Основные категории дидактики
Дидактика - раздел педагогики по вопросам обучения и образования.
Категории дидактики: -- Цели обучения и образования Цели далёкие и близкие, общие и ситуативные. В сознании педагога и в сознании ученика. Важно осознавать и координировать цели обучения и образования на всех уровнях. -- Содержание обучения и образования Содержание обучения зависит от содержания изучаемого предмета. Содержание образования - соотношение знаний, умений и навыков по общим и специальным дисциплинам. Например, в системе консерваторского образования существует несколько групп дисциплин, которые могут быть представлены в виде системы концентрических окружностей: 1-й круг - специальные предметы (специальность и те предметы, которые выносятся на государственный экзамен, которые дают квалификацию в дипломе) 2-й круг - предметы, которые изучают только студенты-музыканты (сольфеджио, гармония и т.п.) 3-й круг - общеэстетические и общепрофессиональные предметы - их изучают все студенты-гуманитарии 4-й круг - общеобразовательные предметы (так называемый федеральный государственный стандарт). Их изучают все студенты без исключения (история, иностранный язык, экономика и т.п.) В идеале, акцент должен быть на первом круге предметов. Предметы четвёртого круга должны изучаться обзорно. -- Принципы обучения и образования Исходные требования, позволяющие эффективно организовать процесс учебной деятельности -- Методы обучения Способы совместной деятельности педагога и ученика, направленные на освоение предмета -- Процесс обучения Основан на взаимодействии 3-х концепций обучения: концепции преподавания ("Педагогика памяти"), концепции стимуляции ("Педагогика мышления") и концепции консультации - научного руководства ("Педагогика творчества") -- Формы организации процесса обучения и образования а) Формы овладения учебным материалом (урок, мастер-класс, семинар и т.п.); б) Формы проверки учебного материала (зачёт, экзамен, контрольная работа и т.п.) в) Формы получения общего и профессионального образования: начальное общее/ начальное профессиональное; среднее общее/ среднее профессиональное; высшее профессиональное; послевузовское; дополнительное Обучение и образование - черты сходства и отличия понятий Обучение -овладение знаниями, умениями, навыками в какой-либо сфере деятельности. Образование - система дисциплин, которую должны освоить учащиеся.
Возникает вопрос - должен ли человек быть широко образованным или хорошо обученным? Что важнее для деятельности? Существуют диаметрально противоположные ответы на эти вопросы.
Принципы обучения и образования Принципы обучения 1. Принцип наглядности - любое теоретическое знание должно быть проиллюстрировано (устные примеры, наглядный показ). Содержание наглядности зависит от содержания предмета: это может быть рисунок, схема, предмет (например, скелет лягушки на уроке биологии), звучащее произведение на истории музыки, вкус на занятиях по кулинарии, запах на уроках парфюмерии. Правила предъявления наглядности: а) соблюдать равновесие между теоретическими рассуждениями и примерами б) пример должен подтверждать и разъяснять теоретическое утверждение Принцип доступности - новый материал должен быть в зоне реальных учебных возможностей ученика: чуть сложнее, чем в предыдущий раз. Известно, что для продуктивного освоения нового материала, в нём должно быть от 20 до 40 процентов новизны или усложнения. Например, учебный текст на иностранном языке должен содержать от 20 до 40% новых слов. В этом случае ученик справится с текстом и продвинется в освоении языка. Если количество новых слов будет менее 20% - ученик справится с текстом, но останется примерно на прежнем уровне. Если же новых слов будет более 40%, (например, 70%) - текст будет недоступен ученику. Зона от 20 до 40% психологом и педагогом Л. Выготским была названа "зоной ближайшего развития". Реализация принципа доступности затруднена в групповой работе, особенно если ученики сильно отличаются по актуальному уровню развития. Принцип индивидуального подхода - учёт особенностей ученика или группы. Приспособление содержания, форм и методов обучения к индивидуальным особенностям ученика или группы.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |