УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
Тема 1. Понятие и сущность маркетинга
Студент должен:
- знать:
- сущность и основные категории маркетинга;
- уметь:
- использовать категории маркетинга в практической деятельности. Предмет, цели и задачи курса. Маркетинг как экономическая категория. История и эволюция маркетинговой концепции. Цели, задачи и принципы маркетинга, структура. Функциональное назначение маркетинга. Сферы применения маркетинга: услуги, политика, государственные и общественные организации, идеи. Субъекты маркетинга.
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Этапы развития маркетинга и их характерные особенности. Цели, задачи маркетинга. Различия между целями фирмы и целями маркетинга
|
| Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга.
|
| Инфраструктура маркетинга. Основные цели маркетинга в зависимости от состояний спроса
Потребители. Классификация потребителей по разным признакам.
|
Тема 2. Окружающая среда маркетинга
Студент должен:
знать:
- понятие окружающей среды (ОС) и ее виды, факторы, формирующие ОС и их краткую характеристику;
уметь:
- анализировать окружающую среду организации (по отраслям).
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.
|
| Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды: демографическая, социальная, экономическая, природная, конкурентная, правовая, научно-техническая (технологическая), культурная. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.
|
| Типы клиентурных рынков и их основные особенности.
Среди каких контактных групп обычно функционирует фирма?
|
Тема 3. Сегментирование рынка
Студент должен:
знать:
- понятие рынка; рынок покупателя и рынок продавца; субъекты рынка и рыночной экономики;
- классификацию рынков; рыночных показателей; исследование конъюнктуры рынка;
- конъюнктурообразующие факторы; показатели конъюнктуры; прогнозирование конъюнктуры рынка.
- основные понятия, назначение и признаки сегментирования, критерии выбора сегмента рынка, назначение, условия и способы позиционирования.
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Основные отличительные признаки рынка.
Какие основные типы рынков образуют современное рыночное хозяйство?
|
| Секторы и сегменты: определения и отличия
Основные направления проведения анализа рынка.
|
| Понятие «конъюнктуры рынка». Основные конъюнктурообразующие факторы
|
| Показатели конъюнктуры рынка
Методы при разработке конъюнктурных прогнозов.
|
| Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка. Назначение сегментирования. Признаки сегментирования потребительского рынка: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие.
|
| Критерии выбора сегмента рынка: количественные параметры, доступность сегмента для предприятия, существенность сегмента, прибыльность, совместимость с рынком основных конкурентов, эффективность работы на выбранный сегмент рынка, защищенность выбранного сегмента от конкуренции. Анализ возможностей освоения сегмента рынка и последовательность маркетинговых мероприятий при его освоении.
|
| Позиционирование товара: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров.
|
Тема 4. Маркетинговые исследования
Студент должен:
знать:
- цели, задачи, объекты, схему проведения маркетинговых исследований, виды маркетинговой информации, принципы отбора;
уметь:
- собирать маркетинговую информацию, проводить исследования и анализировать полученные результаты для принятия решений.
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Схема маркетинговых исследований: установление проблемы и формулирование целей исследования, сбор, анализ информации, оценка результатов, применение полученных результатов для принятия решений. Коррекция и оптимизация результатов.
|
| Маркетинговая информация: назначение, источники (внутренние и внешние), принципы их отбора. Классификация маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система (МИС). Использование бухгалтерской отчетности, отчетов менеджеров, других структурных подразделений при сборе маркетинговой информации.
|
| Методы маркетинговых исследований: экспериментальные и аналитические, возможности их применения. Организация маркетинговых исследований.
Важнейшие направления маркетинговых исследований: исследования рынка, товаров, цен, продвижения товаров, доведения их до потребителя.
|
| Маркетинговые исследования товарных рынков: определение емкости, конъюнктурные и прогностические исследования, исследования конкурентной среды, выявление потребностей и средств для их удовлетворения, определение каналов товародвижения и сбыта.
|
Тема 6. Потребительский рынок
Студент должен:
знать:
- понятия: потребительский рынок;
- поведение потребителей; модель покупательского поведения;
- побудительные факторы маркетинг (экономические, политические, социальные, культурные, национальные, психологические, личностные);
- теории мотивации; процесс принятия решения о покупке.
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Участники и сегменты потребительского рынка. Характеристика современного потребительского рынка.
|
| Иерархия потребностей по А. Маслоу. Основные факторы, влияющие на поведение покупателей. Этапы процесса принятия решения о покупке.
|
Тема 7. Рынок предприятий
Студент должен:
знать:
- типы рынков предприятий (рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов, рынок потребления);
- особенности поведения покупателей на рынке товаров промышленного назначения.
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Разновидности рынка предприятий и их особенности. Отличия рынка товаров промышленного назначения от потребительского рынка.
|
| Поведение потребителей промышленных товаров. Особенности промышленного маркетолога.
|
Тема 8. Понятие товара в маркетинге
Студент должен:
знать:
- понятие товара в маркетинге; классификацию товаров и услуг;
- структуру ассортимента товарной продукции;
- жизненный цикл товара; задачи маркетинга на каждом этапе жизненного цикла.
План изучения темы
№ контроль-ного вопроса
| Вопрос программы
|
| Классификация товаров. Ассортимент товарной продукции и его показатели.
|
| Понятие жизненного цикла товара, его этапы и формы кривых. Действия фирмы на различных этапах ЖЦТ.
|