов» и приведите графическую иллюстрацию. Проанализируйте, как изменились бы выигрыш покупателей и продавцов кофе, если бы были установлены минимальные фиксированные цены.
Вариант 4 Панзано, Италия — сотни поклонников знаменитых тосканских стейков толпились перед мясной лавкой Дарио Чеккини. На появление хозяина лавки толпа отреагировала одобрительным гулом — Чеккини объявил об открытии необычного аукциона. Лотами на нем были сочные куски сырой говядины на косточке. С 1 апреля сего года в большинстве европейских стран стейки фьюрентино попали в список продуктов, запрещенных к продаже, — так Европа пытается бороться против распространения губчатой энцефалопатии (BSE), более известной под названием «коровье бешенство». Медики полагают, что люди заболевают в результате употребления в пищу мяса больных животных. Из страха перед болезнью в Европе были забиты сотни тысяч голов рогатого скота. Участников аукциона, организованного Чеккини, ничуть не обеспокоило то, что куски мяса, выставленные на торги, были на косточках - по мнению специалистов, именно в костной ткани гнездится основное количество патогенных микробов, вызывающих заболевание. Не смущало их и то, что стейки были получены от мясоперерабатывающего комбината Cremonini, а первый в Италии случай BSE был зарегистрирован на одной из боен, принадлежащих именно этой компании. Несмотря ни на что, стейки весом до 2,5 кг, обычная цена которых не превышает 50 долл., на этом аукционе уходили за 5000 долл. Максимальную цену — 5000 долл. — за вожделенный и запретный кусок мяса заплатил ювелир из Флоренции Стефано Гушелли Брандимарте. —«Я знаю, что BSE — тяжелое заболевание, — говорит он, — и запрет на такие стейки, может быть, вполне обоснован. Но те, кто ест мясо, ничего не боятся и будут есть их всегда! Недавние страхи перед BSE, охватившие Европу, не слишком сильно умерили любовь европейцев к мясу. Поначалу, когда в октябре 2000 г. на континенте были обнаружены первые случаи коровьего бешенства, некоторые и впрямь вознамерились пересмотреть свои гастрономические привычки. Однако сейчас, поданным Еврокомиссии... потребление говядины снова начало расти. В апреле этого года потребление мяса на континенте было на 18% ниже, чем в апреле 2000 г., однако оно заметно выросло по сравнению с февралем, когда потребление говядины было на 28% меньше, чем в феврале 2000 г. По мнению производителей продуктов питания, к концу года спрос на говядину вернется к «допаническому» уровню. Европейцы любят мясо. В недавнем опросе, который проводился германским журналом для женщин, 63% опрошенных заявили, что вегетарианская кухня менее питательна, а около 30% опрошенных сказали, что их домашние обещали бойкотировать обеды без мяса. Попытки использовать страх людей перед BSE, чтобы протолкнуть на массовый рынок такие экзотические продукты, как мясо страуса, кенгуру или крокодила, успехом не увенчались. Вопросы 1. Нарисуйте карту кривых безразличия для товарного набора, состоящего из мяса и прочих продуктов, для европейцев. 2. Какие изменения претерпели предпочтения европейцев (которые следует отразить на карте кривых безразличия) в связи с угрозой заболевания и последующими событиями? 3. Каким образом будет выглядеть карта кривых безразличия для европейцев, если в набор включены говядина и другие виды мяса (страуса, кенгуру или крокодила)? 4. Как будет выглядеть карта кривых безразличия для итальянцев, участвовавших в аукционе, о котором идет речь в статье, по сравнению с предпочтениями прочих европейцев?
Вариант 5 На сегодняшний день «Пивоваренная компания «Балтика» является самым крупным в России производителем пива, входит в тройку самых крупных заводов Европы по выпуску пива на одной производственной площадок. Компания сейчас состоит из 5 производственных площадок (в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Туле) и 28 торговых представительств в крупнейших городах России, Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на рынках России имеет тенденцию к постоянному росту в течение прошедших двенадцати лет. В 2002 г. продукция «Балтики» уже составила 22% от всего объема пива, поставляемого на рынок России. «Балтика» работает по классической технологии пивоварения, оснащена современным оборудованием ведущих производителей пивоваренного оборудования из Германии, Бельгии, Дании и других стран. На «Балтике» используется только высококачественное сырье. Чтобы производить пиво европейского качества по цветности и по вкусовым качествам, приходится закупать импортное сырье. Применение самого лучшего солода, а также эффективного оборудования позволяет выпускать светлые сорта пива с очень низкой цветностью, что особо ценится в светлых сортах. Руководство компании «Балтика» убеждено, что приготовить качественное пиво можно только из качественного сырья. Поэтому поставщиками важнейших материалов для производства пи
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1723)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |