Искусство речи в российской поэзии на примере Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев вошёл в историю прежде всего как прозаик-реалист, однако его «Стихотворения в прозе» — это чистая поэзия, облечённая в разговорную форму. В этих коротких фрагментах слышится не только мелодика русского языка, но и редкое умение говорить с читателем так, будто речь идёт с глазу на глаз. Чтобы понять, как Тургенев строил свою речь и почему она до сих пор звучит свежо, достаточно пройти школу ораторского искусства и разобрать его строки поезии. Давайте разберем на примере: «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора — великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Эти слова из миниатюры «Русский язык» часто цитируют как гимн родному слову, но не меньше они демонстрируют ораторский дар автора. Фраза начинается высоким эмоциональным напряжением («в дни сомнений…»), потом следует пауза-выдох («ты один мне поддержка и опора») и, наконец, кульминация — четырёхкратное перечисление качеств языка. Тургенев сознательно наращивает эпитеты, чтобы добиться звучного аккорда, словно в конце торжественной речи. Характерная черта тургеневской ораторики — ясность. Он избегает тяжеловесных конструкций и книжной пышности, зато свободно пользуется разговорными оборотами, что делает текст ближе к живой речи. В «Собаке» он пишет: «Посмотрите на неё: глаза умные, а слово сказать не может — и всё понимает». Простое односоставное предложение и короткий повтор «и всё понимает» создают эффект доверительного шёпота; читатель ощущает интонацию сочувствия почти физически. Музыкальность Тургенева построена на ритме и паузах. Он не гонится за точной силлабо-тоникой, как классические поэты, но умеет задавать внутренний метр строки. Сравните размеренное: «Я стоял у забора нашего сада, ранним утром, в тишине, и слушал, как дышит земля» — с резким: «Грянул гром. Я вздрогнул». Контраст длинных и отрывистых фраз запускает столь же сильную эмоциональную волну, как смена регистров в публичной речи. Тургеневские миниатюры насыщены образами, облегающими мысль, как костюм по фигуре. Он почти всегда пользуется конкретной деталью — веткой сирени, белой собачьей шерстью, запахом сена, — чтобы заикарить абстрактное переживание. «И запах этот — родной… и на душе так тихо, так мирно, словно колыбель качают», — пишет он в «Сирени». В устной речи такая деталь выполняла бы роль примера, помогающего аудитории увидеть картинку, а значит — лучше понять скрытый смысл. Наконец, Тургенев никогда не затмевает мысль эффектом. Его цель — не блеснуть словом, а довести чувство читателя до нужной высоты. Этим он отличается от ораторов-«трибунщиков», чья задача — покорить зал громом голосов. Тургенев выбирает мягкую тактику: он разговаривает, а не декларирует. И именно поэтому «Стихотворения в прозе» читают вслух — в них естественное дыхание речи. Что может взять современный оратор из тургеневского наследия? Первое — уважение к слушателю. Автор никогда не загромождает текст лишними украшениями. Второе — образность: одно яркое сравнение запоминается лучше, чем пять абстрактных аргументов. Третье — динамика ритма: чередование коротких и длинных фраз удерживает внимание лучше, чем монотонная гладь. И, наконец, искренность. Тургенев нагнетает пафос лишь там, где внутренне убеждён, — поэтому его слова не стареют. Сегодня, когда презентация нередко становится набором клишированных слайдов, тургеневское искусство речи напоминает: сильное слово рождается из точного чувства, а хорошая речь — из заботы о том, чтобы слушатель услышал именно то, что хочет сказать говорящий. Прислушайтесь к его строкам — и в них легко найти скрытый учебник по ораторскому мастерству. «Человек без родины, будто соловей без песни», — задумчиво бросает Тургенев в одном из стихотворений. Пробуя свои голосовые связки в аудитории или перед камерой, полезно помнить: пока за словами стоит живое чувство, они летят далеко. Это и есть главное правило тургеневского слова — великого, могучего и свободного.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (88)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |