ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ
В СВЕТЕ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ Цель: закрепить знания о свойствах электролитов, развивать умение исследовать свойства веществ, анализировать результаты химического эксперимента, делать выводы, следующие из проведенных экспериментальных исследований. Оборудование: пробирки, рН-шкала, индикаторная бумага. Реактивы: железный гвоздь, медь, цинк; соляная кислота, карбонат кальция, растворы карбоната натрия, сульфата калия, гидроксида натрия, хлорида железа (III), хлорида бария, сульфата меди (II), хлорида натрия, нитрата серебра, серной кислоты, индикаторов. G Соблюдайте правила техники безопасности! Ход работы I. Изучение свойств кислот Задание 1. Взаимодействие кислот с металлами и солями 1. Исследуйте, с какими из предложенных веществ (медь, цинк, карбонат натрия, сульфат калия, нитрат серебра, хлорид бария – взаимодействует соляная кислота. Результаты исследований занесите в таблицу 1. Задание 2. Реакция нейтрализации 1. При помощи универсальной индикаторной бумаги определите рН в растворе серной кислоты (< 7 или >7). К раствору добавьте примерно такой же объем гидроксида натрия и определите рН еще раз. Как изменилась концентрация ионов водорода в растворе после добавления щелочи? ______________ Удалось ли вам нейтрализовать кислоту щелочью? ___________________________ Почему? _______________________________ Какое вещество осталось в избытке? _______ 2. Если в избытке осталась кислота, то попробуйте ее нейтрализовать такой же порцией щелочи и опять определите значение рН. 3. Заполните таблицу 2. 4. Сделайте вывод. __________________
II. Изучение свойств щелочей Задание 1. Взаимодействие щелочей с солями. 1. В пробирку налейте раствор гидроксида кальция объемом 1 – 2 см3. И прилейте к нему примерно такой же объем карбоната натрия. Заполните таблицу 3. Таблица 1
Таблица 2
2. Составьте уравнение реакции. Заполните таблицу 3. Задание 2. Взаимодействие щелочей с солями с образованием нерастворимых оснований. 1. В пробирку с раствором хлорида железа (III) по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия до появления признаков реакции. Наблюдения занесите в таблицу 3.
Вывод: ______________ III. Изучение свойств солей Задание. Взаимодействие солей со сложными веществами 1. Проведите химические реакции, позволяющие осадить катионы металла и анионы кислотного остатка, которые содержатся в растворе сульфата меди (II).
2. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Запишите в таблицу 3. 3. Сделайте вывод о свойствах щелочей как электролитов с учетом результатов выполнения заданий по изучению свойств кислот. Таблица 3
2. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. 3. Заполните таблицу 4. 4. Сделайте вывод с помощью каких реакций можно осадить катионы меди (II) и сульфат-анионы из раствора сульфата меди (II). _____________________
Практическая работа №3 «___» ____________________20___г.
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНАТЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «НЕМЕТАЛЛЫ» Цель:закрепить знания о свойствах неметаллов, развивать умение исследовать свойства веществ, анализировать результаты химического эксперимента, делать выводы, следующие из проведенных экспериментальных исследований. Оборудование: пробирки, спиртовка, держатель для пробирок. Реактивы: рН-шкала, универсальная индикаторная бумага; соляная кислота, сульфат натрия, карбонат натрия; растворы карбоната натрия, сульфата натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра, фенолфталеин.
G Соблюдайте правила техники безопасности!
Ход работы Задача 1 В пронумерованных пробирках находятся карбонат натрия и сульфат натрия. При помощи качественных реакций определите выданные вам вещества. Перед началом работы проверьте выданные вам соли на растворимость в воде. Затем проведите качественные реакции на ионы, находящиеся в растворе. Результаты исследований занесите в таблицу 1, указав признаки химических реакций. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Если реакция не возможна, в соответствующей графе поставьте прочерк.
Таблица 1
Задача 2 Проведите реакции, позволяющие доказать качественный состав серной кислоты. Исследуйте рН раствора. Составьте уравнения реакции определения сульфат-иона в растворе. Результаты исследований занесите в таблицу 2.
Задача 3 1) Нейтрализуйте выданный вам раствор гидроксида натрия раствором соляной кислоты (в присутствии индикатора фенолфталеина). Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде. Результаты занесите в таблицу 3.
2) Рассчитайте, хватит ли раствора соляной кислоты массой 60 г с массовой долей HCl 10% для нейтрализации гидроксида натрия в растворе 70 г с массойвой долей NaOH 5%.
n (HCl) = M (NaOH) = Mr (NaOH) = n (NaOH) =
Таблица 2
Таблица 3
Записываем уравнение химической реакции. По уравнению определяем химическое количество вещества соляной кислоты, необходимое для нейтрализации рассчитанного количества гидроксида натрия.
Сравниваем химическое количество вещества соляной кислоты, необходимое для нейтрализации гидроксида натрия, с химическим количеством, данным по условию и отвечаем на вопрос задачи.
Сделайте вывод о свойствах неметаллов:
Задача 4. К раствору массой 200 г с массовой долей HCl 7,3% добавили 150 г раствора, содержащего 8% гидроксида натрия. Рассчитайте химические количества исходных веществ и массу образовавшейся соли. _____________________________ Практическая работа № 4 «____» ________________ 20___ г.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4021)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |