СИЛЛАБУС
по дисциплине: Краеведение
специальность:группы «Образование», 5В010900 – математика; 5В011000 – физика; 5В011100 – информатика; 5В011200 – химия; 5В010100 – дошкольное обучение и воспитание; 5В010200 – педагогика и методика начального обучения; 5В010300 – педагогика и психология; 5В010500 – дефектология; 5В011300 – биология; 5В050300 – психология; 5В011500 – основы права и экономики; 5В012000 – профессиональное обучение; 5В090200 – туризм; 5В011900 – иностранный язык: два иностранных языка
форма обучения: очная, заочная
всего кредитов: 2
| Форма обучения
|
Очная
| Очная
сокращенная
на базе технического и профессионального послесреднего образования (срок обучения 3 года)
| Заочная
сокращенная на базе технического и профессионального послесреднего образования (срок обучения 3 года)
| Заочная ускоренная на базе высшего образования (срок обучения 2 года)
|
Всего часов по РУП
В том числе
|
|
|
|
|
лекций
|
|
|
|
|
практических (семинар.)
|
|
|
|
|
лабораторных
|
|
|
|
|
СРСП
|
|
|
|
|
СРС
|
|
|
|
|
Экзамен (семестр)
| 1,2
|
| 1.2
| 1,2
|
Программа дисциплины разработана к.и.н., доцентом Наурызбаевой Э.К., магистром истории, ст.преподавателем Абильмаликовым К.К., магистром истории, преподавателем Тастековой Г.Б. на основании содержания ГОСО РК 6.08.070–2010, утвержденный приказом №514 МОН РК от 3 ноября 2010 года.
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол № 10 от «12» июня 2014 г.
Зав.кафедрой___________ Наурызбаева Э.К.
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол № 6 от «25» июня 2014 г.
Председатель___________ Разуваева М.В.
Сведения о переутверждении
№
| Учебный год
| Сведения о рабочей программе
| Дата переутверждения
№ протокола кафедры
| Роспись зав.кафедрой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Данные о дисциплине:
Название дисциплины
| Количество кредитов
| Код, цикл дисциплины
|
Краеведение
|
| К09
|
2. Сведения о преподавателях:
Ф.И.О. преподавателя
| Время и место проведения
| Контактный телефон
|
К.и.н. Наурызбаева Э.К.
М.и. Абильмаликов К.К.
М.и. Тастекова Г.Б..
| По расписанию дополнительно, СРСП по индивидуальному графику на кафедре.
| 54-58-74(141)
8(775)2966517
|
3. Краткое описание курса. Курс «Историческое краеведение» - составная часть общего краеведения и истории Казахстана. Представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером. Краеведение является важным средством образовательной связи школы с жизнью. В результате изучения курса будут рассматриваться важные аспекты истории края с древнейших времен до наших дней с элементами вспомогательных исторических дисциплин: исторической географии, топонимики, ономастики, археологии и других.
Цель и задачи курса – вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Этот курс воспитывает патриотические чувства – любовь к Родине, к родному краю, к историческому прошлому народа, дает более правильное представление об общих закономерностях развития той или иной эпохи. В обучении студентов знанию истории края, большое значение имеет комплекс предметов, среди которых видное место занимает курс «Историческое краеведение», который как научная дисциплина вооружает будущих учителей средних общеобразовательных школ, а также работников государственных учреждений, теоретическими, методическими знаниями, прививает им навыки в решении организационных и практических вопросов истории родного края.
Задачи курса: Данный курс рассматривает исторические этапы государства и костанайского края, освещает актуальные проблемы региональной истории,начиная с древнейших времен до сегодняшнего времени. Особое внимание уделено раскрытию проблем современной методики и научной организации дисциплины.
Предмет курса -методологические основы краеведения. Особенности исторического краеведения и его источники. Классификация памятников истории и культуры: памятники истории -здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также науки и техники, культуры и быта народов и т.п.; памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества; памятники искусства -произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства; документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие села, города, района, области, а также их природные данные. Методологические основы краеведения. Особенности исторического краеведения и его источники. Классификация памятников истории и культуры: памятники истории -здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также науки и техники, культуры и быта народов и т.п.;
· памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
· памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества;
· памятники искусства - произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
· документальные памятники - акты органов государственной власти и органов управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Пререквизиты и постреквизиты курса.
Для освоения данной дисциплины необходимо изучить такие дисциплины как география, политология, философия, история Казахстана, социология.
5. Тематический план дисциплины
№
| Наименование темы
| Лекции
| Неделя
|
|
|
|
|
| Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения в школе
|
| 1-я
неделя
|
| Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX века и их роль в изучении края.
|
| 2-я неделя
|
| Письменные памятники, археологические, этнографические и устные источники по истории Костанайской земли
|
| 3-я неделя
|
| Географическое положение, районирование и природные условия Костанайского края.
|
| 4-я неделя
|
| Каменный век на территории Костанайского Притоболья
|
| 5-я неделя
|
| Костанайский регион в эпоху бронзы и железа. Андроновская культура.
|
| 6- я неделя
|
| Притобольский регион в VI-XVII вв.
|
| 7-я неделя
|
| Тоболо-Торгайский регион в период колонизации края (XVIII-XIX вв.). Борьба за казахские земли.
|
| 8-я неделя
|
| Строительство укрепления Тургай и образование Кустанайского уезда.
|
| 9-я неделя
|
| Развитие промышленности и торговли на территории Тургайской области(XIX-начала XX вв.)
|
| 10-я неделя
|
| Общественно-демократическое движение в Тургайской области в начале XX века. Национально-освободительное движение 1916 года в Тургае.
|
| 11-я неделя
|
| Установление Советской власти в крае. Период военного коммунизма, НЭПа, коллективизации. Общественно-политическая жизнь края.
|
| 12-я неделя
|
| Костанайцы на фронтах войны, послевоенные годы.
|
| 13-я неделя
|
| Освоение целины в Костанайском крае.
|
| 14-я неделя
|
| Перестройка и период независимости в истории Костанайской земли
|
| 15-я неделя
|
| Итого
|
|
|
Тематический план и содержание лекционных занятий
№п/п
| Название темы
| План лекционных занятий
| Литература
| Неделя
|
Блок I. Историография освоения Костанайского края
|
| Введение. Предмет и задачи краеведения
| 1. Предмет, цели и задачи краеведения
2. Введение в научный оборот понятия «краеведение», «край», «краеведческий документ»
3. Значение краеведения в школе.
| О-Д – 1-40
| 1-я
неделя
|
| Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения.
| 1. Развитие краеведения в Казахстане и в России.
2. Вклад в краеведение отечественных и зарубежных исследователей
3. Современное значение трудов исследователей XIX –XX вв. по истории края.
| О-Д – 1-40
| 2-я неделя
|
| Исторические источники по краеведению.
| 1. Археологические стоянки и памятники на территории Костанайской области.
2. Устные предания об истории Костанайской земли.
3. Историография исторического краеведения
4. Архивные документы и их роль.
| О-Д – 1-40
| 3-я неделя
|
Блок II. География и природные условия Костанайской области в современный период
|
4.
| Географическое положение Костанайской области
| 1. Географичесое положение Костанайской области.
2. Социально-экономическое развитие Костанайской области на современном этапе
3. Административное районирование Костанайской области
| О-Д – 1-40
| 4-я неделя
|
| Музейное дело и его развитие в области
| 1. Типы музеев
2. Музеи Костанайской области.
3. Роль музееведения в краеведении.
| О-Д – 1-40
| 5-я неделя
|
Блок III. История и хозяйственная деятельность населения Тоболо-Торгайского региона
|
6.
| Деятельность казахских, российских и зарубежных ученых, просветителей и их роль в изучении родного края
| 1. Казахские исследователи, ученые, изучавшие историю края. Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов.
2. Вклад русских ученых XVIII-XIX вв. в изучение костанайской земли.
| О-Д – 1-40
| 6-7 я неделя
|
7.
| Древние жители Северного региона Казахстана
| 1. Первобытные жители костанайской земли. Быт, хозяйство, религиозные представления.
2. Эпоха бронзы. Андроновская культура. Алексеевское поселение.
3. Скифо-сакский период. Антропологический облик.
| О-Д – 1-40
| 8-я неделя
|
8.
| Средневековье в истории Северного Казахстана
| 1. Тюркские племена и кочевые государства на севере Казахстана.
2. Торгайский регион в составе Монгольской империи
3. Формирование казахских родоплеменных объединений
4. Северный Казахстан в составе Ногайского и Сибирского ханств
| О-Д – 1-40
| 9-я неделя
|
| Казахское ханство (XV-XVIII вв.)
| 1. Образование казахского ханства, борьба за северные регионы Казахстана.
2. Быт, хозяйство, традиции и обычаи казахов
3. Проникновение ислама на север Казахстана
| О-Д – 1-40
| 10-я неделя
|
10.
| Северный Казахстан в колониальный период
| 1. Присоединение Северной части Казахстана к Российской империи.
2. Строительство Новоишимской линии и Пресногорьковской крепости. Строительство крепости Торгай и города Николаевск.
3. Административные реформы на территории Среднего Жуза.
4. Промышленность, торговля, строительство религиозных учреждений в Торгайской области
5. Первые печатные издания в области
| О-Д – 1-40
| 11-я неделя
|
11.
| Костанайская область с 1916 по 1991 годы
| 1. А.Иманов и национально-освободительное движение в Тургае. Революционно-демократическая интеллигенция.
2. Область после Февральской и Октябрьской революций.
3. Костанайская область во время ВОВ (1941-1945 гг.)
4. Освоение целинных и залежных земель Костанайщины.
5. Перестроечное время в истории края
| О-Д – 1-40
| 12-я неделя
|
Блок IV. История Костанайской области и развитие краеведческих организаций в новейшее время
|
12.
| Костанайская область: независимый период
| 1. Ликвидация колхозов, совхозов и общественной собственности
2. Приватизация государственных предприятий.
3. Первые руководители Костанайской области.
| О-Д – 1-40
| 13-я неделя
|
13.
| Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан
| 1. Становление архивного дела.
2. Центральный государственный архив Республики Казахстан
| О-Д – 1-40
| 14-я неделя
|
14.
| Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения
| 1. Курс краеведения в школе.
2. Методика преподавания краеведения в общеобразовательных учреждениях
| О-Д – 1-40
| 15-я неделя
|
Примечание:литература к лекционным занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Краеведение»
Тематический план семинарских занятий
№п/п
| Название темы
| Вопросы к семинарским занятиям
| Литература
| Неделя
|
| Введение. Предмет и задачи краеведения. Роль краеведения в школе
| 1. Предмет, цели и задачи краеведения
2. Роль краеведения и региональной истории в школе
3. Связь краеведения с другими вспомогательными дисциплинами.
4. Определение основных понятий краеведения
| О-Д – 1-40
| 1-я
неделя
|
| Исторические источники по истории Тоболо-Торгайского региона с древности до наших дней
| 1. Тюркские письменные источники об истории края
2. Археологические памятники на территории Костанайской области
3. Этнографические источники по истории быта и культуры насельников Северо-Западного и Северного Казахстана
4. Первые сведения русских ученых-исследователей (XVI-XIX вв.)
5. Материалы архивов об истории Костанайского региона
6. Труды казахской интеллигенции по истории края (Ш.Валиханов, А.Бокейханов, А.Байтурсынов и др.)
| О-Д – 1-40
| 2-я неделя
|
| Географическое и экономическое положение Костанайской области
| 1. Географическое положение и районирование Костанайской области
2. Природно-климатические условия
3. Топонимика Костанайской области
4. Экономическое развитие Костанайской области в начале XXI века
| О-Д – 1-40
| 3-я неделя
|
4.
| Костанайское Притоболье в древнейший и древний период истории
| 1. Археологические стоянки и поселения.
2. Орудия труда древних жителей Притоболья. Зарождение кочевого образа жизни
3. Истоки Андроновской культуры.
4. Легенды и предания Костанайской земли.
| О-Д – 1-40
| 4-я неделя
|
| Средневековый период в истории Костанайского региона
| 1. Тюркские племена и политическая история края. Родоплеменной состав.
2. Монгольское нашествие. Присоединение северной территории Казахстана к Монгольской империи
| О-Д – 1-40
| 5-я неделя
|
6.
| Тоболо-Торгайский регион в период колонизации края
| 1. Казахские батыры в борьбе против джунгарского нашествия
2. Пресногорьковская крепость. Образование внешних округов и строительство крепости Тургай.
3. Административные реформы в XIX веке. Налоговая система.
4. Колонизация костанайской земли переселенцами. Быт и хозяйство переселенцев
4. Национально-освободительное движение в крае (XVIII-XIX вв.)
5. Казахско-русские торговые связи
6. Быт и хозяйство казахов в период колонизации края
7. Первые переселенческие поселки в Тобольском регионе
| О-Д – 1-40
| 6-7 - я неделя
|
7.
| Торгайская область во второй половине XIX – начале XX вв.
| 1. Образование Кустанайского уезда
2. Начало строительства города Николаевск.
3. Развитие земледелия у казахов
4. Торговля и промышленность
5. Первые мусульманские мечети в городе Николаевск
6. Первые образовательные учреждения в крае.
| О-Д – 1-40
| 8-я неделя
|
8.
| Торгайская область в первой половине XX века
| 1. Революционно-демократическое движение.
2. Развитие печатных изданий в крае.
3. Революционно-демократическое и мусульманское движение.
4. Национально-освободительное движение 1916 года в Тургае.
| О-Д – 1-40
| 9-я неделя
|
| Кустанайская область в 20-30-е годы
| 1. Гражданская война на костанайской земле
2. Кустанайская область после революции 1917 года. Установление советской власти. НЭП и военный коммунизм.
3. Коллективизация крестьянских хозяйств и общественно-политическая жизнь в 20-30-е годы
4. Народное образование. Ликвидация безграмотности
| О-Д – 1-40
| 10-я неделя
|
10.
| Кустанайская губерния в 30-х годах
| 1. Территориально-административная реформа
2. Промышленность и культурное строительство
3. Репрессии казахской интеллигенции. Тоталитарный режим и система ГУЛАГ
4. Голод 1931-1933 годов
| О-Д – 1-40
| 11-я неделя
|
11.
| Костанайская область во время Великой Отечественной Войны
| 1. Мобилизация и эвакуированные промышленные предприятия на Костанайской земле.
2. Костанайцы на фронтах войны. Костанайцы – Герои Советского Союза.
3. 151-я отдельная стрелковая дивизия.
4. Военные госпитали, транспорт, связь и сельское хозяйство в годы войны
| О-Д – 1-40
| 12-я неделя
|
12.
| Послевоенные годы на Костанайской земле. Освоение целинных земель.
| 1. Восстановление промышленности и сельского хозяйства
2. Политическая жизнь в 40-70-е годы.
3. Освоение целинных и залежных земель. Костанайцы - Герои Социалистического Труда.
4. Развитие недропользования
| О-Д – 1-40
| 13-я неделя
|
13.
| Костанайская область в эпоху перестройки.
| 1. Политическая и культурная жизнь края в 80-90-х годах.
2. Экономическое развитие и приватизация в крае. Переход на рыночные рельсы производства. Ликвидация колхозов и совхозов.
| О-Д – 1-40
| 14-я неделя
|
14.
| Костанайская область сегодня
| 1. Знаменитые костанайцы – Ш.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Байтурсынов и др.
2. Костанайцы-труженники, почетные граждане Костаная, знаменитые личности.
| О-Д – 1-40
| 15-я неделя
|
| Итого
|
|
|
Примечание:литература к семинарским занятиям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу «Краеведение»
Тематический план самостоятельной работы студента и преподавателя (СРСП)
При необходимости это может быть либо индивидуальная консультация, либо занятие, дублирующее пройденную лекцию, либо одновременная консультация сразу нескольким студентам по возникающим у них вопросам, либо как занятие, углубляющее и расширяющее знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях. СРС проводится в аудиторное время, по расписанию.
№
| Содержание
| Формы
работы
| Литература
| Время
контроля
|
| Археологическое изучение Казахстана
| Обсуждение проблемных аспектов темы,
письменных работ по данной теме выбранных студентами
| О – 1-4
Д – 1-13
| 1-2
неделя
|
| Этнология и ее роль в изучении родного края
| Обсуждение темы, проведение защиты реферата по теме выбранной студентами
|
О – 1-4
Д – 1-13.
| 3 -4
неделя
|
| Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на территории Казахстана
| Устный ответ, заслушивание рефератов, эссе, обсуждение дискуссионных вопросов по теме
| О – 1-4
Д – 1-14
| 5 -6
неделя
|
| Истоки краеведения в Казахстане
| Написание эссе – 2,3 страницы, обсуждение рефератов по теме, коллоквиум
| О – 1-4
Д – 5,13
| 7 -8
неделя
|
| Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края
| Устный ответ, обсуждение аннотаций, рефератов по теме самостоятельной работы
| О – 1-4
Д – 5,12,13
| 9 -10
неделя
|
| Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории родного края
| Консультации, работа с литературой, устный ответ, заслушивание рефератов по теме, обсуждение проблемных вопросов
| О – 1-4
Д-5-13
| 11 -12
неделя
|
| Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения
| Устный ответ, обсуждение планов поисковой работы, дискуссия о перспективах школьного краеведения
| О – 1-4
Д-5-13
|
неделя
|
| Становление и развитие краеведения в Казахстане
| Работа с материалами периодической печати
| О – 1-4
Д-5-16
|
неделя
|
| Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане.
| Защита презентаций
| О – 1-4
Д-5-23
|
неделя
|
Содержание дисциплины
Тематический план лекционных занятий