Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека
Педагогика Педагогика как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Генезис и основные этапы развития педагогики. Генезис - процесс образования и становления развивающегося явления. Этапы развития педагогики: Интенсивно развиваются такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно - просветительной работы. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Объект - воспитание в широком смысле. Предмет - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. Задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести: - выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами; - изучение и распространение педагогического опыта; - прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; - разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания; - внедрение результатов педагогических исследований в практику образования; - участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы; - разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Функции педагогики: Научно - теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях: - описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); - диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); - прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно - техническая функция также реализуется на трех уровнях: - проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий); - преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); - рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания). Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогические закономерности, принципы, правила. Образование - процесс усвоения знаний, обучений. Воспитание - целенаправленное формирование личностиив целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно - познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами данного процесса. Педагогический принцип - это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей. Педагогическое правило - это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе. - воспитание ребенка как формирование его личности совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность. - соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. - только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь, простить, защитить. - организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Место и роль педагогики в системе наук о человеке. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2931)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |