Империя Цин в XVIII в. 7 страница
516 Двадцатый век несколько лет, в Китае главенствовала не идеология, а желание избавиться от маньчжуров. Основной задачей революционеров было определить форму республиканского правления, хотя идея конституционной монархии тоже имела своих сторонников. Старый порядок был уничтожен практически полностью, и на его развалинах возникал новый Китай. Примерно через десять недель после восстания в Учане, в декабре 1911 года, доктор Сунь Ят-сен наконец приблизился к осуществлению своей мечты. Он двадцать лет упорно работал, путешествуя по миру в поисках средств и поддержки своих идей, поднял десять неудачных восстаний, а его «Объединенный союз» обладал лишь ограниченным влиянием, но теперь при помощи революционеров из Нанкина он объявил о создании временного правительства Китайской республики, а сам вступил в должность президента. Сунь Ят-сен понимал, что с падением династии Цин он уступит место Юань Шикаю, который объявил в Пекине, что положение династии непрочно и что она больше не может рассчитывать на поддержку армии. 12 февраля 1912 года нелегкие переговоры закончились заявлением от имени императора, который, подчиняясь «воле провидения и народа», отрекся от престола. На смену монархии пришла республика. В Нанкине Сунь Ят-сен подал в отставку и рекомендовал на должность президента Юань Шикая. Юань Шикай был официально избран в октябре 1912 года, и иностранные государства признали новую власть. Мандат Неба, которым императорский дом владел на протяжении двух тысячелетий, был отозван, и могущественная династия, правившая страной почти триста лет, быстро и тихо ушла в небытие. Малолетнему императору вместе с семьей разрешили жить в Запретном городе, а в 1917 году, в результате странного стечения обстоятельств, ему на целых восемь Двадцатый век 517 дней даже вернули трон. В 1924 году в возрасте восемнадцати лет Пу И выселили из дворца; впоследствии он был марионеточным правителем в оккупированной японцами Маньчжурии, а закончил свою жизнь простым рабочим в Китайской Народной республике. Пу И умер в 1967 году. Вернемся, однако, в Пекин, в насыщенный событиями 1912 год. Генерал Юань Шикай был способным, но вероломным человеком. В период «100 дней реформ» император Гу-аньсюй, понимая, что вступает в опасное противоборство с теткой, советовался с Юань Шикаем, но тот, делая вид, что помогает, информировал вдовствующую императрицу о планах юного императора и тем самым помог ей совершить дворцовый переворот. После смерти вдовствующей императрицы предатель был отправлен на север якобы «для лечения больной ноги», но после восстания в Учане, когда революция подступила к самой столице, двор запаниковал и в отчаянии вновь обратился за помощью к генералу. Поначалу Юань Шикай ответил, что его «нога не совсем зажила», но вскоре вернулся в Пекин — на этот раз на должность премьер-министра. Однако вместо того чтобы использовать свое высокое положение и влияние в армии для защиты династии, он стал искусно подготавливать ее свержение, очищая себе путь к президентству. Но и этого ему было мало — после успешного государственного переворота он поставил перед собой еще более высокую цель. Не все были довольны избранием Юань Шикая на пост президента: восстания следовали одно за другим, а армии пришлось усмирять Кантон, который попытался отделиться от Китая. Возникли проблемы и в отношениях с другими странами. Тибет стремился добиться независимости от Китая, и его поддерживала Великобритания, поплатившаяся бойкотом ее товаров. (Вопрос статуса Тибета оставался неразрешенным вплоть до 50-х годов XX века, когда страна была захвачена коммунистическим Китаем. Попытки по- 518 Двадцатый век строить там общество по образцу китайского стали причиной восстания 1959 года; восстание было подавлено, далай-лама бежал в Индию, и с тех пор китайцы считают Тибет своей территорией.) Непростыми были отношения с Россией, которая претендовала на Внешнюю Монголию; Юань Шикай подписал соглашение — тайное, чтобы избежать народного гнева, — согласно которому эта территория отходила к России, тогда как Внутренняя Монголия оставалась в составе Китая. Но самая серьезная опасность по-прежнему исходила от Японии, которая не оставляла попыток проникнуть в Маньчжурию, а в 1914 году, после начала Первой мировой войны, захватила территории на полуострове Шань-дун, которыми на правах аренды владела Германия. В следующем году Япония предъявила Китаю знаменитый ультиматум — «21 требование», в числе которых были предоставление прав на разработку полезных ископаемых и использование железнодорожной сети на Шаньдунском полуострове, а также передача в аренду всей Маньчжурии. Правительство Юань Шикая согласилось почти на все требования Японии. Пекинские студенты были в ярости, но президента занимали другие проблемы. Он желал стать императором и основать новую династию, причем ему удалось получить на это согласие Национальной ассамблеи. Но осуществлению его планов помешало Небо — в июне 1916 года он внезапно умер, так и не успев вступить на престол. Правительство быстро разваливалось. Провинции объявляли о своей независимости. Страны Антанты, втянутые в войну с немцами, вынудили Пекин объявить войну Германии, но никаких практических последствий этот шаг не имел. Власть продолжала выскальзывать из рук правительства; определенные силы даже предприняли попытку восстановить династию Цин, но военные отправили на Пекин самолет, сбросивший две бомбы, и за восемь дней мятеж был подавлен. Север Китая находился под властью генералов, а на Двадцатый век 519 юге сторонники Сунь Ят-сена сформировали оппозиционное правительство. Все это время Япония оказывала финансовую помощь военным и мятежникам. Таким было положение в стране, когда в 1919 году в Париже собралась мирная конференция по Китаю. Принятое решение закрепляло права, которые Юань Шикай втайне предоставил японцам после изгнания Германии из арендованных районов Шаньдунекого полуострова в 1914 году. Ненависть к японцам, вызванная «21 требованием», вспыхнула с новой силой, когда известия о соглашательстве Юань Шикая и решениях мирной конференции достигли Пекина. Днем 4 мая 1919 года три тысячи студентов собрались на митинг протеста у Ворот небесного спокойствия (то есть на современной площади Тяньаньмэнь). Мирные намерения уступили место насилию — студенты избили прояпонски настроенного чиновника и сожгли дом одного из министров. Правительство арестовало несколько сотен студентов, что вызвало всплеск возмущения по всей стране. Студенческие волнения охватили более двухсот городов; в Шанхае торговцы на неделю закрыли свои лавки, а рабочие сорока фабрик объявили забастовку. Столкнувшись с зарождением студенческого движения, в котором участвовали женщины и которое пользовалось поддержкой широких слоев населения — это было абсолютно новое проявление национализма, — пекинские власти пошли на попятную, освободив из тюрем 1150 студентов. День 4 мая стал легендарным. Само по себе это событие не имело серьезных последствий, но оно дало название целой эпохе в интеллектуальной, культурной и политической жизни Китая, для которой характерен разрыв с привычками, идеями и убеждениями прошлого. Лидер южных провинций Сунь Ят-сен получил звание генералиссимуса, а его партия снова сменила название на Гоминьдан (буквально — национальная партия); ее сторонников часто называли националистами. Одновременно с 520 Двадцатый век этим при поддержке Советской России сформировалась коммунистическая партия — 1 июля 1921 года около десяти китайцев и два агента Коминтерна собрались в одной из школ французского района Шанхая и объявили о ее создании. Делегаты придерживались разных точек зрения относительно того, какой должна быть коммунистическая революция в Китае, пролетарской или крестьянской, но, поскольку в Шанхае не было крестьян, победила идея пролетарской революции. В этот период партия Гоминьдан сотрудничала с коммунистами, которые присутствовали и в ее рядах — двое русских коммунистов были советниками Сунь Ят-сена при составлении устава партии, а еще сорок человек помогали в создании армии южного Китая, которой командовал верный помощник и зять Сунь Ят-сена, харизматичный и талантливый генерал Чан Кай-ши. Сам «отец революции» Сунь Ят-сен умер в 1925 году в Пекине, куда он отправился в тщетной попытке достичь соглашения между партией Гоминьдан и генералами с севера страны. В этот период на юге Китая были сильны антианглийские настроения, а расстрел британскими солдатами безоружной толпы в Шанхае привел к бойкоту английских товаров, в результате чего Англия понесла серьезные убытки, а Япония установила контроль над поставками товаров на восточное побережье, что поставило китайскую экономику в еще большую зависимость от Японии. В 1926 году на втором конгрессе Гоминьдана, проходившем в Кантоне, безусловным лидером партии стал Чан Кай-ши. Перед ним стояла непростая задача объединить четырехсотмиллионную нацию, девяносто пять процентов которой составляли крестьяне, грамотных было менее двадцати миллионов, причем центральное правительство в Пекине не обладало реальной властью, а провинции воевали друг с другом. Чан Кай-ши повел армию — сформированную в окрестностях Кантона, модернизированную и обученную при по- Двадцатый век 521 мощи немецких военных специалистов — на север. Посредством дипломатии и военной силы он подчинил себе всех оппозиционных вождей. Достигнув Янцзы, он перенес столицу в Ханькоу. За ним стояли огромные массы людей, выступивших в поддержку Гоминьдана и коммунистов, которые привлекали крестьян обещаниями раздать землю, конфисковать крупные поместья, снизить налоги и унизить бывших землевладельцев, заставив их носить остроконечные шутовские колпаки. Гоминьдан был партией среднего класса с социалистической, а не коммунистической окраской, поскольку Чан Кай-ши испытывал глубокое недоверие к коммунизму. Захватив Шанхай, он повернул оружие против бывших союзников. Он уволил или казнил русских советников, убил тысячи коммунистов, вознамерившись уничтожить их всех, чем посеял семена будущей гражданской войны. Избежавшие смерти коммунисты рассеялись по всей стране, особенно по провинции Цзянси, где число их сторонников стремительно росло. Что касается самого Чан Кай-ши, то он, имея в своем распоряжении финансовые ресурсы банкирских домов Большого Шанхая (с ними была связана его жена) и доступ к иностранному капиталу, мог хорошо платить военным и сформировать эффективное правительство, которое теперь обосновалось в Нанкине и опиралось на поддержку небольшой, но хорошо обученной армии. Все последующие годы, отмеченные разрухой, беззакониями и страданиями миллионов людей, Чан Кай-ши преследовал цель объединения страны. Он сражался, плел интриги, маневрировал и использовал подкуп, чтобы подчинить себе мятежных генералов. Одновременно его партия вела охоту на коммунистов, которые перед лицом постоянных атак гоминьдановской армии в октябре 1934 года приняли важное решение. Девяносто тысяч человек покинули Цзянси и выступили в «великий поход», направляясь на север 522 Двадцатый век Китая через западные районы страны. Впереди их ждали два года лишений, жестоких боев среди гор и болот, холод и голод, отсутствие медикаментов, бомбардировки, нападения враждебных племен. Потеряв пятьдесят тысяч человек, они остановились в городе Яньань, расположенном в северной провинции Шэнси. Здесь лидером коммунистов стал Мао Цзэ-дун — третий человек (после Сунь Ят-сена и Чан Кай-ши), оказавший решающее влияние на судьбы китайского народа в XX веке. Мао Цзэ-дун родился в 1893 году в окрестностях города Чанша, столицы провинции Хунань. Он был старшим из тре^ выживших детей (всего их было семь) в семье и с шести лет работал на земельном наделе отца площадью в три акра; поступив в деревенскую школу, Мао в свободное время продолжал помогать отцу. При поддержке отца мальчик научился считать на счетах, что могло пригодиться при ведении бухгалтерии, а в восемнадцать лет отец женил сына, но жена Мао умерла в возрасте двадцати одного года. Мао посещал разные школы и какое-то время занимался в библиотеке, делая перерыв лишь для того, чтобы съесть две рисовые лепешки; в семнадцать лет он прошел тридцать миль, чтобы поступить в новую школу. Мао читал запоем — сначала исторические романы, затем классику, а затем произведения европейских авторов — и сочинял стихи. Когда в провинции Хунань случился голод, бедняки стали отбирать запасы риса у более зажиточных крестьян, в том числе у его отца, и после этого Мао заинтересовался политикой. Книги познакомили его с великими людьми, такими как Наполеон, Екатерина Великая, Веллингтон, Гладстон, Руссо и Монтескье, но наибольшее впечатление на него произвел Вашингтон, который «после восьмилетней тяжелой войны одержал победу и создал свою нацию». Юноша был неутомимым путешественником и великолепным пловцом. В 1911 году Мао, прочтя в газете о революции и восстании Сунь Ят-сена в Кантоне, за- Двадцатый век 523 разился революционными идеями и, подобно многим современникам, отрезал косичку в знак презрения к маньчжурам. Недолго прослужив в республиканской армии, он в двадцать четыре года получил диплом педагогического училища. Затем он вместе с тремя другими студентами снимал три комнаты на одной из узких улочек в бедном квартале Пекина и некоторое время работал в университетской библиотеке. В этот период он увлекся марксистской литературой. По возвращении в Чанша он сначала преподавал историю в школе, а затем открыл книжную лавку, дела которой шли довольно успешно. Он присутствовал на первом съезде коммунистической партии и стал ее активистом, вербуя новых членов и организуя забастовки. Мао участвовал в северном походе Гоминьдана, но отсутствовал в Шанхае, когда Чан Кай-ши повернул оружие против бывших союзников. Затем он начал формировать крестьянскую армию, которая базировалась в горной местности между провинциями Хунань и Цзянси. Именно здесь он присоединился к «великому походу», а по его завершении поселился в пещере, где у него родился ребенок, — всего у Мао было десять детей от трех женщин, но выжили лишь четверо. Усилия Чан Кай-ши по объединению страны и уничтожению коммунистов были полностью нейтрализованы катастрофическими событиями, начавшимися в 1937 году. Угроза со стороны Японии, вынашивающей агрессивные планы, никуда не исчезла. В 1928 году японские войска нанесли поражение доблестной, но неопытной армии Чан Кай-ши, через несколько лет окончательно подчинили Маньчжурию, на территории которой образовалось марионеточное государство Маньчжоу-Го, и вплотную приблизились к Пекину. Тридцатые годы XX века стали судьбоносными для мира — на Европу надвигалась тень нацизма. Политика Запада состояла в том, чтобы столкнуть Японию и Китай, а японцы стремились выбраться из изоляции, в которой они оказа- 524 Двадцатый век лись после заключения союза с Германией и Италией (в 1936 году). Япония хотела создать «Великую Восточную Азию», которая служила бы источником сырья и рынком сбыта, преодолеть Великую депрессию, начать завоевание мира, а если Запад будет оказывать сопротивление, то обеспечить жизненное пространство для стремительно растущего населения и создать «санитарный кордон» вокруг России. Началом осуществления этих грандиозных планов должно было стать завоевание Китая. Требовался лишь предлог, которым стал инцидент на мосту Марко Поло в июле 1939 года. 7 июля японские войска, размещенные между Тяньцзи-нем и Пекином в соответствии с «Заключительным протоколом», вышли на учения вблизи моста, расположенного в десяти милях от Пекина, и неожиданно были обстреляны китайскими солдатами; в результате один японский военнослужащий был захвачен в плен (правда, его вскоре отпустили). Бряцание оружием продолжалось целый месяц, после чего японский премьер-министр объявил о намерении окончательно разрешить проблему японо-китайских отношений, тогда как Чан Кай-ши пообещал всеми силами защищаться от агрессии. В ходе массированного наступления на Шанхай японские войска уничтожили более миллиона солдат гоминьдановской армии. Еще ужаснее была «нанкинская резня». После сдачи города китайцами японские солдаты устроили невиданную по своей жестокости бойню. Они убили всех защитников Нанкина, а затем на протяжении шести недель уничтожили — закололи штыками, облили керосином и сожгли, закопали живьем — двести тысяч жителей города; восемьдесят тысяч женщин были изнасилованы, после чего им вспарывали живот или отрезали груди. (После Второй мировой войны по приговору Токийского трибунала несколько японских военнослужащих были казнены, однако Япония продолжает замалчивать это военное преступление.) Двадцатый век 525 Японцы контролировали обширные районы страны. После падения Нанкина Чан Кай-ши бежал на крайний запад страны, в город Чунцин на реке Янцзы в провинции Сычу-ань. Это был сельскохозяйственный район, и поэтому го-миньдановцы привезли сюда оборудование, снятое с фабрик на восточном побережье; студенты и преподаватели переезжали вместе с имуществом университетов. Из этого далекого города, снабжавшегося по воздуху союзниками (преимущественно Соединенными Штатами), Чан Кай-ши продолжал руководить сопротивлением, которое усиливалось благодаря партизанским отрядам коммуниста Мао. Китайцы храбро сражались, но их усилия были тщетными. Длившаяся восемь лет ужасная война унесла жизни пятнадцати миллионов китайцев, солдат и мирных граждан, а материальные потери страны не поддаются оценке. Война закончилась лишь в 1945 году, когда атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, похоронила японскую мечту о «Великой Восточной Азии». Китай наконец обрел свободу. Но мир в стране так и не наступил. Между националистами и коммунистами существовали непреодолимые разногласия. Все усилия союзников, убеждавших противоборствующие стороны сформировать единый фронт, потерпели неудачу — даже несмотря на то, что Чан Кай-ши, временно захваченный одним из северных генералов, дал вынужденное согласие. Столкновение между гоминьдановцами и коммунистами было неизбежным. Мао Цзэ-дун, укрывшийся в своей ставке в Яньани, последние девять лет разрабатывал и совершенствовал тактику партизанской войны. С^м он вернулся к крестьянским корням, вел простую жизнь и, к неудовольствию интеллектуалов, становился грубым до неприличия: мог во время беседы расстегнуть ремень и начать вылавливать вшей или в жару снимая брюки и ложился на кровать, когда у него брали интервью. Но он был прочно связан с крестьянскими массами, а его речи и письменные рабо- 526 Двадцатый век ты легли в основу революционной программы и принципов коммунистов. В возобновившейся кампании против Мао Чан Кай-ши поначалу сопутствовала удача: его войска захватили Яньань и повели наступление на Маньчжурию, но местный коммунистический лидер, вооруживший свои отряды тем, что осталось от разгромленной японской армии, нанес им сокрушительное поражение. Националисты были деморализованы. Они сдали коммунистам Шаньдун, а в 1948 году после решающего сражения оставили Пекин. За Пекином последовал Нанкин, а потом и другие города. Чан Кай-ши бежал на Тайвань, который после капитуляции Японии был возвращен Китаю. Он привез с собой около двух миллионов сторонников, триста миллионов долларов из государственной казны и под защитой Соединенных Штатов построил успешное капиталистическое государство. Съезд победившей коммунистической партии вновь перенес столицу в Пекин и вернул городу прежнее название. Именно в Пекине 1 октября 1949 года Мао Цзэ-дун объявляет о создании Китайской Народной республики. После того как эти слова прозвучали на площади у Ворот небесного спокойствия, Мао стал руководителем нации, насчитывающей около миллиарда человек. Такой власти еще не было ни у одного правителя. Родилась новая династия, и в ее основе лежала не генеалогия и не семья, а коммунистическая партия. Возникла седьмая (если считать Хань, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин) китайская империя. На ее недоверие Запад отвечает взаимностью. Взаимоотношения могут наладиться, если в полной мере будут соблюдаться благородные принципы, характерные для каждой цивилизации: христианская доброжелательность и готовность подставить другую щеку, а также глубокая вера китайцев в то, что вселенная — природа и человек — постоянно стремится к равновесию и гармонии, так что если зло Двадцатый век 527 нарушает баланс, то для исправления ситуации необходимо добро, и таким образом инь и ян уравновешивают друг друга. Именно этот принцип красной нитью проходит через всю долгую историю огромной страны с ее неисчислимым населением и величественной цивилизацией — историю, которую мы попытались кратко очертить в этой книге. БИБЛИОГРАФИЯ A Gallery of Chinese Immortals / tr. L. Giles. John Murray, 1979. Alexander W. Picturesque Representations of the Dress and Manners of the... Chinese. John Murray, 1814. Allom Т., Wright, G. N. The Chinese Empire Illustrated. London: Printing and Publishing Co., 1845. Anderson A. A Narrative of the British Embassy to China 1792-1794. London: J. Debrett, 1795. AnderssonJ. G. Children of the Yellow Earth. Mass.: The MIT Press, 1934. Anon. A Selection of Ancient Chinese Bronzes. Peking: Wen Wu Press, 1976. Anon. Along the Yellow River. Peking: Foreign Languages Press, 1975. Anon. Chinese Painting and Calligraphy from the Collection of John M. Crawford Jnr. N. Y.: Pierpont Morgan Library, 1965. Anon. Historical Records Unearthed in New China. Peking: Foreign Languages Press, 1972. Anon. Marco Polo's Adventures in China. Cassell, 1965. Anon. New Archeological Finds in China. Peking: Foreign Languages Press, 1973. Библиография 529 Anthology of Chinese literature / ed. С Birch. N. Y.: Grove Press, 1965. Asian Folklore and Social Life / ed. Lou Tsu-k'uang. Taiwan: Orient Cultural Service, 1975. Atlas of Primitive Man in China. Beijing: Science Press, 1980. Balazs E. Chinese Civilization and Bureaucracy. Yale U. Press, 1964. Baynes C. F. The I-Ching. Routledge & Kegan Paul, 1951. Beattie H.J. Land and Lineage in China. Cambridge U. Press, 1979. BeechingJ. The Chinese Opium Wars. Hutchinson, 1975. Bennett A. A. John Fryer the Introduction of Western Science... China. Harvard U. Press, 1967. Bielenstein H. The Bureaucracy of Han Times. Cambridge U. Press, 1980. Bishop J. F. The Yangtze Valley and Beyond. John Murray, 1899. Bishop J. F. Chinese Pictures. Cassell & Co., 1900. Blake С Charles Elliot R. N. 1801-1875. London. Cleaver-Hulme Press, 1960. Bloodworth С P. & D. The Chinese Machiavelli. Seeker & Warburg, 1976. BoddeD. Festivals in Classical China. Princeton U. Press, 1975. BoulnoisL. The Silk Road. George Allen & Unwin, 1966. BraamA. E. Van. Embassy of the Dutch East-India Co. to... China. London: R. Phillips, 1798. Brent P. The Mongol Empire. London: Book Club Assoc, 1976. Cambridge History of China. Cambridge U. Press. Vol. 1, 1986 and ten subsequent vols, by 2000. Cameron N. Barbarians and Mandarins. N. Y.: John Weatherhill, 1970. Carl K. A. With the Empress Dowager of China. London: KPI, 1906. Carter T. V. The Invention of Printing in China. N. Y.: Ronald Press Co., 1925. 530 Библиография Catalogue of Important Archaic Chinese Bronzes. London: Sothebys, 1967. Cathay and the Way Thither / tr. H. Yule. Taipei: Ch'eng Wen Publishing, 1972. Ch'enJ. China and the West. Hutchinson, 1979. Ch'en P. H. Chinese Legal Tradition under the Mongols. Princeton U. Press, 1978. Ch'u Tung-tsu. Han Social Structure. Washington U. Press, 1972. Chaffee J. W. The Thorny Gates of Learning in Sung China. Cambridge U. Press, 1975. Chan W. К. K. Merchants, Mandarins, and Modern Enterprise in Late Ch'ing China, Harvard U. Press, 1977. Chang Chung-li. The Chinese Gentry. Washington U. Press, 1955. ChangK. С Early Chinese Civilization. Harvard U. Press, 1977. Chang К. С The Archeology of Ancient China. Yale U. Press, 1977. Chen Chi-yun. Hstin Yueh and the Mind of Late Han China. Princeton U. Press, 1980. Chen Chi-yun. Hsiin Yueh. Cambridge U. Press, 1975. ChesneauxJ. and others. China from the Opium Wars to the 1911 Revolution. Sussex: Harvester Press, 1977. China in Maps / ed. H. Fullard. London: George Philip & Son, 1968. China under Mongol Rule / ed. J. D. Langlois. Princeton U. Press, 1981. China's Examination Hell / tr. C. Schirokauer. Yale U. Press, 1976. China's Incredible Find // National Geographic Magazine. National Geographic Society, April 1978. Chinese Literature / ed. Mao Tun // Monthly No. 2. Peking: Foreign Language Press, 1964. Chinese Medicine//Wellcome Historical Medical Museum and Library. 1966. Библиография 531 Chinese Snuff Bottles // No. 3 / ed. H. M. Moss. London: Chinese Snuff Boxes. Chinese Wit and Humour / ed. G. Kao. N. Y.: Coward—McCann, 1946. Clark G. Impatient Giant: Red China Today. N. Y.: Ronald Press Co., 1925. CotterellA. The First Emperor of China. Macmillan, 1981. Cotterell Y. Y. & A. The Early Civilization of China. London: Book Club Assoc, 1975. Cotterell Y. Y. & A. Chinese Civilization, Ming to Mao. London: Book Club Assoc, 1977. Courtier and Commoner in Ancient China / tr. B. Watson. Columbia U. Press, 1974. Cranmer-ByngL. A Vision of Asia. London: Readers Union, 1932. Creel С G. The Birth of China. Frederick Ungar, 1937. Creel С G. The Origins of Statecraft in China. Chicago U. Press, 1970. Creel CG. Shen Pu-hai. Chicago U. Press, 1974. Danton G. H. The Culture Contacts of the U. S. and China. Columbia U. Press, 1973. DardessJ. W. Conquerers and Confucians. Columbia U. Press, 1973. Davidson B. and others. Fossil Man in China. Peiping: Geological Survey of China, 1933. Davis J. F. The Chinese. London: Charles Knight & Co., 1840. Dawson R. The Chinese Chameleon. Oxford U. Press, 1867. Dawson R. Imperial China. Hutchinson, 1972. Dawson R. The Chinese Experience. Weidenfeld & Nicolson, 1978. De Francis J. Beginning Chinese. Yale U. Press, 1963. Dillon M. Dictionary of Chinese History. London: Frank Cass & Co., 1979. Dolby W. A History of Chinese Drama. London: Elek Books, 1976. 532 Библиография Drake F. W. China Charts the World. Harvard U. Press, 1975. Dudbridge G. The Legend of Miao-shan. London: Ithaca Press, 1978. Earner J. B. The English in China. London: Curzon Press, 1909. Eberhard W. A History of China. Routledge & Kegan Paul, 1950. Eberhard W. Conquerers and Rulers. Leiden: E.J. Brill, 1970. Eberhard W. Social Mobility in Traditional China. Leiden: E.J. Brill, 1962. Ebrey P. B. The Aristocratic Families of Early Imperial China. Cambridge U. Press, 1978. ElisseeffD. and V. New Discoveries in China. N.Jersey: Chartwell Books, 1983. Ellis H. Journal of the Proceedings of the late [Amherst] Embassy to China. John Murray, 1817. Embassy from the East-India Company... to... China / tr. J. Ogil-by. London: John Macock, 1699. Eminent Chinese of the Ch'ing Period / ed. A. Hummel. Taipei: Ch'eng Wen Publishing, 1970. Erotic Art of China / ed. A. Franzblau. N.Y.: Crown Publishers, 1977. FairbankJ. K. Trade and Diplomacy on the China Coast. Stanford U. Press, 1964. Fan Hong. Footbinding, Feminism and Freedom. London: Frank Cass, 1997. FesslevL. and others. China. Time-Life International, 1963. Fitzgerald P. Ancient China. London: Elsevier Phaidon, 1978. Franck L M. and Brownstone D. M. The Silk Road. N. Y.: Facts on File, 1986. Franke W. A Century of Chinese Revolution, 1851-1949. Oxford: Basil Blackwell, 1970. Freehill N. China: All About It! Berlin: Seven Seas Publishers, 1959. Fry R. and others. Chinese Art. London: В. Т. Batsford, 1925. Библиография 533 Fryer J. The Great Wall of China. London: New English Library, 1975. Fung Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy. Macmillan, 1948. Gascoigne B. The Treasures and Dynasties of China. Jonathan Cape, 1973. GernetJ. Daily Life in China, 1250-1276. Stanford U. Press, 1962. GernetJ. A History of Chinese Civilization. Cambridge U. Press, 1982. GersonJ.J. Horatio Nelson Lay and Sino-British Relations. Harvard U. Press, 1972. Giles H. A. A History of Chinese Literature. Charles E. Tuttle Co., Inc., 1973. Giles H. A. A Chinese Biographical Dictionary. Taipei: Ch'eng Wen Publishing, 1975.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |