Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ В ИРАНЕ



2015-11-27 1237 Обсуждений (0)
УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ В ИРАНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

 

С первых лет XIX века Иран стал объектом политических и экономических интересов Англии, ступившей на стезю капиталистического развития. Усилия английской дипломатии в первой половине XIX в. были направлены на выполнение одной из важнейших задач внешнеполитического курса Великобритании - обеспечение захвата колоний и их эксплуатации, а также создание опорных пунктов на пути из метрополии на Восток.

Уже в вначале XIX века Великобритания была могущественной колониальной державой, обеспечившей себе монополию в торговле и судоходстве. Английская политика в колониях все больше подчинялась интересам промышленной буржуазии, колониальная политика все более отождествлялась с политикой торговой. Быстрое развитие британской промышленности со всей остротой поставило перед буржуазией вопрос о сбыте: всемерное использование существовавших рынков и открытие новых стало жизненной проблемой для экономики Англии.

Малькольмом в первые же годы XIX в., был составлен план колонизации района Персидского залива, основанный на регулярно поступавшей подробной информации о положении в этом районе, которую поставляли британские агенты, осевшие здесь в результате двухвековой разведывательной деятельности Англии на Ближнем Востоке.

В плане Малькольма были четко изложены цели, которые преследовали англичане, добиваясь контроля над районом Персидского залива. А именно: сделать его рынком сбыта своих товаров, политическим центром Англии на Ближнем Востоке, военной базой, опираясь на которую они смогут противостоять любым конкурентам и предпринять военные действия против Ирана, Аравии, Турции в таких масштабах, какие позволили бы им хозяйничать здесь так же, как в Индии. Политика России на Кавказе в начале XIX в. в значительной степени носила военно-стратегический характер, укрепляла позиции царизма в Закавказье, в районах Черного и Каспийского морей, способствовала дальнейшему расширению ее экономического и политического влияния в странах, тяготеющих к Каспию. Более всего российских сановников интересовало, однако, развитие торгово-политических отношений со среднеазиатскими ханствами, с которыми у нее были давние исторические связи. Улучшение условий экономических связей с Востоком было частью обширной программы, намеченной в первом десятилетии XIX в. для укрепления торгового могущества Российской империи, расширения сбыта ее промышленной и сельскохозяйственной продукции, ее роли в транзитной торговле. Таким образом, Англия и Россия имели большие интересы в Иране, прежде всего, экономического характера, поскольку Иран выступал в качестве обширного рынка сбыта, а также являлся сокровищницей, пополнявшей бюджеты "великих держав".

По англо-иранскому договору, заключенному в ноябре 1814 года, персидский шах брал на себя обязательства объявить недействительными соглашения и союзы со всеми враждебными Великобритании европейскими государствами. Помимо ежегодной денежной субсидии английское правительство обещало Тегерану добиться пересмотра условий Гюлистана. Таким образом, договор 1814 года, ставил в зависимость от Англии не только внешнюю политику шаха, но и подталкивал его в к новой войне с Россией. По Туркманчайскому договору, заменившему Гюлистанский и завершившему русско-иранские войны, между Россией и Персией устанавливалась новая граница по р. Аракс. К России отходили не только Грузия, Северный Азербайджан, но и Восточная Армения – ханства Ереванское и Нахичеванское с Ордубадским округом. Подтверждалось исключительное право России иметь военный флот на Каспийском море. На Иран возлагалась контрибуция в размере 20 млн рублей.

В 1841 г. между Англией и Ираном был подписан договор об экстерриториальности британских подданных, освобождении их товаров от внутренних иранских пошлин. На ввозимые английские товары таможенная пошлина устанавливалась в размере 5%. В 1856 г. неравноправный договор с Ираном заключили также США.

Предлагаемые документы позволяют ознакомиться с важнейшими договорами, заключенными Ираном с европейскими государствами. Рекомендованные документы требуют от студентов основательного подхода к их анализу, поскольку они позволяют проследить, как меняются позиции иностранных держав, особенно Англии и России, в Иране после заключения договоров. Иран приобретает теперь для них значение не только стратегическое, но и экономическое – как рынок сбыта промышленных товаров. Зарубежные коммерческие компании начали открывать в Персии собственные фирмы и торговые дома, вытесняя иранских купцов из сферы как внешней, так частично и внутренней торговли. Ускорившийся рост товарно - денежных отношений усилил кризис феодально-ленного землевладения и повлек за собой увеличение фонда частнособственнических земель. Недовольство складывающейся обстановкой распространялось не только среди крестьян, ремесленников, купцов, но и среди выражавшей их интересы и близкой к ним по своему общественно – политическому положению и условиям жизни части иранского духовенства.

 

Документ №1

Из англо-иранского договора 1814 г.

 

Ст. 1. Персидское правительство считает себя обязанные объявить, что после подписания данного окончательного до говора всякий союз. заключенный с европейскими странами находящимися во враждебных отношениях с Великобританией,- будет считаться недействительным; (персидское 'правительство) обещает не разрешать никакой европейской армии ни вступать на территорию Персии, ни следовать в направлении Индии, ни в какие-либо порты данной страны, а также обязуется не разрешать въезд в Персию никому из тех евро­пейских стран, которые имеют планы вторжения в Индию или враждебны к Англии.

Если какие-либо державы вторгнутся в Индию через Хорезм, Татаристан, Бухару, Самарканд или какими дру­гими путями, его персидское величество обязуется указать князьям и правителям этих стран, чтобы они, насколько это в их силах противодействовали такому вторжению под угрозой оружия либо мирными, средствами.

Ст. 3. Цель данного договора строго оборонительная, и смысл его- упрочение н усиление обоих государств посред­ством взаимной помощи друг другу, н этот договор заклю­чается только с целью отражения вражеской агрессии; слово же «агрессия» в данном договоре означает нападение на тер­риторию другого государства. Границы территорий обоих государств — России и Перси дол ж н ы определяться с со­гласи Великобритании, Персии и России

Ст. 4. Как уже было согласовано в предварительном до­говоре[1]… в случае вторжения какого-либо европейского государства в Персию и если персидское правительство попроси помощи у англичан, тогда генерал-губернатор Индии от лица Великобритании удовлетворит желание персидского правительства и пошлет из Индии требуемые войска с офице­ра военное снаряжение и боевые припасы или же вместо всего этого английское правительство выплатит годовую субсидию, сумма которой будет определена в окончательном договоре между обеими высокими договаривающимися сто­ронами таким образом, что сумма названной субсидии будет составлять 200 тыс. туманов. Кроме того, договорились, что названная субсидия не должна выплачиваться в том случае, если сама Персия совершит агрессию против какого-либо европейского государства. Так как эта субсидия будет выплачиваться только в интересах повышения боеспособности и дисциплины в армии, то [обе стороны] договорились, что английский полномочный министр должен проследить за пра­вильным использованием средств, отпущенных для этой цели.

Ст. 5. Если персидское правительство пожелает ввести европейскую дисциплину в своих войсках, оно беспрепятст­венно может брать на службу офицеров для этой цели при условии, что названные офицеры не будут принадлежать к государствам, которые находятся в состоянии войны или вра­жды к Великобритании.

Ст. 8. В случае если афганцы начнут войну с Англией, то его персидское величество обязуется послать против афганцев армию в таком количестве и таким образом, как будет согласовано с английским правительством. Расходы па содержание этой армии возьмет на себя Англия.

Ст. 9. Если война будет объявлена между афганцами и персами, то английское правительство не будет вмешиваться в их дела до тех пор, пока обе стороны не пожелают его по­средничества, чтобы установить мир.

Ст. 11. Если его персидское величество попросит помощи от английского правительства в Персидском заливе, оно пре­доставит ему военные корабли и войска, если это будет удоб­но и практически выполнимо. Расходы по такой экспедиции должны быть подсчитаны и оплачены персидским правительством; а вышеуказанные корабли будут стоять на якорях в таких портах, какие будут указаны персидским правительством

...25 ноября 1814 г.

 

Вопросы к документу:

1. Сформулируйте причины подписания договора со стороны персидского и английского правительств?

2. Назовите политических деятелей Персии и Англии, подписавших данный договор?

3. Определите цель подписания данного договора со стороны Персии и Англии?

4. Какие обязательства, согласно договору, возлагались на персидское правительство?

5. Какую помощь, согласно договору, могло оказывать английское правительство Персии?

6. Против каких государств был направлено рассматриваемое соглашение?

7. Докажите, что договор подталкивал Персию к проведению агрессивной внешней политики?

8. Докажите, что предлагаемое соглашение являлось неравноправным для Персии в экономическом, политическом и военном планах?

9. Определите характер данного договора?

10. По каким направлениям деятельности государства Иран попадал в зависимость от Англии?

11. Последствия для Персии в результате подписания рассматриваемого соглашения?

С. U. Aiichison. A Collection ui Ireatica.,, v. XIII, p, 61-63


Документ № 2, 3

 

 

(5)

Из трактата, заключенного в Туркманчае

 

10 февраля 1828 г.[2]

Ст. II. Его величество император всероссийский и его ве­личество падишах персидский, принимая в уважение, что с войною между высокими договаривающимися сторонами, воз­никшею и ныне счастливо прекращенною, кончились и взаим­ные по силе Гюлистанского трактата обязательства, призна­ли нужным заменить означенный Гюлистанский трактат настоящими условиями и постано­влениями, долженствующими устроить и утверждать более и более будущие мирные и дружественные между Рос­сией и Персией сношения.

Ст. III. Его величество шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Рос­сийской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сю по ту сторону Аракса, и ханство Нахичеванское.

Ст. V. Его величество шах персидский... настоящей статьей как от своего имени, так и от имени своих наследников и преемников персидского престола признает торжественно все земли и все острова, лежащие между пограничной чертой вышеозначенной[3] и между хребтом Кавказских гор и Каспийским морим, как равно и всех кочующих и других народов, в тех странах обитающих, принадлежащими на вечные вре­мена Российской империи.

Ст. VI. Его величество шах персидский в уважение зна­чительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшей между обоими государствами войной, а также и потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием. Сумму сего вознаграждения обе высокие договаривающиеся стороны постановили в десять куруров[4] томанов рандже, или двадцать миллионов рублей серебром...

Ст. VIII. Российские купеческие суда по прежнему обы­чаю имеют право плавать свободно по Каспийскому морю и вдоль берегов оного, как равно и приставать к ним; в случае кораблекрушения имеет быть подаваема им в Персии вся­ческая помощь. Таким же образом предоставляется и персид­ским купеческим судам право плавать на прежнем положении по Каспийскому морю и приставать к берегам россий­ским, где взаимно в случае кораблекрушения имеет быть оказываемо им всякое пособие. Относительно же военных судов, как издревле одни военные суда под российским военным флагом могли иметь плавать на Каспийском море, то по сей причине предоставляется и подтверждается им и ныне преж­нее сие исключительное право, с тем что, кроме России, ни­какая другая держава не может иметь на Каспийском море судов военных.

Ст. X. Его величество император всероссийский и его ве­личество шах персидский, признавая восстановление и рас­пространение торговых между обоими государствами сноше­ний, одним из главнейших благодетельных последствий вос­становления мира в полном взаимном согласии рассудили за благо устроить все распоряжения, относящиеся до покро­вительства торговли и безопасности обоюдных подданных, и изложить оные в прилагаемом у сего отдельном акте, кото­рый, будучи заключен обоюдными уполномоченными, есть и будет почитаем равносильно частью настоящего мирного до­говора. Его величество шах персидский предоставляет Рос­сии, как то было и прежде, право определять консулов или торговых агентов, повсюду, где польза торговли сего вос­требует, и обязуется сим консулам и агентам, из которых каждый будет иметь в свите своей не более десяти человек, оказывать покровительство, дабы пользовались они почестя­ми и преимуществами, публичному их званию присвоенными. Его величество император всероссийский обещает со своей стороны наблюдать совершенное взаимство в отношении кон­сулов или торговых агентов его величества шаха персидского. В случае основательной жалобы персидского правительства на российского агента или консула российский министр или поверенный в делах при дворе его величества шаха, яко не­посредственный начальник их, имеет удалить виновного от должности и временно поручить оную другому лицу по сво­ему усмотрению.

 

«Советско- иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях».

Сост. Сычев С.И. и Волков В.К. М., 1946, стр. 29-33.

 

Из Особого акта, заключенного в Туркманчае

 

10 февраля 1828 г.

Ст. I- Высокие договаривающиеся стороны, желая доставить взаимно подданным своим все выгоды, проистекающие от обоюдной свободной торговли, согласились в следующем:

российские подданные, снабженные узаконенными паспортами, могут производить торговлю по всему пространству персидского государства и свободно отправляться оттуда в другие государства, соседственные с Персией. Во взаимство чего персидским подданным предоставляется привозить их товары в Россию как чрез Каспийское море, так и чрез су­хопутную границу сего государства с Персией, обменивать оные и покупать товары для вывоза, пользуясь правами и преимуществами наравне с подданными держав, наиболее благоприятствуемых.

Ст. II. Совершаемые обоюдными подданными по торго­вым их делам контракты, вексели, поручительства и другие письменные акты должны быть записаны у российского кон­сула и гакима (гражданского судьи), а где нет консула, то у одного гакима, дабы в случае спора между обеими сторо­нами можно было сделать нужным разыскания для справед­ливого решения. Если одна из двух сторон, не будучи снаб­жена документами письменными и засвидетельствованными, как выше сказано, и долженствующими иметь силу во вся­ком судебном месте, начнет иск на другую и не представит других доказательств, кроме свидетелей, таковой иск не дол­жен быть допущен, разве ответчик сам признает оный за­конным.

Ст. III. Для доставления торговле обоюдных подданных выгод, составляющих предметы прежних договоров, поло­жено: с товаров, привозимых в Персию или вывозимых из сего государства российскими подданными, а равно с произ­ведений Персии, привозимых в Россию через Каспийское мо­ре или через сухопутную границу, и с российских товаров, теми же путями вывозимых из империи персидскими под­данными, взимать пошлину, как и прежде, по пяти процентов со ста[5] единожды навсегда при ввозе или вывозе тех товаров, не подвергая уже оные после сего никакой таможенной пошлине.

Ст. V. Поелику в Персии по существующим в ней обы­чаям с трудом можно иностранцу нанимать дом, места или кладовые, удобные для складки товаров, то дозволяется российским подданным в Персии не только нанимать, но и в собственность приобретать там домы для их жительства, также места и кладовые для хранения их товаров. Чиновники персидского правительства не должны силою входить в озна­ченные домы, места или кладовые, но могут в случае необ­ходимости испросить согласия российского министра, пове­ренного в делах или консула, которые отрядят чиновника или драгомана[6] для присутствия при осмотре дома или то­варов.

Ст. VI[7]. ...Персидские подданные, принадлежащие к свите министра, поверенного в делах или консулов, необходимо им нужные для прислуги, будут пользоваться, во время нахожде­ния при них покровительством их наравне с российскими под­данными. Но если кто-нибудь из тех персидских подданных учинит преступление и будет подлежать наказанию, в зако­нах установленному, в таком случае министерство персид­ское или гаким, а за его небытностью местное начальство, до коего то касаться будет, непосредственно обращается к российскому министру, поверенному в делах или консулу, у коего обвиненный находится в услужении, с требованием о выдаче его к суду. И если сие требование основано на дока­зательствах, изобличающих преступление обвиняемого, то ми­нистр, поверенный в делах или консул без всякого затруд­нения удовлетворяют оному.

Ст. VII. Все тяжбы и дела спорные между российскими подданными подлежат исключительно рассмотрению и решению миссии или консулов его императорского величества сообразно с законами и обычаями империи Российской. На рассмотрение их поступают равномерно все споры и тяжбы между российскими и персидскими подданными, то сии споры и тяжбы поступают к гакиму или правителю и должны быть рассматриваемы и решены не иначе как в присутствии драгомана миссии или консульства. Тяжбы сии, единожды судеб­ным порядком оконченные, не могут быть вторично возобнов­ляемы. Однако же когда обстоятельства будут такого рода, что потребуют вторичного рассмотрения, то к оному не бу­дет приступаемо без предварения министра, поверенного в делах или консула российского, и в таком случае дело может быть исследовано и решено нигде, кроме дефтер ханета, то есть верховной канцелярии шаха в Тавризе или в Тегеране равномерно в присутствии драгомана российской миссии или консульства.

 

Ст. VIII. В случае смертоубийства или другого уголовного преступления между российскими подданными рассмотрение и решение дела подлежит исключительно российскому министру, поверенному в дедах или консулу в силу вверенной им судебной власти по делам их соотечественников. Если российский подданный будет замешан с иноземцами в уголовное дело, он не может никоим образом быть преследуем или тревожим без доказательства соучастия его в преступлении; но и в сем случае, как равно и в том, когда .российский подданный будет обвиняем в непосредственном преступлении, не могут местные судилища приступить к рассмотрению и суду иначе как в присутствии чиновника, отражаемого российскою миссиею или консульством. Если же такового не будет в том месте, где учинено преступление, то местные начальства обя­заны препроводить виновного туда, где находится россий­ский консул или агент. Показания, оправдывающие или изоб­личающие обвиняемого, имеют быть со всею точностью со­браны гакимом и местным судьею, скреплены их подписью и в таком виде доставлены туда, где надлежит судить преступ­ление; сии показания имеют служить при производстве дела основными доказательствами, разве обвиняемый удостоверит, . что оне ложны. Когда обвиняемый будет изобличен надле­жащим образом и приговор последует, тогда преступник име­ет быть выдан министру, поверенному делах или консулу его императорского величества и от него отправлен будет в Россию для наказания, законом определенного.

 

«Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях-». Сост. Сычев С. И. и Волков В. К. М„ 1946. стр. 35—38.

 

Вопросы к документам:

1. В результате каких событий произошло подписание данного договора?

2. Назовите политических деятелей со стороны Персии и России подписавших рассматриваемый договор?

3. В чем Вы видите неравноправность договора для Персии?

4. В территориальном плане?

5. В экономическом плане?

6. В политическом плане?

7. В плане судопроизводства?

8. В военном плане?

9. Докажите, что в результате подписания договора попал в зависимость от России?

10. Какой характер носит данный договор?

 

 

Документ №4

 

(6)

 

Из Торгового договора 1841 г.

английского правительства с шахом Ирана

 

Ст. 1. Купцам обоих могущественных государств взаимно разрешается ввозить на территории друг друга товары и изделия всякого рода и продавать или обменивать их во всех пунктах обеих уважаемых стран.

Таможенные пошлины на все ввозимые товары устанавливаются раз и навсегда и должны взиматься ни ставкам, определенным для всех товаров, ввозимых купцами наиболее благоприятствуемой европейской нации. Кроме того, что такие же таможенные пошлины, какие накладываются на товары купцов наиболее благоприятствуемой нации, будут взиматься и с торговцев- подданных высоких договаривающихся сторон, никакие другие претензии ни под каким предлогом не будут предъявляться к купцам обоих государств во владениях друг друга. Купцы или лица, связанные с высокими договаривающимися сторонами или зависимые от них, будут получать во владениях друг друга точно помощь и поддержку и такое же уважение, которое оказывается подданным наиболее благоприятствуемой нации.

Ст. 2. Ввиду необходимости привлечения купцов обеих сторон каждое государство соответственно будет назначать торговых агентов, которые будут проживать в определенных городах. Поэтому два торговых агента британского правительства будут находиться: один—в столице, а другой— в Табризе, и только в этих городах, причем при условии, что тот, который будет проживать в Табризе, один будет пользоваться привилегиями генерального консула.

Так как в течение ряда лет резидент британского правительства находится в Бушире, персидское правительство милостиво разрешает, чтобы названный чиновник проживал там же, как и прежде.

Таким же образом два торговых агента персидского правительства будут проживать: один—в столице Лондоне, а второй—в порту Бомбей и они будут того же ранга и будут

пользоваться такими же преимуществами, как и торговые агенты британского правительства в Персии.

...В столице Тегеране 28 октября 1841 г. (20 рамазана 1257 г. хиджры).

 

П. П. Бушев. Герат и англо-иранская война 1856-1857 гг. М., 1959, стр. 214-215.

 

 

Вопросы к документу:

1. В результате каких событий произошло подписание данного договора?

2. Назовите политических деятелей со стороны Персии и Великобритании подписавших рассматриваемый договор?

3. Назовите причины по которым персидские власти пошли на подписание рассматриваемого договора?

4. Какую цель преследовали английские власти навязывая Персии данный договор?

5. В чем Вы видите неравноправность договора для Персии?

6. Докажите, что англичане добились значительных успехов в экономическом закабалении Персии?

7. Каких политических уступок,. согласно договору, получили англичане?

8. Какой характер носит данный договор?

9. В чем отличие этого договора от ранее заключенных англо-иранских соглашений (1801,1814)?


Документ № 5

 

(7)

Из англо-иранского договора от 4 марта 1857 г.[8]

 

Ст. 2. Поскольку между названными величествами сча­стливым образом заключен мир, настоящим пришли к согла­шению, что войска ее величества королевы должны быть эва­куированы с персидской территории, согласно условиям и положениям, которые точно определены ниже.

Ст. 5. Его величество щах Персии далее обязуется немедленно принять меры к выводу с территории, из города. Герата и любой другой части Афганистана персидских войск и администрации, находящихся \7ратификационными грамотами. .

Ст. 6. Его величество шах Персии соглашается отказаться от всех претензий на суверенитет над территорией и городом Гератом и районами Афганистана и никогда не требовать от вождей каких-либо знаков повиновения, таких, как чеканка монеты, хутба[9] или дань.

Его величество далее обязуется воздерживаться от вся­кого вмешательства во внутренние дела Афганистана. Его величество обещает признать независимость Герата и всего Афганистана и никогда не пытаться посягать на независи­мость этих государств.

В случае возникновения разногласий между правитель­ством Персии и районами Герата и Афганистана персидское правительство обязуется передавать их для урегулирования дружественным учреждениям (friendly offices) британского правительства и не прибегать к оружию до тех пор, пока усилия этих дружественных учреждений не окажутся безрезультатными.

Британское правительство со своей стороны обязуется в любое время оказывать свое влияние на государства Афга­нистана, чтобы предупредить всякий повод для обид, которые могут быть нанесены ими персидскому правительству Британское правительство, когда к нему в случае возникших затруднений обратится персидское правительство, приложит все усилия, чтобы уладить эти разногласия справедливым и достойным чести Персии способом .[10]

Ст. 7. В случае нарушения персидской границы каким-либо государством персидское правительство имеет право, если оно не получит должного удовлетворения, предпринять военные действия для. подавления и наказания нападающих. Однако всякий военный отряд шаха, который пересечет гра­ницу с вышеуказанным намерением, должен возвратиться на свою собственную территорию, как только будет достиг­нута цель. Осуществление этого права не должно превра­щаться в предлог для постоянной оккупации или присоедине­ния к персидским владениям какого-либо города или района названных государств.

Ст. 10. Британская миссия после обмена ратификацион­ными грамотами возвратится в Тегеран, как только персид­ское правительство согласится принять ее с извинениями и церемониями, специально указанными в отдельной ноте[11], подписанной в этот же день полномочными послами высо­ких договаривающихся сторон.

Ст. 12. Сохраняя в силе последнюю часть предыдущей статьи[12], британское правительство отныне отказывается от нрава защиты любого персидского подданного, фактически не состоящего на службе в британской миссии, у британских генеральных консулов, консулов, вице-консулов или консуль­ских агентов, если никакая другая держава не будет иметь такого права. Однако в данном случае британские прави­тельство требует, а персидское правительство обязуется выполнять требование о том. что британскому правительству, его служащим и подданным будут предоставлены в Персии те же самые привилегии и иммунитеты будут оказываться такое же уважение и почтение, какие пожалованы и оказы­ваются служащим и подданным наиболее благоприятствуемых иностранных государств.


Ст. 15. Настоящий договор подлежит ратификации... в Багдаде в течение трех месяцев, а, если возможно, то и раньше.

П. П. Бушев. Герат и англо-иранская война 1856—1857 гг. М„ 1959, стр. 235—236.

 

Вопросы к документу:

1. Результатом каких событий стало подписание данного договора?

2. Чем были привлекательны для Англии и Персии территории спорные территории?

3. Какие политические деятели со стороны Персии и Англии подписали договор?

4. Против каких государств был направлен данный договор?

5. Докажите, на основании основных положений договора, его неравноправность для Персии?

6. В экономическом плане?

7. Внутриполитическом плане?

8. Внешнеполитическом аспекте?

9. Последствия для Персии в связи с подписанием данного соглашения ?

 

Документ №6

 

 

(8)

 

Договор о дружбе и торговле между Ираном и США

от 13 декабря 1856 г., подписанный

в Константинополе и ратифицированный 13 июня 1857 г.

(Сокращенное изложение)

Ст. I. Об искреннем и постоянном взаимопонимании ме­жду правительствами и гражданами США и правительством и подданными Ирана.

Ст. II. Об обмене и правах дипломатических агентов обе­их стран на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации.

Ст. III. Граждане США и подданные Ирана на террито­рии другой страны пользуются защитой властей на правах наиболее благоприятствуемой нации. Они имеют право ввозить для продажи или обмена любые товары и любую часть обоих государств. Это должно быть понято так, что купцы любой нации, пользующиеся в Иране и США определенными правами в торговле, в случае если одна из высоких договари­вающихся сторон (Иран или США) предоставит в будущем какой-либо другой стране новые торговые привилегии, эти последние будут предоставлены и купцам договарирающихся стран (Ирана и США).

Ст. VI. Об имуществе умерших граждан США и Ирана, которое должно передаваться консулу другой (США или Ирана) страны.

Ст. VII. Консулы договаривающихся стран назначаются в Тегеран, Тавриз и Бендер-Бушир в Иране и в Вашингтон, Нью-Йорк и Нью-Орлеан в США. Консулы пользуются пра­вами и привилегиями на основах принципа наиболее бла­гоприятствуемой нации.

Дипломатические агенты не будут оказывать защиты персидскоподданным в Иране ни открыто, ни тайно. Количе­ство слуг в посольствах и консульствах не должно превышать количества, установленного по договору с Россией.

Ст. VIII. Срок договора установлен 10 лет со дня рати­фикации и в дальнейшем механически пролонгируется, если не будет объявлено одной из договаривающихся сторон (Ираном или США) о прекращении действия договора.

 

* Аналогичного содержания договоры о торговле и мореплавании были подписаны Ферух-ханом в 1856—1857 гг. с Австро-Венгрией, Бельгией, Голландией, Данией, Норвегией и Швецией.

[Motamen-ol Molk]. Recueil de traites cie 1'Empire Pei-san avec les pays strangers par Motainon-o] Molk, Teheran, 1908, p. 16—20.

 

Вопросы к документу:

1. Результатом каких событий стало подписание данного договора?

2. Какие политические деятели со стороны Персии и США подписали договор?

3. На какой срок заключается данный договор?

4. Какими правами наделяются граждане США и подданные Ирана, согласно данному договору?

5. Объясните, что обозначает принцип наиболее бла­гоприятствуемой нации?

6. Какими правами и привилегиями пользуются консулы с той и другой договаривающейся стороны?

7. Докажите. неравноправность данного соглашения для Персии?

8. Какой характер носит данный договор?

9. Последствия для Персии в связи с подписанием данного соглашения ?

 

(9)

 

БАБИДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (1848—1852 гг.)

 

Методические рекомендации

Конец 18 в. ознаменовался для Ирана междоусобной борьбой, в ходе которой у власти утвердилась Каджарская династия. Утверждение у власти Каджарской династии не улучшило ситуацию, так как на протяжение 19 в. продолжались антишахские мятежи. В это же время активизировалась деятельность европейцев в отношении Ирана. В результате чего Иран подписывает ряд неравноправных договоров, выгодные торговые привилегии получают Англия, Франция, Россия. В результате чего традиционная домашняя промышленность, не выдерживает конкуренции с иностранными товарами. Все это резко ухудшило положения широких народных масс, что в результате привело к таким, что все чаще стали проходить протесты против произвола шаха и ханов. В 1847 г. в Зенджане против губернатора восстали ремесленники, мелкие торговцы и городская беднота, губернатор был изгнан из города. В том же году волнения горожан происходили в Исфагане, в 1848г.- в Тебризе, Йезде и других городах.

Роль руководителей этих выступлений и восстаний выпала на долю секты бабидов, последователей основателя этой секты- Баба.

Настоящее имя Баба- Али- Мухамед. Он родился 20 октября 1819г. в Ширазе в семье сеида, торговца бумажными тканями. По достижении совершеннолетия он и сам в течение пяти лет занимался торговлей в Бендер- Бушире. Затем совершил паломничество в Кербелу и Неджеф, где стал последователем секты шейхитов, проповедовавшей идею о скором пришествии мусульманского мессии- 12-го имама Мехди, который исчез, по преданию, около тысячи лет назад и должен появиться, чтобы уничтожить несправедливость на земле и установить новые, справедливые порядки.

В 1843 г. умер руководитель шейхитов сеид Казем, не оставив после себя преемника. В 1844г. сеид Али- Мухаммед объявил себя Бабом- дверью, вратами, через которые ожидаемый Мехди передаст свою волю народу. В 1847г. он объявил себя уже самим пророком Мехди и в подражание Корана написал книгу «Беян» («Откровение») изложив основные положения своего учения. Однако характерно, что в документах нет призыва к уничтожению существующего строя, стремление к созданию «справедливого царства» ограничивалось требованием свержения Каджарской династии.

Предлагаемые документы позволяют познакомиться с важнейшими сторонами учения Баба, его личностью.

В документе №1 автором документа Ф. Энгельсом говорится о сходных чертах антифеодальных движений. Обратите внимание на роль религиозного сознания в антифеодальной идеологии. В документе №2 приведены основные положения, которые проповедовал Баба. Здесь обратите внимания на идею равенства всех бабидов, а также на попытку уровнять в правах женщин и мужчин, что для мусульманских стран было не приемлемо. Также обратите внимание в чем, по мнению Баба, роль пророка на земле. В документе № 3 важно сравнить учения Баба и его учеников.

 

ВОССТАНИЯ БАБИДОВ

 

Документ №1.

Ф. ЭНГЕЛЬС О ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТАХ

АНТИФЕОДАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

 

Роль религиозного сознания в антифеодальной

идеологии

 

Цит. по: Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии.— Маркс К

и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 7.

«...Во времена так называемых религиозных войн XVI столетия речь шла прежде всего о весьма определенных материальных классовых интересах; эти войны так же были борьбой классов... Если эта классовая борьба протекала тогда под знаком религии, если интересы, нужды и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени.

...Как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер... Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона. Даже тогда, когда образовалось особое сословие юристов, юриспруденция еще долгое время оставалась под опекой богословия. А это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя.

Ясно, что при этих условиях все выраженные в общей форме нападки на феодализм и прежде всего нападки на церковь, все революционные — социальные и политические — доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси. Для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости» (с. 360—361).

«...Ересь, которая являлась прямым выражением потребностей крестьян и плебеев и почти всегда сочеталась с восстанием... Она требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из „равенства сынов божиих" она выводила гражданское равенство и... отчасти даже равенство имуществ. Уравнение двор



2015-11-27 1237 Обсуждений (0)
УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ В ИРАНЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДЕРЖАВ В ИРАНЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)