I. Общие данные об учащемся, условиях его воспитания и развития
Фамилия, имя, возраст. Общее физическое развитие и состояние здоровья. Темперамент, важнейшие черты характера, реакция на внешние воздействия. Влияние семейного воспитания и взаимоотношений с родителями на личностное формирование школьника, его поведение и отношение к различным сторонам педагогического воздействия школы. 40 Общая оценка потенциальных возможностей учащегося, оказывающих влияние на его личностное становление и, в частности, на его учебную деятельность. Прилежание, проявление волевых усилий, произвольность внимания, развитость мышления, воображения, памяти, способность к аналитико-синтетической деятельности и т.д. Уровень развитости или неразвитости отдельных из этих свойств и качеств. Культура организации учебно-познавательной деятельности, использование ее рациональных методов и приемов. Режим дня. Регулярность и самостоятельность выполнения домашних заданий. Соблюдение правил домашней учебной работы. Предложения по совершенствованию учебно-познавательной деятельности учащегося, вытекающие из данного анализа. Другие виды деятельности. Участие школьника в общественно полезной деятельности, производительном труде, художественно-эстетической, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе. Степень активности в указанных видах деятельности и ее влияние на гражданское, патриотическое, нравственное и художественно-эстетическое формирование. Участие в кружковой работе и других формах внеклассной деятельности. Развитие инициативы, активности, творческих способностей и задатков в системе внеурочной деятельности. Положительные стороны и недочеты в работе школьника во внеурочное время и предложения по ее более эффективному использованию в целях воспитания. V. Общение и особенности межличностных отношений учащегося в классе. Уровень развития коллектива класса и характер межличностного общения учащихся. Контакты и общение школьника в классе и их влияние на его поведение, деятельность и развитие. Участие и роль школьника в функционировании “малых групп” при их наличии в классе. Психологическое самочувствие учащегося в коллективе. Зависимость интеллектуального и эмоционально- нравственного развития учащегося от общения и контактов со сверстниками. Общение с классным руководителем и учителями, его характер и влияние на положение в классе. VI. Основные выводы и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы с учащимся по закреплению его положительных свойств и качеств, преодолению имеющихся недочетов и более эффективному личностному развитию.
Методические рекомендации по изучению учащегося и составлению психолого-педагогической характеристики 1. В процессе психолого-педагогического изучения учащегося студенту необходимо использовать весь комплекс диагностических методов и приемов выявления особенностей его поведения и деятельности, а также уровня развития и воспитанности (повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащегося в процессе учебных занятий и внеурочной работы; изучение школьной документации и продуктов деятельности школьника; индивидуальные диагностические беседы с учащимися; педагогический эксперимент; метод компетентных оценок; рейтинг, анкетирование и др.)[1]. 2. При характеристике особенностей деятельности и поведения учащегося необходимо не только опираться на тот фактический материал, который накоплен в процессе педагогической практики, но и указывать те конкретные методы, с помощью которых он добывался. 3. Все особенности развития и воспитания учащегося следует аргументировать конкретным материалом, который накапливался в процессе практики и который зафиксирован в дневнике студента. Без наличия такого фактического материала характеристика не может быть признана состоятельной. Вот почему при проверке характеристик необходимо сопоставлять их содержание с дневниковыми записями студентов по изучению учащегося. 4. В характеристике следует отражать ту учебно-воспитательную работу с учащимся, которую осуществлял практикант, а также результаты его усилий в этом направлении. Характеристика должна быть написана за 3-4 дня до окончания практики, просмотрена и завизирована классным руководителем и сдана для проверки групповому преподавателю кафедры психологии.. Психолого-педагогическая характеристика пишется в отдельной тетради. Титульный лист оформляется следующим образом: “Психолого-педагогическая характеристика учащегося (указывается фамилия и имя, класс, школа)”. Ниже: “Характеристику составил студент (факультета, специальности, курса, группы, фамилия, имя, отчество)”. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КЛАССА И НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ I. Общие данные о классе и уровне развития ученического коллектива. Время сформированное™ данного класса и произошедшие в нем изменения в количестве учащихся. Соотношение юношей и девушек, их возрастной состав, состояние здоровья, физическое раз- ВЙ1ИС и работоспособность. Влияние этих факторов на организацию разнообразной деятельности учащихся, связанной с функционированием и развитием коллектива. Состав учителей и его изменение со времени создания класса. Наиболее авторитетные и влиятельные из них и их конкретная роль в активизации различных сфер жизни класса и формирования коллектива. Характер межличностных отношений и особенности совместных устремлений учащихся. Общая оценка уровня развития коллектива (высокий, средний или низкий) к моменту написания психоло- го-педагогической характеристики и аргументации этой оценки конкретными примерами и фактами. II. Структура класса. Наличие актива класса, его состав. Общая характеристика деятельности актива. Наиболее авторитетные, инициативные и влиятельные активисты и их роль в организации деятельности и сплочения учащихся, а также в формировании психологического микроклимата в классе. Отношение учащихся к активу в целом и к отдельным активистам. Мотивация этих отношений. Проблема “лидерства” в классе. Наличие так называемых неформальных лидеров и условия, способствующие их появлению. Определение и аргументация их положительного или негативного влияния на класс. “Малые группы” в классе, состояние взаимоотношений между ними. Группы с положительной и отрицательной направленностью и их роль в формировании межличностных отношений учащихся в развитии коллектива класса. Количество изолированных (“отверженных”) учащихся, их положение и самочувствие в классе. Отношение к ним со стороны учителей и одноклассников. Причины их изолированности. Предложения по преодолению этой изолированности. III. Содержание и характер деятельности учащихся как средства воспитания и развития коллектива. Учебная деятельность. Качественный уровень учебно-познавательной деятельности учащихся и его влияние на характер их успеваемости. Динамика качества знаний и интеллектуального развития учащихся по мере их перехода в последующие классы. Роль учителей и классного руководителя, а также коллектива класса в организации и стимулировании учебной работы школьников. Наиболее способные и развитые в интеллектуальном отношении учащиеся, их положение и роль в деятельности коллектива класса. Содержание и формы учебно-воспитательной работы, практикуемые в классе с этой группой учащихся, и их эффективность. Наличие в классе менее успевающих учащихся, их положение в системе межличностных отношений и влияние на деятельность коллектива. Стимулирующие и выравнивающие занятия с этими учащимися. Основные тенденции в динамике качества учебной работы и успеваемости учащихся, которые сказываются на деятельности и развитии коллектива. Если эти тенденции проявляются в снижении успеваемости учащихся, определить меры по совершенствованию учебно-воспитательной работы. Внеурочная общественно полезная, трудовая, патриотическая, художественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность учащихся. Содержание этих видов дея тельности и характер участия в них как класса в целом, так и отдельных школьников. Использование различных форм и методов организации и стимулирования разнообразной внеурочной деятельности учащихся и удовлетворение их запросов. Роль внеурочной деятельности в развитии творческих задатков, способностей и интересов учащихся и используемые в этих целях формы ее организации. Функционирование кружков и научных обществ в школе и участие учащихся класса в их работе. Повышение роли разнообразной внеурочной деятельности учащихся в сплочении и развитии коллектива класса. Постановка близких, средних и более отдаленных целей и увлекательных перспектив в процессе организуемой деятельности. Обеспечение условий для переживания учащимися радости достигаемых успехов и стимулирование их к совместной работе, к формированию здорового психологического микроклимата и общественного мнения. Создание и сохранение положительных традиций коллективной жизни в процессе организуемой внеурочной деятельности. Укрепление межличностных отношений учащихся, преодоление конформизма (нивелировки личностных различий) и развитие индивидуального своеобразия каждого школьника в процессе совместной деятельности. Общая оценка содержания и качества внеурочной деятельности учащихся и влияние этой деятельности на формирование коллектива класса и развитие отдельных учащихся.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |