Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН



2015-11-23 462 Обсуждений (0)
ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 0.00 из 5.00 0 оценок




В эпоху принятия христианства на Руси русское язычество находилось на низшей ступени своего развития, на переходе от непосредственного поклонения силам природы (светилам небесным, матери сырой земле, зеленой дубраве) к олицетворениям этих сил в личностях. Из низших божеств у славян были: домовой — бог домашнего очага, русалки, баба-яга — олицетворение страха. Высшие божества еще не успели развиться в понятии славян до ясных образов и известны нам по одним только именам. Сюда относятся: Дажбог — солнце, Сварог — бог неба; братья Сварожичи — огонь, молния, гром. Перун — громовик; Стрибог — бог ветров; Волос — бог скота; Лада — морская царевна, супруга солнца. Из злых божеств известны — смерть, мороз, карачун и др. По космологическим преданиям, в создании мира участвовали и те, и другие силы, одни созидали, другие портили. Земля возникла из воды в виде острова Буяна, на котором живут буйные вечные силы.

Душу славянин представлял тоже в материальном виде — в виде воздуха, огня, ставя ее в связи со светилами, со звездой, под которой родился человек. Вся жизнь его была исполнена поверьями, заговорами, верой в судьбу. Будущую жизнь представляли в форме настоящей, а поэтому погребали или сожигали с разными принадлежностями обыденного быта. Над умершими совершалась тризна. Есть следы поклонения душам предков, например, в чествовании домового, которого называли дедом, Чуром или Щуром (пращур, предок), именем которого божились при опорах о собственности.

Религиозный культ у наших славян был слабо развит, и лишь по городам, где были кумиры, культ начинал уже несколько развиваться, но он не имел еще ни храмов, ни жрецов. Были, правда, волхвы, но это ‘лишь временные посредники между богом и человеком. Совершителями обрядов были главы семей или выборные старики.

Круг праздников определялся годовыми поворотами солнца: зимний солнцеворот — праздник Коляды; весенний праздник — встреча весны. Радуница; летний солнцеворот — Купала, праздник брака Солнца с Ладой; и последний праздник — Ярилы — погребение Солнца.

Мало развитые высшие божества при введении христианства забывались, низшие сохранялись долго.

Домашние обряды тоже долго сохранялись в народе целиком. Целиком остался в народе взгляд на природу с ее приметами, суевериями, обрядами, обставляющими каждый шаг славянина.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВОВАВШИЕ
И СПОСОБСТВОВАВШИЕ БЫСТРОМУ И МИРНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Победа христианства над язычеством совершилась не без борьбы, хотя эта борьба не была такою сильною, как это видим в греко-римском мире. Волнения против новой веры были лишь на севере — в Новгороде, Ростове и Муроме, и эти волнения были, главным образом, со стороны главных представителей язычества — волхвов.

Волхвы являлись преимущественно во времена народных бедствий, которые суеверный народ приписывал гневу от покинутых богов. Так, в 1024 г. во время голода восстали волхвы в Суздале и избивали старых женщин, обвиняя их в том, что они удерживают плодородие. Кн. Ярослав казнил волхвов.

В 1071 г. был голод в Ростове, туда пришли два волхва и тоже избивали старых женщин, надрезали у них плечи и делали вид, что вынимают оттуда хлеб и рыбу; имения убитых забирали себе. Когда они пришли в Белоозеро, у них было уже около 300 последователей. Здесь их встретил Ян Вишатич, боярин кн. Святослава Черниговского, который, победив волхвов, отдал их на месть родственникам убитых женщин; оба волхва были повешены.

В 1071 г. в Новгороде тоже появился волхв. Народ взволновался и хотел убить епископа. Епископ явился на вече с крестом в руках, но на его стороне был только князь Глеб с дружиною, которые убили волхва, и волнение утихло.

В 1071 г. появился волхв у стен Киева. Он утверждал, что ему явились 5 богов, которые оказали, что через пять лет Днепр потечет вверх, и где Русская земля, там будет Греческая земля и наоборот, но ему мало верили.

Много приносили вреда христианам половцы. Так, в 1095 г. — во время войны русских с половцами был разграблен половцами Киево-Печерский монастырь.

Успеху христианства способствовало то, что оно на Руси распространялось мирными средствами — проповедью, убеждениями и притом на родном языке, и христианская Церковь явилась церковью национальною.

Но это распространение было количественное, славяне не имели внутреннего усвоения Христовой веры. И еще долго после крещения Руси тянулся период двоеверия: смешение язычества с христианством. Двоевер чтил и священника, и волхва. И много старых верований перешло в христианство, получив здесь христианскую окраску и значение.

ПОПЫТКИ РИМСКОГО КАТОЛИЧЕСТВА
УТВЕРДИТЬСЯ НА РУСИ

Кроме язычества, Русская Церковь должна была вести борьбу также с латинством, которое старалось привлечь на свою сторону как можно больше земель в Европе.

Особенно католики обращали свое внимание на новопросвещенные славянские земли: Болгарию, Моравию, Богемию, Польшу и Русь.

Еще при Ольге и Владимире Рим засылал на Русь своих миссионеров.

В 992 г. опять приходили папские послы на Русь. Русский митр. Леонтий написал тогда сочинение против латинян “Об опресноках”.

По случаю брака Святополка, сына Владимира, с дочерью польского короля Болеслава, на Русь прибыл кольбернский бискуп Рейнберн и принял участие в восстании Святополка против своего отца. Владимир обоих заключил в тюрьму.

1070 г. князь Изяслав Ярославич, изгнанный из Киева братьями, обратился за помощью к Болеславу Смелому, польскому королю, но тот отнял у него все его богатства; тогда он обратился к папе Григорию УЛ. Папа написал Болеславу послание — отдать имущество. Изяслав, однако, возвратился без помощи папы.

В 1080-х годах предложение о соединении Русской Церкви с Римом было сделано папою Климентом III митрополиту Иоанну II, но следствием этого предложения было только послание митрополита к папе с обличением заблуждений Римской Церкви.

В 1207 г., после IV крестового похода, папа Иннокентий III, вследствие покорения Константинополя, написал послание ко всем русским князьям, духовенству и народу, в котором говорилось, что хотя они и давно уже удалены от сосцов своей матери, т.е. Церкви Римской, но он доселе не может подавить в себе отеческих к ним чувств и зовет их к себе; вся Греческая церковь признала уже власть апостольского седалища (указание на взятие Константинополя крестоносцами), — ужели ли часть ее (Русская Церковь) не последует за целым?

В 1227 г. Гонорий Ш прислал русским князьям тоже подобное послание.

Все эти попытки оставались без последствий.

В 1233 г. из Киева за свою пропаганду были изгнаны доминиканцы (они появились в Киеве около 1230 г.).

Успехи католичества ограничивались только некоторыми русскими землями на Западе, где латиняне действовали с помощью вооруженной силы датчан, овладевших Эстонией, Ордене меченосцев в Ливонии и венгров в Галицком княжестве.

ОРДЕН МЕЧЕНОСЦЕВ; РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ХРИСТИАНСТВА В ГАЛИЦКОМ КНЯЖЕСТВЕ

С половины ХII в. в Ливонии христианство проповедовали латинские монахи, во главе которых стоял монахМейнгард. бывший потом ливонским епископом. Миссия латинян, подкреплявшаяся военными дружинами и но гнушавшаяся насильственных мер, скоро произвела ряд восстаний со стороны ливов. Даже крестившиеся снова возвращались к язычеству и бросались в Двину, чтобы смыть с себя принятое крещение. Тогда епископ Альбрехт, с согласия папы, учредил для распространения между ливонцами христианства духовно-рыцарский Орден меченосцев (или Ливонский орден), главной резиденцией которого стал г.Рига, выстроенный в 1200 г.

Восстания туземцев были жестоко подавлены. По всей стране немцы настроили замков и этим крепко утвердили свое суровое владычество над ливонцами. Вскоре немцы проникли в Эстонию, отняли у русских Юрьев, а от датчан получили Ревель. В той и другой стране влияние русских было устранено на долгое время.

Самая западная часть Южной Руси — Галиция тоже подверглась владычеству латинства. В конце ХII в. она была покорена венграми, которые воздвигли в ней настоящее гонение на православных.

Роман Мстиславич, волынский князь, избавил ее от венгров и присоединил Галицию к Волынскому княжеству. Сильный князь обратил на себя внимание папы Иннокентия Ш. Это было во время развития папской власти, когда папа раздавал королевские короны, когда сам Константинополь был в руках крестоносцев.

В 1204 г. к Роману прибыл папский легат с обещанием дать ему корону, если Роман покорится власти папы, и уверял в содействии папского меча. “А такой ли меч у папы? — спросил князь, указывая на свой меч. — Если таков, то это противно слову Божию, т.к. иметь такой меч и пользоваться им Господь запретил Петру. А я имею меч, от Бога данный, и не имею нужды приобретать города иначе, как кровью, по примеру дедов и отцов, распространявших землю русскую”.

Но вскоре после этого при малолетних сыновьях Романа, Даниле и Васильке, Галиция стала жертвой венгров, которые посадили там королевича Коломана. Опять началось гонение на православных. Православных священников изгоняли, из церквей делали костелы, православных принуждали к латинству.

В 1220 г. Мстислав Удалой избавил Галич от венгров, но сам испортил свое благое дело, отдав замуж за брата Коломана свою дочь, а Галич дал в приданое. После его смерти здесь опять началось распространение латинства. Участь православных облегчилась в начало 1240-х годов, когда галицким престолом завладел сын Романа — Даниил.

ÃËÀÂÀ II.
ÓÑÒÐÎÉÑÒÂÎ ÐÓÑÑÊÎÉ ÖÅÐÊÂÈ
È ÖÅÐÊÎÂÍÎÅ ÓÏÐÀÂËÅÍÈÅ



2015-11-23 462 Обсуждений (0)
ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)