Лебедев Н Указ. соч , с 50. I 8 страница
491 Стоглав Тавлеи — игра в шашки. Влирии — игра в кости. g Стефанович Д. Указ. соч., с 264. Российское законодательство X — XX веков Древнеславянская Кормчая, с. 151. Торжественная церемония в Успенском соборе. 1564 год Миниатюра Лицевого Летописного свода. XVI век цитировано два стиха из Нового завета: из Евангелия о Луки (гл. 6, ст. 25) и послания апостола Павла к ефесянам (гл. 5, ст. 18). Правило 9-е VI (Трулльского) вселенского собора запрещает причетникам заниматься корчемным делом889. В ответе также приводятся два правила «святых апостол» в полном переводе и два гражданских узаконения: Новая заповедь глаголет (гл. 10-я из 123-й новеллы имп. Юстиниана) и в новых глаголет второе завещание пер-ваго гранеси (выдержка с санкцией из первой книги кодекса Юстиниана — гл. 4-я, постановление 34-е). Данная глава наряду с царским вопросом 24 (гл. 41) представляет собой ценный источник по истории русского язычества. Кроме древнейших летописей да Стоглава, трудно указать еще какой-либо памятник, который бы так ярко запечатлел живую картину русских языческих празднеств. Показательно, что языческие бесования устраивались простою чадью, то есть простонародьем и как раз накануне церковных праздников, что вполне может расцениваться как своеобразный протест против идеологического давления церкви. Как и в других главах Стоглава, роль учинителя заповеди возлагается на царя. В качестве обоснования заповеди отцы собора выставили правила вселенского, в частности, шестого собора (правила 50-е и 51-е). Но если сравнить содержание этих правил (они приведены в комментарии к гл. 90 Стоглава) с толкованием, то нельзя не заметить, как создатели Стоглава незаметно перешли от запрета плясаний и игрищ, консолидирующих массу, к запрету таких малоколлективных игр, как шахматы, шашки, кости, о которых в правилах VI вселенского собора ничего не говорилось. Запрещая игру в шахматы, сам царь не придерживался установленного запрета. Известно, что Иван Грозный умер как раз за шахматной доской. По-видимому, запрет языческих игрищ был связан со стремлением удержать массу населения в лоне церкви. Запрещая играния и плясания, члены Собора предлагали на божественных литоргиях со страхом стояти. Вместо жизнерадостных увеселений под гусли, смыки и сопели предлагалось песньми божественными услаждатися. Так, с XVI в. русские музыкальные народные инструменты оказались под запретом. Конкурентоспособность языческих обычаев подрывалась. Важно отметить,, что санкцией за приверженность к играниям служил определенный срок для покаяния. По кодексу Юстиниана этот срок исчислялся тремя годами, но он мог быть сокращен для тех, кто во страсе божий пребудут. Наконец, как и во многих других главах памятника, в данной главе содержатся увещевания воздерживаться от дьянства. «Авторитетным» обоснованием запрета в данной главе послужили слова апостола Павла о связи пьянства с блудом из послания к ефесянам. Как и в других местах Стоглава, в данной главе оговаривается, что запрет пить вино Российское законодательство л^X веков Корчагами — чанами. Обавником — обаятелям, чародеям, гадателям. Древнеславянская Кормчая. Т. I, вып. I, с. 182—186; вып. 2, с. 321; Стефанович Д. Указ. соч., с. 265. Обавницах — колдунах. Получай — случаи, обстоятельства. Рожданицы — рок, судьба, предопределенье. Цит. по кн.: Бочкарев В. Стоглав и история собора 1551 г. Юхнов, 1906, с. 138. Всякие недели — воскресные дни. Куяй втайне переперы — изготовитель фальшивых монет. Стефанович Д. Указ. соч., с. 265—266. носит не абсолютный характер: запрещается лишь пить вино «в пьянство», но пить «в веселие», как говорится в Стогла-ве, сам «господь бог предаде». Глава 93 Данная глава является продолжением предшествующей и представляет собой ответ на 24-й царский вопрос (см. гл. 41). Запрет облачаться мужчинам в женские одежды, а женщинам — в мужские повторяет положения главы 90 (см. комментарий к ней). Источниками ответа, содержащегося в гл. 93, послужили следующие правила вселенских соборов: 61-е, 62-е и 65-е Трулльского собора и концовка 15-го правила Карфагенского собора (419 г.)890. В данной, 93-й, главе содержится запрет обращаться к авторитетам языческой веры: волхвам, колдунам и т. п. Очевидно, что языческие авторитеты подвергались гонениям со времен Владимира Святославича. В Стоглаве, памятнике середины XVI в., вновь ставится проблема избавления от конкуренции языческих авторитетов. О реализации постановлений Стоглава свидетельствует приговорная грамота Троице-Сер-гиевского монастырского собора от 31 октября 1555 г. об изгнании из принадлежавшей монастырю Присецкой волости скоморохов, волхвов, баб-ворожей и т. д. Этот приговор был составлен как раз на основе Стоглава или, как сказано в самом документе, по соборному уложению благочестивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси и преосвященного Макария митрополита всея Русит{. Многие из запрещаемых церковью обычаев были известны язычникам-грекам за тысячу лет до Стоглавого собора, некоторые же представляют национальные русские обычаи. Можно предположить, что обычаи древних греков пришли на Русь вместе с древнегреческими книгами. Описание языческих обычаев и верований выглядит в Стоглаве вполне живым и красочным. Здесь и посещения волхвов с целью предсказания судьбы, и колдовские призывы над хмельным квасом, и представления с прирученными медведями, и гадания по рожданицам (вероятно, имевших немало общего с гороскопами), и многие другие еллинские хитрости. Несмотря на полутысячелетнее господство, церкви так и не удалось изжить в народе приверженность к языческим прелестям и верованиям, хотя борьба с ними велась постоянно. Глава 94 Данная глава, как заметил Д. Стефанович, составлена из выписок из кодекса Юстиниана, входящего в Номоканон XIX титулов. Кодекс Юстиниана состоит из 12 книг, которые делятся на отделы, состоящие из заповедей, или кон- „oqo ституции . Глава впервые в русском праве определяет дни, в которые 495Стоглав И требе и есть поучатися — нужно поучаться. Стефанович Д. Указ. соч., с 265—266. Конная уристания, конная течения — конные состязания. не отправлялось правосудие, не принимались иски, подлежали помилованию преступники. В главе дан полный перечень лиц, которые помилованию не подлежали. В их число входили прелюбодей, блудник, гробный тать, отравитель, фальшивомонетчик, убийца и мучитель. В дни церковных праздников и в дни рождения членов царской семьи отменялись и так называемые позорища — зрелища, может быть, связанные с исполнением приговоров. Глава 95 Данная глава является ответом на царский вопрос 21 (гл. 41). Источниками данной главы послужили некоторые правила из апостольских постановлений и 66-е правило шестого (Трулльского) вселенского собора, приведенные по Сводной Кормчей393. Очевидно, ответ, содержащийся в гл. 95, был составлен в связи с распространенными в народе еретическими течениями, призывающими в среду и в пятницу ручнаго дела не де-лати (вопрос 21, гл. 41). В ответе указывается на необходимость трудиться пять дней в неделю, а в субботу и воскресение — праздновать. Помимо еженедельных праздников в главе указываются и пасхальные. Причем по апостольским правилам праздновать полагалось две недели: неделю до и неделю после пасхи, а по правилам Трулльского собора — только одну (пасхальную) неделю. Глава 96 Данная глава представляет собой ответ на царский вопрос 31 (см. гл. 41). Ответ основывается на 80-м правиле шестого (Трулльского) вселенского собора894. 894 Посещение церкви вменялось клирикам И мирянам В обя- Древнеславянская занность. Трехнедельное непосещение церкви без уважитель- Кормчая. Т. I, , „ вып. I, с. 192. ных, так сказать, причин влекло за собой применение церковных санкций: для клириков — отвержение, для мирян — непричащение. Эта санкция ставила нерадивых мирян в обособленное от остальной основной массы населения положение. Глава 97 Данная глава содержит ответ на царский вопрос 31-й (см. гл. 5). Вопрос царя был вызван чрезмерными притязаниями церкви на царскую казну. Царь сетовал на несправедливость этих притязаний и рассчитывал на собор, который, по его ожиданиям, должен был освободить царскую казну от тяжелого бремени содержания некоторых монастырей и церквей. Но его ожидания не оправдались. В ответе, содержащемся в 97-й главе, отчетливо прозвучало стремление отцов церкви сохранить сложившееся положение. На царя возлагалась обязанность давать милостыню тем монастырям, которым его отец — Василий Иванович — давал милостыню в прок. На Российское законодательство X — XX веков Стефанович Д. Указ. соч., с. 94. См. подробнее об этой главе: Носов Н. Е. Становление сословно- представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969, с. 31, 34, 36, 106—108, 232. усмотрение царя оставлялись лишь те монастыри, которым Василий Иванович давал милостыню в приказ. Но тем не менее, собор расценил как достойное и праведное дело пожаловать из царской казны убогие монастыри и церкви, которым без царского жалованья впредь прожити невозможно. Эта глава раскрывает важные стороны экономических отношений между государством и церковью времен Ивана Грозного. Царю в это время не удалась попытка секуляризации церковных земель, более того, на царскую казну возлагалось бремя содержания некоторых монастырей и церквей, как и во времена Василия III. Глава 98 Данная глава в определенной степени развивает положения Стоглава о святительском суде. По догадке Д. Стефановича, она была включена в Соборное Уложение позже других глав, когда основные положения были разработаны на Соборе895. Смысл главы вполне соответствует этому предположению. Глава посвящена размежеванию церковной и царской юрисдикции в церковных слободах, а также урегулированию вопроса о праве наложения повинностей в пользу государя (тягла) на жителей новых таких слобод. Согласно главе 98, жители новых церковных слобод обязаны были тянуть тягло в пользу государя наряду с городскими жителями. Но право суда над архиерейскими слобожанами, проживавшими как в новых, так и в старых слободах, оставалось все же в ведении церкви. Этот вопрос возник из-за вторжения царских наместников и волостелей в юрисдикцию церкви; они узурпировали право суда не только над жителями принадлежащих церкви новых слобод, но даже и над жителями старых. Мотивировкой вторжения царских наместников в юрисдикцию церкви на территории новых слобод послужило то обстоятельство, что многие жители облагаемого государевым тяглом городского посада вышли в свободные от государева тягла новые слободы, принадлежавшие церкви. Глава русской церкви согласился вернуть их на прежние места в посад, более того, согласился на обложение тяглом жителей церковных новых слобод, но отвоевал право суда над ними. Это еще раз подчеркивает то значение, какое придавала церковь своему праву суда над мирянами. Отстояв право суда, митрополит и другие иерархи церкви обязывались не стави-ти новых слобод, а в старых слободах дворов многих не прибавливати, кроме того, не принимать в свои слободы людей из посада, в то же время не препятствовать переходу слобожан в город на посады — в соответствии с правилом Юрьева дня, введенным Судебником 1497 года Ивана III и подтвержденным Судебником 1550 года896. Глава 99 Данная глава указывает на послание Соборного уложения бывшему митрополиту Иасафу (Иоасафу), занимавшему Московскую митрополичью кафедру с 1539 по 1541 гг. И. Н. Жданов рассматривает как «странный»897 сам факт послания соборной книги на просмотр бывшему митрополиту. Д. Стефанович, стремясь разъяснить это недоумение, считает, что соборная книга посылалась бывшему митрополиту для сведения, что являлось простым знаком любезности со стороны царя и отцов собора898. По догадке Д. Стефановича, эта глава была составлена дьяком И. Афанасьевым899. По мнению И. Н. Жданова, идея послать текст Соборного уложения бывшему митрополиту Иоасафу принадлежала никому иному, как благовещенскому попу Сильвестру900. Расчет строился на поиске опоры в бывшем митрополите, с которым Сильвестр сходился во многих взглядах и симпатиях и в замечаниях которого Сильвестр искал точки опоры для спора с участниками Собора. Глава 100 Данная глава представляет собой обширный ответ бывшего митрополита Иосафа (Иоасафа), в котором содержится де-- тальное рассмотрение соборных ответов, или, как их называет Иоасаф, приговоров. Его замечания построены по порядку первых царских вопросов и касаются 1-го, 2-го, 3-го, 7-го, 8-го, 10-го, 12-го и 19-го вопросов. Затем, по поводу 18-го вопроса о вдовых священниках было приписано замечание об Иосифе Волоцком. Судя по ответу бывшего митрополита, Соборное уложение было послано ему в то время, когда Собор еще продолжал свою работу. По мнению Д. Стефановича, Собор в это время занялся судебными делами в ожидании ответа . Ответ не носил официального характера, а представлял собой скорее частное письмо царю. Именно поэтому Собор не счел нужным учитывать замечания Иоасафа об антимисах, о десятильниках, о выкупе пленных, о молодых бродягах и некоторые другие, но одно замечание — об игумене Иосифе Волоцком — вызвало противоположную реакцию отцов Собора. Пожелание бывшего митрополита о включении в Соборное уложение имен пустынников нестяжателей, присутствовавших на соборе 1503 года, не только не было выполнено собором, большинство которого являлось сторонниками Иосифа Волоцкого, а, напротив, привело к возвеличению и восхвалению Иосифа Волоцкого, чье имя было поставлено в один ряд с именами митрополитов Петра и Фотия. Но все же некоторые дополнения в гл. гл. 7, 52, 70 и 85 были сделаны, скорее всего, под влиянием ответа бывшего митрополита, так что неофициальный отзыв был по существу учтен. 497Стоглав Жданов И. Н. Соч. Т. I, с. 258. Стефанович Д. Указ. соч., с. 92. 899 Там же, с 95. 900 Жданов И. Н. Соч. Т. I. с. 258—259. Стефанович Д. Указ. соч., с. 91. Российское законодательство X — XX веков См. подробнее об этой главе и связанном с нею соборном приговоре 11 мая 1551 г.. Носов Н. Е. Становление сословно- представительных учреждений в России, с. 108—117. Глава 101 Эта, последняя, глава Стоглава, именуемая приговором о вотчинах, была составлена по окончании работ Собора и С «902 тоглаву в качестве дополнительной В отличие от некоторых других дополнений, обозначенных в ряде списков главами 102-й или даже 103-й, данная глава органически связана с предыдущими постановлениями Стоглава и, в отличие от иных дополнений, неизменно включается в оглавление списков наиболее ранней редакции. Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. Приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя. Земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговариваются условие и порядок их выкупа родственниками завещателя. В отношении поместных и «черных» земель, приобретенных владыками и монастырями за долги или захваченных ими насильством у детей боярских и черносошных крестьян, предписывалось производить розыск для определения их принадлежности изстари. Со ссылкой на уложение отца Ивана Грозного — Василия III вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царя дарить монастырям. Существенно ограничивается право распоряжения землей ряда удельных князей. Приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора. На будущее же устанавливалась санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу. Аналогичная санкция предусматривалась и в отношении вотчин, завещанных церкви: они изымались безвозмездно из собственности монастырей. Единственным случаем применения обратной силы приговора было завещание вотчин монастырям без государева докладу, но до сего государева приговору. Эти вотчины изымались небезвозмездно и отдавались в поместья. Наряду с ограничением земельных владений монастырей создавалась база для роста земельных владений на поместном праве, необходимых царю. БИБЛИОГРАФИЯ ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ Стоглав.Лондон, 1860. Стоглав.Казань, 1862 (переиздан в 1887 и 1911 гг.). Стоглав.Изд Д.Е.Кожанчи-кова. СПб., 1863. Царскиевопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав). М., 1890. Макарьевский Стоглавник.— Труды Новгородской уче- ной архивной 1912. Вып. I. комиссии. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Беляев И. В.Две выписки из летописного сборника. — В кн.: Архив историко-юри-дических сведений, относящихся до России. Изд. Н. В. Калачова. М., 1850, Ч. I, отд. VI. БеляевИ. В. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. — Русская беседа. М, 1858, Ч. IV. Беляев И. В.О Стоглавом соборе против раскольников. — Чтения общества любителей духовного просвещения, 1875, Ч.2 и 3. Беляев И. Д.Стоглав и наказные списки Соборного Уложения 1551 г. —Православное обозрение, 1863, Т. XI. Бочкарев В. А.Стоглав и история собора 1551 г. Ис- торико-канонический очерк. Юхнов, 1906. Будовниц И. У.Русская публицистика XVI в. М. — Л., 1947. Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1900, Т. II. Громогласов И. М.Новая попытка решить старый вопрос о происхождении Стоглава. Рязань, 1905. Жданов И. Н.Материалы по истории Стоглавого собора. Соч., Т. I. СПб., 1904. Жданов И. Н.Церковно-зем-ский собор 1551 г. Соч., Т. I. СПб., 1904. Зимин А. А.И. С. Пересве-тов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958. Зимин А. А.Реформы Ивана Грозного. М., 1960. Корецкий В. И.Стоглавый собор.—В кн.: Церковь в России (IX в. — 1917 г.). Критические очерки. М. 1967. Латкин В. Н.Лекции по внешней истории русского права. СПб., 1888. ЛебедевН. Стоглавый собор (1551 г.). (Опыт изложения его внутренней истории). — Чтения в обществе любителей духовного просвещения. Январь 1882 г. М., 1882. Макарий(митрополит московский). История русской церкви. М., 1870, Т. VI. Носов Н. Е.Становление со-словно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969. Павлов А. С.Курс церковно- 499 Стоглав Российское Законодательство X—XX веков го права. Тр.-Серг. Лавра, 1903. С-нН. К материалам для истории Стоглава. — Летописи русской литературы и древности. М., 1863, Т. V. Стефанович Д.О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. СПб., 1909. Черепнин Л. В.К истории «Стоглавого» собора 1551 г. — В кн.: Средневековая Русь. М., 1976. Черепнин Л. В.Земские соборы Русского государства XVI —XVII вв. М., 1978. Шмидт С. О.Становление российского самодержав-ства. М, 1973. Шпатов А. Я.Стоглав. К вопросу об официальном или неофициальном происхождении этого памятника. Киев, 1903. УКАЗАТЕЛИ Указатели СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ААЭ—Акты, собранные Археографической Экспедицией в библиотеках и архивах Российской империи АГР— Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России АИ— Акты исторические, собранные и изданные Археографической Экспедицией АРГ— Акты Русского государства 1506—1526 гг. АСЭИ— Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI вв. АФЗХ— Акты феодального землевладения и хозяйства АЮБ— Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси АЮ— Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства Акты Юшкова— Акты XIII —XVII вв., представленные в разрядный приказ. Собрал и издал А. Юшков | ГПБ— Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина | ЛЗАК— Летопись занятий Археографической Комиссии |ПСРЛ— Полное собрание русских летописей |РИБ— Русская историческая библиотека УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН А Авраамий,смоленский чудотворец 304, 445 Адашев159, 407 Акакий,епископ тверской 258, 277, 402, 405, 417, 419 Александр Невский8 Алексеев Ю. Г. 45, 46, 87, 165, 174 Алексей II Комнин,византийский император (1180— 1183) 466 Алексий,митрополит Киевский и всея Руси 408, 473 Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева,первая жена Ивана IV 430, 438 Андрей Рублев,известный русский художник (1360— 1430) 303 Анна Ивановна,русская императрица (1730—1740) 34 Анонимов И. И.34, 35 Антоний Печерский,монах 261, 409 Аристотель309 Артемий, старец,игумен Троице-Сергиева монастыря 413, 414, 419 Афанасьев А. 452 Батый,хан Золотой Орды 5, Безсонов П. А. 243 Беляев Илья 414 Беляев Илларион 457, 473, Российское Законодательство X—XX веков Беляев И. В. 243, 244, 245, 458 Беляев И. Д. 174, 180, 244, 245, 459, 495 Беляев П. И. 174 Бенешевич В. Н. 490 Богдановский А. М. 174 Болотников И. И.,предводитель Крестьянской войны 7 Борис Васильевич,волоцкий князь 459 Бочкарев В. А. 245, 247, 403, 405, 409, 414, 419, 423, 424, 426, 429, 430, 431, 436, 443, 444, 445, 448, 453, 494 Будовниц И. У. 246, 414, 415, 430 В Валк С. В. 239 Варлаам Новгородский 261,409 Василий Великий,архиепископ кессарийский 257, 280, 289, 322, 327, 354, 368, 390 Василий I Дмитриевич,великий князь московский 12, 29, 89, 180, 181,431, 475, 476 Василий II Васильевич Темный,великий князь московский 12, 89 Василий III Иванович,великий князь московский 10, 19, 20, 34, 40, 42, 49, 134, 150, 319, 320, 358, 377, 428, 449, 484, 496 Василий Ярославич,князь серпуховской 70 Веселовский С. Б. 69, 143, 152, 176 Виленский Б. В. 32 Виноградов И. Г. 47 Владимир Святославич,великий князь киевский 256, 261, 333, 336, 409, 467, 494 Владимир Гусев,дьяк 36 Владимирский-Буданов М. Ф. 35, 36, 40, 46, 67, 68, 73, 74, 132—134, 137, 138, 140, 146, 148, 149, 151, 152—154, 156, 163, 164, 168, 170, 172, 174, 180, 183—187, 192, 209, 217, 239 Геннадий,архиепископ новгородский 358, 461 Георгий Васильевич,князь угличский 430 Герберштейн Сигизмунд34, 35, 47, 66, 67, 69, 85, 92, 96, 164, 461, 481 Гессен Ю. 482 Глеб и Борис,князья, дети великого князя киевского Владимира Святославича 261, 409 Голицын Василий Васильевич,князь 37 Голубинский Е. Е. 242, 245, 403, 463, 468, 475, 479 Горский А. Д. 90, 174 Готье Ю. В. 47 Градовский А. Д. 239 Греков Б. Д. 16, 44, 45, 96, 161, 174 Грибовский В. М. 39, 40, 174, 175 Григорий,папа римский 280, 433 Григорий Назианский,церковный деятель 302 Громогласов И. М. 245, 247 Гурий Заболоцкий,епископ смоленский и брянский 258, 405, 445 д Давыдов И. В. 73 Даль В. И. 63, 71, 471 Даниил,князь, сын Александра Невского 8 Демченко В. Г. 175 Державин К. Н. 47 Державина Е. В. 32 Дионисий,епископ суздальский 489 Дмитриев Ф. М. 40—42, 53, 69, 74, 85, 140, 144, 146, 150, 151, 154, 175 Дмитрий Донской,великий князь московский 10, 12, 95 Дмитрий Иванович,князь дмитровский 410 Дмитрий Прилуцкий,основатель монастыря в Вологде 261, 409 Дмитрий Юрьевич Шемяка,сын князя Юрия Дмитриевича Галицкого 12 Добротворский И. М. 244, 245, 250 Дьяконов М. А. 39, 40, 156, 164, 170, 175 Дьюи Г. 46 Дювернуа Н. Л. 39, 40, 64, 79, 175, 185 Ефимий,патриарх константинопольский 437 Ефросин,псковский святой 304, 313, 445, 453 Ефросинья Александрийская 311, 453 Елена,мать византийского императора Константина 408 Елена Глинская,мать Ивана IV 411, 426 Ефимий Турков,игумен Иосифо-Волоколамского монастыря 429, 430 Ж Жданов И. Н. 244—246, 252, 403, 404, 410—415, 419, 426, 429—431, 440, 442, 443, 497 Загоскин Н.П. 39, 40, 175, 239, 240 Захария,библейский пророк 300 Зимин А. А. 6, 7, 8, 14, 17, 28, 43, 44, 64, 70, 131, 155, 173, 175, 184, 185, 201, 218, 225, 236, 240, 241, 246, 247, 248, 250, 465 И Иван III,великий князь 8, 10, 14, 20, 29, 36, 38, 39, 41, 42, 46, 49, 50, 62, 63, 78, 79, 90, 93, 190, 191, 192, 383, 385, 478, 483, 487, 493, 496 Иван IV Васильевич Грозный,великий князь, а затем царь московский 11, 20, 29, 36, 42, 49, 54, 129, 135, 153, 166, 168, 170, 192, 199, 208, 213, 215, 218, 219, 222, 232, 233, 243, 246, 247, 248, 257, 259, 260, 267, 275, 277, 278, 316, 320, 328, 359, 376, 377, 379, 402—404, 406—408, 410—413, 414, 418, 419, 422—431, 438, 441, 457, 458, 460, 482, 492, 494—496 Иван Данилович Калита,великий князь 10, 17, 63, 89, 190 Игорь,великий князь киевский 467 Иоанн Златоуст,епископ константинопольский 280, 302, 433, 441 Иоанн Зонара,первый тайный советник императора Алексея II Комнина, монах 459 Иоанн Креститель384, 451 Иоанн Предтеча261 Иосаф,митрополит 258, 431, 432, 482, 497 Иона,митрополит московский 261, 372, 473, 477 Иосиф Волоцкий (Санин)257, 259, 405, 418, 421, 429,487, 497 Иссерлин Е. М.93 К Калайдович К. Ф. 34—36, 38, 39, 174 Калачов Н. В. 37,38,42, 155, 175 Указатели Российское Законодательство X—XX веков Кассиан, епископ 445
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |