Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Секстаккорды главных ступеней. Удвоение, расположение, мелодическое положение, функциональное значение



2015-11-23 6316 Обсуждений (0)
Секстаккорды главных ступеней. Удвоение, расположение, мелодическое положение, функциональное значение 5.00 из 5.00 10 оценок




 

Функциональное значение. Секстаккорды главных ступеней функционально соответствуют своим трезвучиям, но отсутствие функционального баса смягчает эти функции, т.о. они выступают ослабленными функциональными заместителями трезвучий. Кадансы с участием V6 и I6 являются несовершенными. Применение секстаккордов главных ступеней способствует мелодизации баса.

Удвоение. В секстаккордах главных ступеней обычно удваивается основной или квинтовый тон. Терцовый тон удваивается только в особых случаях, например, в I6 при разрешении VII65 и VII43, в проходящем обороте с участием V43: I–V43–I6.

Мелодическое положение секстаккордов главных ступеней так же, как и мелодическое положение трезвучий, определяется тоном, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). При нормативном удвоении (т. е. удвоении основного или квинтового тона) секстаккорды главных ступеней могут быть только в 2-х мелодических положениях: в мелодическом положении основного тона или в мелодическом положении квинты, так как терцовый тон занят, он находится в басу и не удвоен в других голосах. В случае ненормативного удвоения терцового тона возникает возможность использовать мелодическое положение терции­.

Расположение. Расстояние между верхними голосами секстаккордов главных ступеней может быть от унисона до октавы, поэтому расположение может быть тесным, широким и смешанным. В тесном расположении между верхними голосами образуются интервалы примы и кварты, в широкомквинты и октавы, в смешанном расположении чередуются интервалы тесного и широкого расположений (например, унисон и квинта, октава и кварта).

 

 

Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды главных ступеней.

Органный пункт.

В проходящих и вспомогательных квартсекстаккордах удваивается бас. В отличие К64, проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды берутся на слабой доле.

Вспомогательным называется квартсекстаккорд, взятый на слабой доле между трезвучием и его повторением на выдержанном басу. При этом удвоенный бас остаётся на месте, а в двух оставшихся голосах возникает отклонение на секунду ↑ и возврат к исходному звуку.

Между трезвучием I ступени и его повторением в качестве вспомогательного используют IV64:

I–IV64–I. Этот оборот характерен для начала гармонического движения, а также используется после полного каданса в качестве плагального дополнения.

Между трезвучием V ступени и его повторением в качестве вспомогательного используют I64:

V–I64–V. Этот оборот расширяет доминантовую функцию и характерен для половинного каданса.

Проходящим называется квартсекстаккорд, взятый на слабой доле между трезвучием и секстаккордом одной ступени на восходящем или нисходящем поступенном басу. Проходящие квартсекстаккорды используются внутри гармонического движения.

Между тоническим трезвучием и его секстаккордом в качестве проходящего используют V64:

I–V64–I6 и наоборот I6–V64–I. Такой гармонический оборот хорошо звучит при поступенном движении мелодии от I к III ступени (или наоборот от III к I), в этом случае в крайних голосах возникает противоположное движение.

Между трезвучием IV ступени и его секстаккордом в качестве проходящего используют I64:

IV–I64–IV6. и наоборот IV6–I64–IV.

[Квартсекстаккорды главных ступеней также используются в качестве проходящих между обращениями септаккордов, связанных с ними поступенным движением баса, например: II65–I64–II43 и наоборот (движение баса ↑ или ↓ по ступеням IV–V–VI); VII43–I64–VII2 и наоборот (движение баса ↑ или ↓ по ступеням IV–V–VI); VII7–IV64–VII65 и наоборот (движение баса ↑ или ↓ по ступеням VII–I–II)].

Органный пункт.

Органным пунктом называется выдержанный или повторяющийся звук в басу, на фоне которого происходит свободное мелодическое и гармоническое движение в верхних голосах. При этом проявляется относительная самостоятельность двух планов гармонической структуры: выдержанного баса и комплекса верхних голосов.

В музыкальной практике наиболее распространены органные пункты двух видов:

1) Тонический органный пункт – выдержанный бас на функциональном басу тоники;

2) Доминантовый органный пункт – выдержанный бас на функциональном басу доминанты.

Несмотря на относительную независимость пластов, басовый тон Т или D функционально направляет движение верхних голосов. Органный пункт обычно вводится на сильном и заканчивается на слабом времени. В начале и в конце органного пункта функция баса совпадает с общей гармонической функцией, поэтому тонический органный пункт можно рассматривать как расширенную и усложнённую тонику, доминантовый органный пункт – как расширенную и усложнённую доминанту (или K64).

Тоническийорганный пункт начинается и заканчивается Т53.

Доминантовый органный пункт начинается D (V, V7, III6) или K64, и заканчивается D (V, V7, V9).

Гармонии в верхних голосах могут быть самыми разнообразными. На доминантовом органном пункте возможны различные отклонения, секвенции, уменьшённые созвучия, – всё это создаёт характерные для доминантового органного пункта неустойчивость, напряжение, требующие разрешения, при этом на сильных долях часто возвращаются аккорды доминанты (или K64). Доминантовый органный пункт (ДОП) часто используется перед началом нового раздела сочинения, он может быть кратким или развёрнутым, например, в предыктах к репризе сонатных аллегро. [Иногда средний раздел небольшой формы целиком или частично может быть построен на ДОП, например, Л. Бетховен, фп. соната №14 («Лунная»), средний раздел I части).

Для тонического органного пункта, служащего для утверждения Т, далекие отклонения не характерны, но типичны отклонения в сферу S, характерную для плагальных каденций, на сильных долях часто возвращается Т53. Тонический органный пункт в музыкальной форме используется начальных и заключительных построениях. [В начале произведения (темы, раздела) тонический органный пункт служит для расширенного показа начальной тоники – это начальный органный пункт на Т (например,Л. Бетховен, фп. сонаты «Патетическая» №8, начало ГП). Взаключительных построениях (конец раздела или всего произведения), он служит для утверждения последней тоники, – это заключительный тонический органный пункт. (например, И.С. Бах, ХТК I, заключительные такты Прелюдии и фуги C-dur)].

В 4-х-голосии в верхнем слое органных пунктов участвуют 3 голоса, поэтому при изложении септаккордов обычно пропускается квинта или терция, а трезвучия излагаются в полном виде, допускаются ненормативные удвоения и пропуск квинты. Звук самого органного пункта принимается во внимание, если входит в состав аккорда верхнего слоя.

9. II6. Функциональная особенность. Удвоение и мелодическое положение. Соединение с последующими аккордами.

Функциональная особенность. II6 – аккорд S функции, он является более сильной S, чем трезвучие IV ступени, потому что при наличии функционального баса включает только неустойчивые ступени лада (IV–VI–II). II6 используется в качестве функционального заместителя трезвучия IV ступени, егоназываютсубдоминантой с секстой, S6 [аналогично III6 = доминанта с секстой, V6], потому что во II6 квинтовый тон трезвучия IV ступени заменён на секстовый тон.

В натуральном мажоре II6 минорный, а в миноре и гармоническом мажоре – уменьшённый, поэтому его использование вносит красочный оттенок в гармонию. [Ещё более красочно звучит неаполитанский II6 – это II6 со II пониженной ступенью в миноре, по краске он мажорный, а при переходе в D в одном из верхних голосов образуется напряженный мелодический ход на ум.3].

Удвоение и мелодическое положение.В 4-хголосном сложении во II6 обычно удваивается бас (терцовый тон) – это функциональный бас S.

II6 не употребляют в мелодическом положении квинты, поскольку это ведёт к нежелательным параллельным квинтам при соединении с тоническими аккордами. Таким образом, II6 используется в мелодическом положении основного или терцового тона.

[Во II6 возможно удвоение основного или квинтового тона, при таком удвоении он меньше проявляет основную S функцию, но больше проявляет переменные функции, например, S к VI, Dнат. к V; такое удвоение также возможно в проходящем движении].

Соединение с последующими аккордами. В гармоническом движении II6 чаще всего используется в зоне каданса в качестве S перед К64, V53 или V7. С К64 и трезвучием V ступени II6 соединяется мелодически – аналогично соединению IV→V (бас на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓). II6 разрешается в неполный D7 (II6→V7 непол.) – бас на секунду ↑, основной тон в одном из верхних голосов (IV ступень) остается на месте (это септима D7 ), остальные голоса плавно ↓. При соединении с К64 между Альтом и Тенором допускаются параллельные квинты.

[Гармоническое соединение II6–V менее употребительно, оно возможно с применением нисходящего скачка терцовых тонов от II6 к V53 (расположение меняется с широкого на тесное), или при удвоении во II6 основного тона].

 

 

 

 



2015-11-23 6316 Обсуждений (0)
Секстаккорды главных ступеней. Удвоение, расположение, мелодическое положение, функциональное значение 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Секстаккорды главных ступеней. Удвоение, расположение, мелодическое положение, функциональное значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)