Тема 6. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
План 1. Основные положения теории занятости. 2. Рынок труда и его особенности в России. Спрос и предложение на рынке труда. 3. Безработица, ее причины, виды и показатели измерения. Регулирование безработицы. Государственная политика занятости. Социальная защита безработных.
Вопрос 1. В Законе о занятости последняя определяется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). Мое определение: занятость – это социально-экономическое отношение по обеспечению трудоспособных индивидуумов рабочими местами, позволяющее им зарабатывать доход в целях удовлетворения своих потребностей. Сточки зрения современной теории рыночной экономики последняя не в состоянии обеспечить полную занятость, и это одна из причин несовпадения ВНП реальн. и ВНПпотенц. Поэтому необходимо государственное регулирование занятости. Это в целом согласуется с марксистской теорией, согласно которой при частной собственности неизбежно существует безработица в результате роста органического строения капитала и действия законов капиталистического накопления. Однако ни (нео)классическое, ни кейнсианское направления экономической теории не связывают неполную занятость с эксплуататорской природой капитала. Классическая теория вообще рассматривает безработицу как добровольную, исходя из того, что занятость в рыночной экономике регулируется колебаниями цен труда: При снижении спроса на труд падает средний уровень цен труда, и рыночное равновесие восстанавливается за счет более низких зарплат. Кейнсианство признает возможность вынужденной безработицы, возникающей вследствие искажений действия рыночных регуляторов занятости, в том числе действий профсоюзов. Таким образом, занятость регулируется сочетанием двух механизмов: рыночного и государственного. Не путать занятость с процессом труда: результат последнего – благо, а занятости – обеспечение РМ. Два критерия занятости: обретение РМ и самообеспечение. Кого считать занятым. Занятость трудовая и др. виды. Связь ее с воспроизводством рабочей силы. Необходимость перераспределения продукта, созданного занятыми, в пользу вынужденно незанятых. Субъекты (трудоспособный индивид) и объекты (РМ) занятости. Юридические основы занятости: 1991г. был принят соответствующий Закон РФ. Занятость приобрела добровольный характер, появилась безработица. Виды занятости: полная и неполная; последняя может быть добровольной и вынужденной; эффективная и неэффективная; Неэффективная структура занятости: По РФ число занятых только в домашних хозяйствах достигало в 2003г. 18 млн. чел., из них 90% производят продукцию для собственного потребления. В Воронежской области в 2002г. было не занятых трудовой деятельностью и учебой в трудоспособном возрасте 231 тыс. чел., занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве – 94 тыс. чел., а вместе с полностью безработными таких было 410 тыс чел., или 28,6% трудовых ресурсов. Низкий уровень сельской занятости. Уровень занятости сельского населения продолжает падать: с 62% в 2000г. до 58,8% в 2002г. Неэффективная занятость часто приходит на смену безработице. Отраслевая структура занятости свидетельствует, что структурная перестройка экономики и страны, и области идет в сторону развития отраслей и сфер, более свойственных странам третьего мира. Так, в промышленности области занято 20%, в сельском хозяйстве – 23%, в торговле и общепите – 15,7% и т.д. формальная и неформальная (теневая, скрытая). Концепции занятости: в рыночной экономике – эффективная, (ориентированная на конечный результат), по возможности полная, в плановой – полная (всеобщая), по возможности рациональная. Вопрос2. Понятие рынка труда (как особого вида рынка), его виды (рег. и нерег., по уровням, по объектам, официальный - теневой), инфраструктура и механизм функционирования. Объекты РТ (услуги труда и РМ), субъекты (ищущие работу, в т.ч. безработные, и работодатели, а также посредники типа СЗ). Спрос и предложение на РТ, характеристика их объема, пропорциональности, структуры по полу, возрасту, профессиям. Территориальные и профессиональные диспропорции на рынке труда. Движение рабочей силы, его активизация. Зависимость от состояния экономики. Факторы, определяющие состояние РТ: Социально-демографические:
Трудовая структура населения. В 2001г. в РФ в трудоспособном возрасте находилось 60% населения, моложе – 19,3%, старше – 20,6%. В Воронежской области соответственно: 57, 17,5 и 25,5 процентов, т.е. сдвиг в сторону старших возрастов. Естественное и механическое движение. В стране и области отрицательный естественный прирост населения, но в области положение хуже (в 2001г. -10,2 промилле против -6,7 по РФ). Социально-экономические (состояние и тенденции развития экономики и социальной сферы, в особенности уровень оплаты труда. В 2004г. он превзошел 4,7 тыс. руб. по области) Социально-психологические (мотивации, активность поведения на РТ, амбиции и т.п., необходимость их отслеживания и изучения) Административно-правовые (в т.ч законодательство о занятости). Характеристика ситуации на рынке труда страны и области. Критерии конкурентоспособности на РТ. Неконкурентоспособные группы населения. Формирование РТ России не завершено. Важнейшая особенность российского РТ – отставание темпов роста безработицы от темпов кризисного спада производства, снижения объемов выпуска в отдельных отраслях. Высокая сегментация РТ. Несоответствие законодательства о занятости возможностям социальной защиты безработных Вопрос 3. Кого считать безработным согласно Закону о занятости. Экономическая и юридическая сторона вопроса. Безработица имеет объективные причины и есть следствие диспропорций на рынке труда. Это – один из главных и больных признаков макроэкономического неравновесия. Безработица – всегда потери для общества. Закон Оукена гласит, что 1% превышения фактического уровня безработицы над естественным снижает ВНП на 2,5%. В теории выделяют 3 вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. Два первых в совокупности образуют естественный уровень безработицы. Его рост в исторической ретроспективе. По последним исследованиям, в РФ он составляет в начале текущего столетия около 8%, что мало отличается от других развитых стран. На практике существует сегментация РТ и выделяются наиболее массовые группы риска безработицы: молодежь, лица старших возрастов, высвобожденные, длительно (и ранее) не работавшие, группы особой социальной защиты. Итак, виды безработицы выделяют по признакам пола, возраста, образования, причинам незанятости, длительности (сказать о застойной и ее росте) и др. Профессиональные группы безработных . Профилирование безработицы. Большой разрыв между регистрируемой и нерегистрируемой безработицей. Так, за 1992 – 2003 гг. в Воронежской области первая изменялась от 0,5 до 2,6 процента в 1996г., 1,3% в 2000г. и 2,2% в 2003г., сейчас опять падает. Полная достигала максимума в 1999г. (11,4% - временной тренд), когда разрыв этих 2-х показателей превышал 7 раз, а в 2003г. упала до 8,2%, и разрыв снизился до 3,7 раз. Динамика безработицы следовала (тоже с временным трендом в 1,5 – 2 года) за динамикой объема производства (85% в 1996г., 120% в 1999г., 105% в 2000 и 2003гг.). Исследования основных проблем безработицы. Абсолютные и относительные показатели измерения безработицы. Связь безработицы с инфляцией. Кривая Филипса выражает обратно пропорциональную зависимость между инфляцией и безработицей:
Вопрос 4. Как проявляют себя рыночные регуляторы занятости. Дефицит рабочей силы. Конкуренция работодателей – вдобавок к конкуренции ищущих работу. Государственное регулирование занятости: Направлено на сдерживание роста безработицы, создание рабочих мест (разными путями могут создаваться – напрямую или установлением «правил игры», выгодных работодателям), содействие занятости безработных и их социальную защиту. Направления: · законодательное; Кто считается безработным, согласно закону. Признаки подходящей работы. Изменения законодательства в сторону ужесточения; · СЗ как проводник государственной политики занятости, ее основные направления и источники финансирования. Отсутствие страхования от безработицы; · инфраструктурное регулирование отношений на РТ; · 3-хсторонние соглашения. Участие региональных и местных органов власти в регулировании занятости и безработицы. Установление предельно допустимых норм безработицы для регионов. Основные проблемы. Негибкость регулирования. Снижение размеров финансирования. Вопрос 5. От методов и норм социальной защиты, свойственных странам с социально ориентированной экономикой, мы постепенно переходим к методам, характерным для либерально ориентированной экономики. В последнем варианте закона о занятости пособие по безработице устанавливается, как и на ранних этапах действия законодательства, в зависимости от размеров заработной платы по последнему месту работы безработного, а для ранее не работавших – в размере минимальной заработной платы. Продолжительность и условия выплаты пособия дифференцированы для разных категорий безработных. Так, высвобожденные могут его получать в течение года, а ранее не работавшие – только 6 мес. При исчислении пособия от базовой зарплаты выплаты пособия составляют: 3 мес. – 75%, 4 мес. – 60%, остальные 5 мес. – 45%. В области при среднем размере заработной платы 4,7 тыс. руб. средний размер пособия по безработице составил руб.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |