КАК ПОССОРИЛИСЬ ТЕСЬМА С КИОЛИМОЙ
Конспект внеурочного занятия «Краеведение»
Тема: «Реки Златоуста»
Форма занятия: Познавательное занятие-презентация.
Цели и задачи: 1. Дать представление учащимся о происхождений названий рек, их месторасположения. 2.Развивать общий кругозор учащихся, любознательность, интерес к природе. 3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Наглядность: Презентация.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран.
Литература:http://antur.ucoz.ru/publ/kak_possorilis_tesma_s_kiolimoj/1-1-0-8, http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/127660/27/Legendy_Yuzhnogo_Urala.html.
План: 1.Вступление. 2.Беседа по вопросам 3.Рассказ про реки по презентации. 4.Физ.минутка. 5.Закрепление, вопросы по теме. 6.Подведение итогов.
Ход занятия. Добрый день, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна. Давайте встанем и поздороваемся.
В лесу среди деревьев Речка протекает, Она бежит торопится, Куда, сама не знает. Ее зовет течение Туда, куда-то вдаль, А сзади остается И радость и печаль Вода ее прозрачная Меж берегов журчит, И разные истории Она в себе хранит. И речке малой хочется Достичь великих рек, Тем скрасить одиночество И не грустить вовек.
(слайд 1) Сегодня на уроке мы поговорим с вами про реки Златоуста. Кто какие реки знает в Златоусте? (Ай, Черная, Громатуха, Есаулка, Тесьма, Чувашка) (слайд 2,3) Ай Среди многочисленных рек Златоустовского Урала самая протяженная (549 км) и многоводная - река Ай.
(слайд 4, 5) Берёт начало на болоте Клюквенном между хребтами Ягодный и Уреньга. В пределах Челябинской области в Ай впадает 54 притока длиной более 10 км. На берегах Ая 60 населенных пунктов .
(слайд 6,7) Ай - левый приток реки Уфа.
(слайд 8) Ай - водная артерия города Златоуста. Это единственный город, стоящий на реке Ай
(слайд 9) Слово "Ай"в переводе с тюркских языков означает "Лунная", "Луна" (башк. "Ай" - луна, месяц).
(слайд 10) С обеих сторон реку обступают лесистые горы, много скалистых обрывов, иногда отвесными стенами, подступающих к воде. В некоторых местах падают родники.
(слайд 11) Айские притесы поднимаются поверх деревьев и обрываются в долину реки крутыми склонами.
(слайд 12) Каменные ворота
(слайд 13, 14) Тесьма Своё начало Тесьма (или большая Тесьма; её самый крупный приток называется Малой Тесьмой) берёт в заболоченных западных предгорьях Большого Таганая, в районе Круглицы, на высоте 750 метров.
(слайд 15) Река течёт в верхнем и среднем течении в елово-пихтовых лесах по территории националь-ного парка «Таганай»,
(слайд 16) Мы называем эту речку Тесьма, а в других картах и в разных источниках ее называют Тасьма, Тасма, Тасми. Ее название в переводе с башкирского означает – «лента»
КАК ПОССОРИЛИСЬ ТЕСЬМА С КИОЛИМОЙ Около самого хребта, на плоскогорье, раскинулось большое болото. Из него вытекают две маленькие речки — Тесьма и Киолима. Выйдя из одного болота, они, как поссорившиеся, текут в разные стороны. Недаром сложена о них такая легенда. В далекие времена, когда на Урале звери редко видели человека, когда на сотни верст вокруг не было никаких поселений, на этой горе жили две речки-сестры — Киолима и Тесьма. Жили они дружно, текли рядом и никогда не ссорились. В ясную погоду улыбались, отражая в себе яркие прибрежные цветы и голубое небо. Играли с каменными россыпями, с разбегу бросались на скалы, падали с них стремительно вниз, сверкая брызгами на солнце. Иногда приходил сюда высокий, стройный лось — смелый и красивый вожак. Он приводил сюда на водопой свое стадо, и здесь оно отдыхало. Вожак купался в воде речек-сестер. Но вот полюбила Тесьма красавца лося сильной любовью. И сказала она лосю: — Люби меня одну. Не ходи к Киолиме — вода моя мягче и вкуснее. Берега мои красивее. Когда тебе придет время вести стадо на север, я скроюсь под землю, и ты проведешь стадо, не замочив копыт. Увлекла его Тесьма жаркими словами. Показалось вожаку, что и в самом деле Киолима — плохая речка, и перестал он водить свое стадо на ее берега. Заскучала Киолима. Когда уводил вожак свое стадо на север, Тесьма бросилась под землю и обнажила свое русло, и все лоси прошли, не замочив копыт, и скрылись в лесу. Когда ушли лоси, Тесьма решила снова вернуться на белый свет, в свое русло. Но не тут-то было. Киолима завалила выход огромной скалой. Испугалась Тесьма, заплакала, куда ни кинется — нигде ходу нет. Попала она навеки в сырую и темную подземную тюрьму. Стала Тесьма у сестры пощады просить. Год плакала, наконец, разжалобила сестру. Выпустила та ее на белый свет, но через глиняный грунт, за пять верст от своих берегов. Вышла Тесьма на волю и не радуется: испортила Киолима, сестра-соперница, ее красоту. Берега у нее стали вязкие, болотистые, а воды ее — желтые, грязные. Разгневалась она и повернула в другую сторону от сестры. На другой год снова привел вожак свое стадо. Поглядел он на Тесьму, сразу разлюбил ее и повел лосей прочь. Звала, приглашала к себе Киолима — но не пошел лось и к Киолиме. Гордо шел он на восток, не оборачивая головы назад. С тех пор Киолима и Тесьма стали врагами и текут в разные стороны: первая по одному склону, вторая по другому склону Таганая. Так в поэтической форме объясняет легенда водораздел в этой горной точке Уральского хребта.
Физминутка На дворе у нас мороз На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замерз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать (хлопают себя ладошками по плечам и топают ногами) А теперь представим лето Речка солнышком согрета Мы плывем, плывем, плывем, Дно ногами достаем ( плавательные движения руками) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке (ходьба на месте)
Присаживайтесь, продолжаем дальше!
(слайд 17) Громатуха Левый приток Ая. Длина ок. 3 км. Начинается от слияния двух родников на восточном склоне г. Уреньги, течет по логу у подножья г. Бутыловки и впадает в городской пруд чуть выше плотины. Русло Громатухи в нижнем течении несколько раз изменялось.
(слайд 18) Громатуха – это маленькая речушка, которая протекает в центре Златоуста. Засушливым летом она и вовсе превращается в маленький ручеек. Но сила в ней таится грозная! В весеннее половодье и после обильных летних дождей Громатуха не раз выходила из берегов, с шумом и грохотом несла свои воды, ворочала камни, затопляла центр города и завод. Отсюда, видимо, от слов «гром» и «греметь» и произошло название речки.
(слайд 19, 20)
(слайд 21) Чувашка v Левый приток Ая. v Начало берёт на западном склоне г. Уреньга в черте города на высоте ок. 690 м. v Течет в северо-восточном направлении и впадает в Ай в р-не ДК «Металлург». v Левый приток — река Татарка Малая. v Название дано по имени народности, представители которой селились в этом районе, начиная с 1770-х гг.
(слайд 22) Черная § Правый приток Ая. § Начало берет на западном склоне Уральского хребта, протекает на территории парка "Таганай" и впадает в Ай. § Длина 12 км. § Такое же название носит и одно из морей – Черное море.
(слайд 23)Есаулка v Речка, правый приток Ая. v Берет начало на Лысой горе, впадает в Ай в р-не Комсомольского поселка, в 2 км выше по течению Ая от устья Черной речки. v Длина около 2,5 км. v Отделяет 4-й микрорайон от 5-го микрорайона Машзавода. v Течет в лесистой долине. v На речке устроен пруд для водоснабжения одного из коллективных садов, расположенных на ее берегу. v Ее название происходит от казачьего воинского звания, и протекает она в 4-ом микрорайоне.
(слайд 24) Реки в творчестве художников
(слайд 25, 26) Что читать?
Ребята, мы с вами узнали много нового и интересного про реки нашего родного города. А теперь давайте вспомним.
1. Название какой реки переводится как «Лунная» ? (Ай) 2. В какую реку впадает река Ай? (В Уфу) 3. Как называется река в 4-ом микрорайоне, название которой происходит от казачьего воинского звания? (Есаулка) 4. Впадает в Ай в районе ДК «Металлург»? (Чувашка) 5. Какая самая грозная речка в Златоусте? (Громатуха) 6. Река в окрестностях Златоуста, которая называется как одно из морей? (Черная)
Конспект внеклассного занятия
«Краеведение» Выполнила Литвинова Анастасия
Учитель - методист
Златоуст, 2013 год.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |